І хоча в Китаї фактично відсутнє таке поняття як пенсії, загальні витрати держави до кінця 70-х років досягали цифри в 36% ВВП, розповідають Патріоти України. Далі мовою першоджерела.
Несмотря на то, что страна имела 800 млн крестьян из 1 млрд населения, все они страдали от систематического голода. И вот в 1979 году правительство Китая запускает либеральные реформы.
Первое, что правительство сделало, это дало крестьянам свободу! Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство, была отменена система государственных закупок, а цены на большинство видов сельхозпродукции перестали регулироваться. В результате чего в стране пошёл сельскохозяйственный бум.
В дальнейшем с середины 80-х подобные действия стали проводиться и на промышленном рынке переводя предприятия на самоокупаемость.
Результатом проводимых реформ стал стабильный рост экономики Китая в размере 10% ВВП. При этом в некоторые годы он достигал феноменальных 15% ВВП (смотри график)
При этом потребительская инфляция была также высока - в среднем на уровне 10-11% в год.
Но ещё более интересным выглядит вот этот график (смотри рисунок), который разбивает все шаблоны современных экономистов говорящих о решающей роли государства в поддержании и ускорении экономического роста.
Китай действовал вопреки принятым шаблонам и снизил с 1979 года по 1996 год свои государственные расходы с 36 до 14!!! % ВВП. При этом, как Вы можете видеть, были сокращены также государственные капитальные инвестиции а также государственные экономические субсидии
Конечно мне стало интересно, а какая же налоговая система была в то время в Китае.
К сожалению о налоговой системы Китая до 1994 года мало информации. Но, судя по тому анализу, который я провёл, основой всей налоговой системы был торгово-промышленный налог с множеством ставок для различных видов деятельности. Насколько я понял, это дифференцированный налог с оборота. И это, кстати, разрывает ещё 1 шаблон, что налог с оборота разрушает производства и вреден. Вредным оказалась централизация финансов и административные запреты на ведение бизнеса. А как только их сняли - сразу же пошёл бурный рост.
НДС в Китае частично был запущен в определённых зонах с 1984, но в основном был запущен только в 1994 году.
В тоже время есть ещё несколько особенностей запуска НДС с 1994 года, которые хотелось бы отметить:
1. Основная часть услуг не попадала под действие НДС и облагались специальным налогом с оборота (на хозяйственную деятельность) по ставке 3-5% в зависимости от типа услуг. И это ещё один разрыв шаблона, что услуги должны облагаться по тому же принципу, что и товары.
2. НДС для мелких предприятий шёл как 6% с оборота без вычета входящего НДС
3. Ставки основная была 17%, а пониженная была равна 13%. Часть продукции, например продажа сельхозпродукции, производителями не облагалась НДС. Экспорт ставка 0% с возмещением.
Есть ещё один глобальный момент в налоговой системе Китая, на который хотелось бы обратить Ваше внимание.
Это наличие в каждом налоге необлагаемых минимумов. Это распространяется как на НДС, так и на налог на услуги (хозяйственную деятельность), но самым явным образом это выражалось в налогах на доходы физических лиц. Ставка НДФЛ = 0% распространялась на подавляющее число населения. Его по факту платили только состоятельные граждане и иностранцы. А в структуре доходов бюджета 1994 года НДФЛ составлял всего 1.42%!!!
И, конечно же, стоит отметить простоту законов. Так описание НДС и налога на хозяйственную деятельность составляет около 5 листов текста.
Подводя итоги, нужно сказать, что Китай никогда бы не добился бы своего роста, если бы слушал советы МВФ и западных экономистов. Разрыв шаблонов и новых идей - вот основная составляющая экономического чуда Китая.
Автор: Даниил МОНИН
Усього виготовили лише 20 купе Ford Mustang McLaren. Заряджена версія купе вирізняється обвісом, розширеними крилами та пластиковим капотом. У США виявили покинутий раритет – Ford Mustang McLaren 1982 року. Унікальний спорткар простояв три десятиліття ...
Верховна Рада в четвер, 21 листопада, прийняла в першому читанні законопроєкт про безпеку в закладах загальної середньої освіти. Водночас у проєкті не передбачено фінансування забезпечення такої можливості. Про це сказав народний депутат Микола Княжиць...