Вот так: взял и «одолжил» у нас с вами каких-то 6 миллиардов долларов США. И пропал! А вы тут меня просите какой-то роттердамский «плюс» объяснить. Ну ок, раз уж обещал. Тем более что лайкнуло больше даже чем 500 человек.
Начну тоже с цены вопроса: «+» в роттердамской угольной формуле – это стоимость логистики из угольного хаба ARA (Амстердам, Роттердам, Антверпен) в украинский порт. В сегодняшних деньгах это 17 дол США на каждой тонне. Если годовая потребность украинских ТЭС 24 млн тонн, то нехитрые арифметические упражнения выводят цифру 408 млн дол США. Не 6 ярдов Коломойского, конечно, но именно такая сумма закладывается в тарифы.
Но помним: тарифы не для населения (на них никакой «Роттердам+» не распространяется, они совершенно другим постановлением НКРЭКУ регулируются – от 26.02.2015-го), а тарифы для НЕбытовых потребителей. В основном, промышленных предприятий.
Итак, почему это условный Коломойский в лице своего Никопольского или Запорожского ферросплавных заводов (последний берёт 25% энергопотребления Запорожской области) должен оплачивать эти самые 17 долларов на каждой тонне, если этот уголь никто ниоткуда не везет? А везут этот уголь, как любит писать Андрей Герус, «з сусіднього села».
Рассказываю. Еще до блокады Украина стала дефицитной страной: импортировались все основные марки энергетических углей: и А, и Г. Так получилось, что в 2014-2015 гг герусы в НКРЭКУ реализовали «замечательный» проект «2х2» – за два года уронили украинскую угледобычу ровно в два раза. Ещё бы: если корову мало кормить и много доить, то и не такой амбициозный проект падения можно реализовать. Так и с углём – если его покупать ниже себестоимости, то понятно, что с каждым месяцем добыча будет всё меньше и меньше.
В общем, Герус из НКРЭКУ со скандалом ушел и там стали думать: а что делать, чтоб корова (угольная отрасль) окончательно не сдохла? Решили так: раз уж всё равно дефициты импортом закрываем, то пусть и украинский уголь будет столько стоить (с поправкой на разную калорийность, конечно). Называется этот подход «принцип импортного паритета». Т.е. украинский уголь стоит НЕ дороже импортной альтернативы.
Вечно ноющим шахтерам и их повелителям из числа красных директоров и олигархов внятно объяснили: вот порт, там стоит корабль с углём, цена у них вот такая. Можете по цене с условным «кораблем» конкурировать – работаете, не можете – ищите другую работу. И незачем тут касками стучать. Потому как в наличии есть польские и австралийские товарищи, которые с удовольствием продадут сколько нужно.
На этом месте, хочу снять розовые очки с некоторых почитателей Парасюка и Семенченко, которые соревнуются в собственных фантазиях на тему дешевизны украинского угля. То им 800 грн/т кажется правильной ценой, то 300 грн с головой должно хватить. На днях Минэнергоугля опубликовало данные за февраль этого года, где средняя себестоимость угля госшахт составила 2500 грн/т. У частников она пониже, но им и дотаций из бюджета не дают. Что б вы понимали, «роттердамская» цена с логистическим «плюсом» была до апреля 1730 грн/т., а со второго квартала – 2000 грн/т.
И это совсем не значит, что завтра цена вновь не упадет и не остановится, как в прошлом году, на смехотворной отметке в 1390 грн/т. У всяких там австралийцев и южноафриканцев есть куда демпинговать – экономика добычи экскаваторами в открытых карьерах куда гибче, чем ковыряние в километровых подземных норах.
На этом я бы мог закончить. Но не буду, ибо тема «плюса» и абсурдности его противников раскрыта не до конца. Представим себе, что в НКРЭКУ испугались бесконечных разоблачений «роттердамской зрады» в УНИАНе и на «1+1» и решили, как требует Герус, установить две цены на уголь: «Роттердам+» для импортного угля и просто «Роттердам» (не говоря уже о «Роттердаме-», который требует Герус) для украинского угля.
И вот на основании этого определили, что цена угля по формуле для украинского угля – 60$ за тонну (без «+» доставки, разумеется). А себестоимость добычи некой украинской шахты, допустим, 70$. И тогда по логике сторонников такого подхода, энергетики должны отказать этой шахте и приобрести за рубежом импорт по цене 77$! А если двигаться в логике Геруса в «Роттердам минус», то отказать нужно даже украинской шахте, которая по 50 готова продать. И купить импорт за 77!!!
Кому выгодно? Шахтёрам, которые пойдут за пособием по безработице, – не выгодно. Бюджету, который потеряет налогоплательщиков, – не выгодно.
Коломойскому – временно выгодно. Но только до того момента, пока от такой «справедливой» формулы не передохнут украинские шахты. А потом – снова импорт по «Роттердам+». Возможно, с тех же польских шахт, куда уедут работать потерявшие работу галицкие и волынские шахтёры.
Британське високотехнологічне обладнання вартістю 2,1 мільйона доларів надходило до Росії через компанію, зареєстровану в Киргизстані, яку заснувала 25-річна модель. Про це повідомляє BBC News із посиланням на митні документи, передають Патріоти Україн...
Жінка стверджує, що її місяцями переслідував "гоблін", а позбутись його вдалось лише після відвідування чаклунської крамниці та специфічного ритуалу, передають Патріоти України з посиланням на Daily Star. Героїню звати Джордан. Вона поділилася відео зі...