Ан-124 "Руслан": Як диво українського літакобудування ледве не спіткав провал

​Транспортування комплектуючих для першого "Руслана" з Ташкента до Києва була на межі зриву.

Найбільші в світі транспортні літаки Ан-124 "Руслан" та Ан-225 "Мрія" будував весь Радянський Союз. Сотні інститутів та промислових підприємств брали участь в їх виробництві. За умовами кооперації Ташкентському авіаційному заводу було доручено виготовлення крил та центропланів, а остаточне складання цих літаків виконувалася на авіазаводах в Києві та Ульяновську. Єдино можливим способом доставки таких великогабаритних виробів з Ташкента до Києва та Ульяновськ було перевезення по повітрю, розповідають Патріоти України. Далі мовою першоджерела.

Для выполнения такой необычной задачи в антоновском ОКБ сконструировали систему внешней навески, приспособив в качестве перевозчика самолёты Ан-22 "Антей". Силовыми элементами этой системы являлись мощные стойки, изготовленные из толстостенных металлических труб, нижние концы которых крепились к фюзеляжу, а противоположные были выдвинуты наружу и заканчивались узлами навески, к которым крепился перевозимый груз. Такая конструкция хорошо себя зарекомендовала и прослужила до окончания эпопеи, только первый блин получился комом.

В мае 1980 года из числа лётно-испытательного состава ОКБ был сформирован экипаж для первой в истории транспортировки такого груза, возглавляемый Заслуженным лётчиком-испытателем Юрием Кетовым. Когда все вопросы были согласованы и получены соответствующие разрешения, мы на переоборудованном "Антэе" прилетели в Ташкент. Экипаж отвезли в гостиницу, а самолёт отбуксировали в сборочный цех, где его уже ждал груз — центроплан первого Ан-124. После того, как центроплан установили в походное положение, мы выполнили несколько контрольных полётов для оценки поведения самолёта и груза. Сам перелёт из Ташкента в Киев планировался с промежуточной посадкой в Моздоке.

И вот настал день вылета. Рано утром приехали на аэродром, прошли все формальности, взлетели и взяли курс на запад. Нас сопровождал Ан-12 с технической бригадой и работниками ОКБ на борту. Поскольку груз был крупногабаритным, то характеристики устойчивости и управляемости претерпели значительные изменения, а все эволюции лётчики выполняли плавно, не допуская энергичного маневрирования. Полёт сопровождался ощутимой тряской, которую подбором скорости и отклонёнными на небольшой угол закрылками удалось довести до приемлемого уровня.

Пролетели половину пути, как вдруг самолёт затрясло со страшной силой. Впечатление было такое, будто мы, сидя в автомобиле, на большой скорости с асфальта попали на булыжную мостовую. Что-то произошло с грузом, но что именно, определить не могли, поскольку возможность для его осмотра конструктивно не была предусмотрена. Командир уменьшил скорость и выпустил закрылки на больший угол, но ощутимого результата это не дало. Стало понятно, что до Моздока мы не долетим, к тому же вокруг на многие сотни километров пустыня, а впереди — Каспийское море. С трудом удерживая самолёт, командир поручил мне определиться с аэродромом для выполнения аварийной посадки. Я доложил, что ближайшим подходящим аэродромом является Красноводск и дал курс следования на него.

Примерно через час тревожного полёта мы совершили благополучную посадку в Красноводске и зарулили на стоянку. После осмотра выяснилось, что на системе навески произошло частичное разрушение обтекателя, а оставшиеся элементы явились концентраторами турбулентности, в результате чего и возникла сильная тряска. Техники демонтировали его остатки и рейс до Киева был продолжен. После этого случая конструкцию обтекателя навесной системы изменили, а экипаж получил премию, которую тут же назвали "платой за страх".

Олег Коршунов, Заслуженный штурман-испытатель СССР

Опублікував: Олекса Хвацький
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Все свідчить про те, що Китай дуже хоче продовження війни в Україні, - журналістка

середа, 17 вересень 2025, 22:25

"Трамп не може закінчити війну, але він може на неї сильно вплинути різними методами і способами. І те, як він своїми заявами, наче каток, ішов – усе вказувало на те, що так, 2025 року війна може закінчитися", - розповіла журналістка Олена Курбанова у ...

Меланія не слідкувала за манерами Дональда? Трамп кілька разів порушив королівський етикет під час візиту до Британії (відео)

середа, 17 вересень 2025, 22:14

Президент США Дональд Трамп під час візиту до Британії кілька разів поплескав по спині короля Чарльза ІІІ. Згідно з королівським етикетом, фізичні контакти вважаються порушенням та є формою неповаги, зазначають Патріоти України. Один із випадків стався...