Директор Інституту розвитку економіки України вважає, що не може розвиватися підприємництво в Україні, якщо інвестиційний горизонт всього лише 2 - 3 місяці
"Если бы бразды управления экономикой страны были в руках профессиональных людей, то многие структурные и институциональные проблемы можно было решать на горизонте 1 – 1,5 лет, однако, мы наблюдаем в последние годы, что власти переводят эти проблемы в долгосрочный период на 5 – 8 лет", пише у своєму блозі на Ліга.нет директор Інституту розвитку економіки України Олександр Гончаров, передають Патріоти України. Продовжимо мовою оригіналу.
Как выживать бизнесу в этих тяжелейших условиях? В то время, как топ-чиновники, причастные к обвалу экономики и реальных доходов украинцев, продолжают произносить вслух всем до боли знакомые колдовские мантры: реструктуризация госдолга, большая приватизация, размещение гособлигаций и прочее, прочее, подводя нас к мысли, что нынешняя экономическая политика Кабмина правильная, обсуждению и корректировке не подлежит.
И всё же, не может развиваться предпринимательство в Украине, если инвестиционный горизонт всего лишь 2 - 3 месяца. В самом деле, как выживать малому и среднему бизнесу, когда даже базовые допущения для разработки бизнес-планов уже не работают. Многие факторы и финансовые показатели стали сильно зависеть от выборов Президента и нового состава народных депутатов, геополитической обстановки, позиции Международного валютного фонда, наконец, от формирования одной точки зрения из трех разных штабов – АП, Кабмина и Верховной Рады.
Поэтому в эти мартовские дни собственники и топ-менеджеры обговаривают различные сценарии, исходя из высокой неопределенности выборов-2019. Ясно одно, если политики не услышат бизнес, то на улицах окажется еще больше безработных. И если события будут развиваться по наихудшему сценарию - нас ждут еще большие волнения, беспорядки и протесты. Серьезные предпосылки для этого есть, так как даже крупные госпредприятия начали становиться в очередь на банкротство. К примеру, из-за судебных тяжб, огромных корпоративных долгов и слабого спроса на основную продукцию аммиак, никак не удается найти в процессе большой приватизации эффективного собственника для Одесского припортового завода.
Кстати, после неудачных попыток Фонда госимущества продать государственный пакет акций этого стратегического предприятия (замечу, стартовая цена была снижена с более чем 13 млрд. грн. до 5 млрд. грн. - сейчас и вовсе цену опустили до 1,5 млрд. грн.), пришлось весной прошлого 2018 года совсем остановить производственную деятельность ОПЗ. Что теперь делать с этим еще в недалеком прошлом флагманом украинской промышленности и особенно с его уникальным трудовым коллективом? В начале текущего 2019 года от Главы Одесской облгосадминистрации Максима Степанова звучали заверения о запуске ОПЗ в связи с передачей завода под управление НАК «Нафтогаз Украины» или Аграрного фонда. Но, как говорится, а воз и ныне там!
Конечно, идея с «Нафтогазом» интересная, особенно в связке с «Укртрансгазом», однако, у этих госкомпаний своих проблем выше крыши. Вот и на днях в Кабмине пришли в ярость от финансового плана НАК «Нафтогаз Украины». Возмущение членов правительства объясняется тем, что «гениальная» команда А.Коболева умудрилась в финплане «Нафтогаза» заложить скрытый дефицит в 84,5 млрд. гривен! Много лет сотрудничая с Кабмином разных составов, прекрасно понимаю логику их такой жесткой реакции. Ведь если на Грушевского начнут так легко закрывать глаза на уловки коболевых, то таким образом они как бы предоставят карт-бланш или неограниченные полномочия на дальнейшее разворовывание миллиардных бюджетов.
Но, в отличие от рядовых налогоплательщиков, в Минфине, МЭРТе, Минэнерго не привыкли к тому, чтобы из «их карманов» так запросто воровали. Поэтому «Нафтогаз» как минимум должен пересмотреть выплату не 50%, а 90% прибыли за прошлый 2018 год, как это предусмотрено в бюджете-2019. Также руководство НАКа раскритиковали за его планы в текущем 2019 году потратить более 3 млрд. грн. на непрофильную деятельность и на мероприятия, эффективность которых не подтверждена, как в случае с Одесским припортовым заводом. В частности, «Нафтогаз» хотел бы вложить 1,7 млрд. грн. в уставные фонды дочерних предприятий, 1,2 млрд. грн. инвестировать за границу и 198 млн. грн. потратить на содержание заграничных представительств.
В нынешней ситуации вряд ли Кабмин всё это одобрит. Тем более, что совершенно не ясно, где Минфину при сокращении промышленного производства брать деньги в госбюджет-2019 на выполнение казалось бы неподъемных социальных обязательств, включая выплаты повышенных пенсий и субсидий «живыми» деньгами, а также уже с 1 апреля - дополнительной соцвыплаты для многодетных семей на 3-го, 4-го и каждого последующего ребенка по прожиточному минимуму. Конечно, есть проверенный, но очень опасный в долгосрочной перспективе способ – размещение государственных облигаций. Но кто сейчас на финише президентской гонки думает о далеком будущем?! Как известно, коррупция и компрадорская экономика всегда живут одним днем. Итак, вчера 13 марта Минфин сообщил, о доразмещении 10-летних еврооблигаций со сроком погашения 1 ноября 2028 года на 350 млн. долл. США с процентным доходом по купону в 9,75%!
В итоге, общий объем 10-летних еврооблигаций, выпущенных в октябре 2018 года, увеличился с 1,25 млрд. долл. США до 1,6 млрд. долларов! Кто эти очень дорогие долги будет отдавать? И главное – чем? Откровенно говоря, еще несколько лет назад, в какое бы министерство или ведомство Кабмина я бы ни зашел, непременно встречал бывших сотрудников «СКМ» Рината Ахметова или «МАКО — Менеджмент Ассетс Компани» Александра Януковича. Сегодня то же самое. Только встречаю бывших сотрудников «Dragon Capital» Томаша Фиалы и «ICU - Инвестиционный Капитал Украина» (в 2007-2014 годах председателем совета директоров ICU была экс-глава НБУ Валерия Гонтарева). Извините за прямой вопрос, но, что умного сделали наши новые «старые» экономические чиновники, что так быстро лично разбогатели? При этом Украину превратили в самую бедную страну Европы.
Да, идет та же самая бескомпромиссная, если не более жестокая борьба за возможность управлять гигантскими финансовыми потоками из государственного бюджета. Причем ничего нового топ-чиновники не изобретают. Например, известно, что искусственное создание дебиторской задолженности на государственных предприятиях – это один из многочисленных и легких способов заработать «налево» миллионы гривен, а новые условия проведения большой приватизации, допускающие конкурсы с одним участником и значительные скидки, делают процесс продажи пакетов акций стратегических предприятий в конкретные руки и по самой бросовой цене - совсем управляемым. Пример тому тот же Одесский припортовый завод.
Вот почему крупному политику и бюрократу лучше купить за рубежом и поставить на пост министра «ручного» иностранца или вернуть домой из Лондона инвестбанкира, чем повышать грамотность всего украинского народа. Правда, в последнее время для большинства наших людей, которых в высоких кабинетах считают «серыми и убогими», экономическое образование и финансовая грамотность стали выходить не только на первый план, это еще нравственный и интеллектуальный вызов для нас за подлинный облик наших детей и внуков.
И теперь главный вопрос, как скоро мы сможем остановить процесс создания в Украине самого неудачного типа капитализма? Выборы-2019 в этом чем-то помогут?
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.