Но за счет чего? Все эти люди – по сути – получают не одну пенсию – а сразу две. Первая – от государства. А вторая – это накопительная пенсия. Это деньги, которые каждый месяц откладывались из зарплаты человека на его личный пенсионный счет. В специальном фонде. С каждым годом – сумма увеличивается. И с выходом на законный отдых – накопленные деньги и становятся той самой дополнительной пенсией.
Французский пенсионер Пьер-Мари работал архитектором. Но и сейчас не сидит без дела. Разводит пчел, продает свой мед, сдает комнату в своем доме туристам. Хотя его пенсия от государства – по нашим меркам – кажется огромной. Он получает тысячу сто евро. Для сравнения – в Украине средняя пенсия в переводе на валюту ЕС – шестьдесят евро. А ведь кроме государственной – этот мужчина получает пенсию еще и из своего личного накопительного счета. Это дополнительно – тысячу двести евро. Это те деньги, которые он откладывал из зарплаты всю жизнь. И во Франции – человек может сам решать, как распоряжается накопленной суммой.
«Я думаю над тем, не забрать ли всю сумму сразу. Это около 30 тысяч евро. Получать регулярные выплаты – это одно. Но ведь если я умру – то не получу всех этих денег», – говорит он.
Во Франции участие в накопительной пенсионной системе является добровольным. Человек может сам решать – откладывать ему деньги в специальный фонд или нет.
А вот во многих других европейских странах – эта система обязательна. У работающих людей забирают часть денег из зарплаты автоматически и перечисляют эти средства на их личный пенсионный счет. Такую систему планируют внедрить в Украине. Правительственный законопроект уже больше года лежит в Верховной раде.
Между тем, в Эстонии подобная система уже действует. И ввели эту обязательную накопительную пенсию в Эстонии относительно недавно – только в 2002 году. Да и обязательным участие в этой системе есть не для всех, а только для людей 1983 года рождения и младше. То есть людей, которым тридцать пять лет и меньше. Людям старше тридцати пяти в Эстонии дали возможность выбора – присоединятся к накопительной системе или нет. Кстати, точно так же хотят сделать и в Украине.
Анна Вершик работает преподавателем в одном из университетов Таллина. Ей сорок девять лет. Так что та самая возможность выбора у нее была. И она решила присоединиться к накопительной системе. Ей – сорок девять лет. До пенсии уже не так уж далеко, но все же на ее личном счету в специальном фонде к тому времени должна накопится хорошая сумма. Вот как устроена накопительная система в Эстонии. От суммы зарплаты сотрудника – отчисляют два процента на его личный счет в специальном фонде. Еще четыре процента сюда же перечисляет предприятие, где он работает. Таким образом, получается шесть процентов. И так – каждый месяц. Находятся деньги в банке-хранителе. Но они не просто лежат там, а инвестируются в различные ценные бумаги – акции, облигации. Таким образом приносят прибыль, защищая сбережения от инфляции.
Ни одного случая, когда бы деньги из фондов исчезали еще не было. Даже в кризис 2008-2009 годов. Какая сума сейчас на Вашем личном счету в накопительном пенсионном фонде? Куда эти деньги инвестируются? Все это граждане Эстонии могут увидеть – стоит только зайти в Интернет на своем компьютере или даже мобильном телефоне. Вера Конык – украинка, которая уже давно живет в Таллине. Она тоже решила стать участником накопительной системы.
Она еще помнит, как у людей сгорали деньги на книжках в Сбербанке СССР. Но за свой накопительный пенсионный счет в Эстонии Вера не переживает. Но большинство эстонцев предпенсионного и пенсионного к накопительной системе не присоединились. И на дополнительную пенсию они рассчитывать не могут. Средняя же пенсия от государства в этой стране около четырехсот евро. Достаточно ли это для жизни? Некоторые люди говорят – мало. Особенно жалуются выходцы из России, которых здесь очень много. А вот коренным эстонцам – хватает.
Многие эстонцы вместо того, чтобы копить на пенсию, копили деньги на постройку дома своей мечты, в котором можно будет прожить на старости лет. Жить на берегу моря посреди соснового леса – здесь это не считается роскошью. Ее зовут РээтВалинг. Женщине семьдесят лет. Вторую пенсию она не получает. Говорит – это был ее сознательный выбор – от накопительной системы она отказалась. Все до последнего Рээт откладывала, чтобы построить дом. И потом – переехала сюда из Таллина.
Цена за централизованное отопление в городе очень высока. Минимум половина пенсии бы уходила на это. А здесь у нее финская печка. Намного экономнее и намного комфортнее. На то, чтобы купить дрова, на качественное питание, на вещи первой необходимости государственной пенсии хватает, говорит Рээт. А вот на то, чтобы путешествовать, или даже на то, чтобы покупать себе книги уже нет. Женщина – как только вышла на пенсию – пошла учиться. Получила второе образование. И теперь продолжает работать. Если раньше она была радиоведущей, то теперь ведет курсы для безработных. Говорит – ей важно быть в движении, а не сидеть без дела.
Лидия Лаане – украинка, которая еще в семидесятых переехала в Таллин. Вторую пенсию получает. Пятнадцать лет назад, когда начала работать накопительная система, женщина присоединилась к ней. И теперь, когда Лидия уже достигла пенсионного возраста, из своего личного накопленного счета она получает ту самую вторую пенсию. Около 45 евро каждый месяц. К этому добавляем государственную пенсию – и в сумме получается около 450 евро. И плюс пенсия мужа. Жить можно – говорит Лидия. Но все же, сумма второй пенсии в сорок пять евро, по меркам ЕС, кажется очень скромной.
В Эстонии сумму выплат определяет страховая компания. Каким образом? Она просчитывает, сколько человек вероятно может прожить на пенсии, сколько денег у него накопилось на счету. Из этих данных по специальным формулам и выводят размер ежемесячной выплаты. А вдруг он умрет через несколько лет, или даже через несколько дней после выхода на пенсию? Тогда деньги остаются у страховиков – это становится их прибылью. Но если же человек окажется долгожителем и проживет гораздо больше, чем рассчитали страховки, он все равно будет до конца жизни получать свою вторую пенсию. В убыток и назло страховой компании – как здесь шутят. А вот как в той же Франции всю накопленную сумму сразу тут забрать нельзя.
Многие эксперты в Эстонии считают это неправильным. А вот в эстонском правительстве говорят, что по-другому сейчас нельзя. Даш человеку всю суму сразу, а он ее бездумно растратит. А ведь нужно, чтобы эти деньги стали для него поддержкой и в глубокой старости. Ведь государственная пенсия, по сравнению с другими странами ЕС, небольшая.
Большинство людей не склонны думать о глубокой старости и живут сегодняшним днем – на это жалуются и в американском правительстве. В США свои пенсионные накопления забирать разрешается. При чем даже до достижения пенсионного возраста. И люди этим часто бездумно пользуются. В Украине же в парламент вот-вот подадут законопроект о пенсионной реформе. Но переход к накопительной системе – такой, как в той же Эстонии – там не предусмотрен. Об этом сказал министр соцполитики. Объясняет – в стране плачевна ситуация и с основными – государственными пенсиями. Сначала нужно навести порядок здесь. А уже потом браться за следующий этап.
Источник: segodnya
"Це основна причина удару. Головна ціль. Налякати ще більше Маска і Ко ядерною війною. Щоб вони ще більше волали про те, що не можна допомагати Україні. Ще більше кричали про те, що Росія могутня і не можна її ображати", - пише інвестиційний банкір Сер...
Росія "намагається надіслати сигнал" Заходу за допомогою удару міжконтинентальних балистичних ракет по Дніпру. Таку думку висловив старший аналітик Australian Інститут стратегічної політики у коментарі CNN, передають Патріоти України. Хоча міжконтинент...