Помочь провести местные выборы на Донбассе и закрыть там границу между Украиной и Россией готов Александр Лукашенко. Об этом он заявил 17 ноября на большой пресс-конференции для российских журналистов в белорусской столице, Сообщают Патриоты Украины со ссылкой на naviny.by
Эксперты сходятся во мнении, что такого рода миротворческие услуги Минска вряд ли будут востребованы. Иные полагают, что Лукашенко, сам в душе это понимая, просто делает пиар-ходы.
Надежды на роль новой Женевы оказались завышенными
Именно освоение миротворческой ниши в конфликте вокруг Крыма и Донбасса помогло белорусским властям разморозить отношения с Западом. Соглашения относительно урегулирования на востоке Украины были подписаны у нас, их стали называть минскими. А прилетом сюда Ангелы Меркель и Франсуа Олланда на саммит нормандской четверки в феврале 2015 года ознаменовался символический вывод Лукашенко из статуса «последнего диктатора Европы».
Вдохновленный официоз заговорил о том, что Беларусь становится донором региональной стабильности. На политологических конференциях зазвучало, что Минск может превратиться в восточноевропейскую Женеву.
На самом деле Евросоюз поощрял белорусское руководство не столько за собственно миротворчество (даже Лукашенко шутил, что лишь подносит лидерам нормандской четверки кофе), сколько за дистанцирование (по мере возможностей) от политики России в украинском вопросе.
Так или иначе, надежды на роль новой Женевы оказались завышенными. Через энное время политики и эксперты стали дружно твердить, что минские договоренности по Донбассу не работают. Переговоры в нормандском формате стали происходить в других местах. В общем, миротворческие лавры подувяли, перестали приносить прежние дивиденды.
И вот сейчас на пресс-конференции 17 ноября, пространно отвечая на один из вопросов, Лукашенко заявил насчет Донбасса: «…Мы готовы любую роль там сыграть… Если вы хотите, чтобы мы там провели выборы, притом честно, абсолютно честно — местные выборы, о которых столько говорят, — мы готовы это организовать. Если вы хотите, чтобы эти 400 километров границ между Донбассом и Россией, между Украиной и Россией на этом этапе нужно закрыть, навести порядок, — пожалуйста, мы это сделаем. Если вы этого хотите».
Правда, на том же мероприятии Лукашенко допустил высказывание, которое должностным лицам в Киеве явно не понравилось: «На юге война — нам с Украиной приходится 1200 километров границы грудью закрывать, потому что потоком идет оружие, взрывчатка. Мы их уже задерживаем не только на границе, но и на железнодорожном вокзале».
Погранслужба Украины тут же опровергла это заявление, отметив, что на самом деле между нашими странами «нет больших потоков оружия, боеприпасов или же других запрещенных веществ». Причем это утверждение подкреплено статистикой, включая данные от белорусских коллег.
Что же касается минского железнодорожного вокзала, то широкой публике известна лишь довольно загадочная история с задержанием в прошлом году бывшего бойца «Правого сектора», у которого нашли самодельное взрывное устройство и которому в итоге дали пять лет.
Похоже на то, что белорусский официальный лидер несколько драматизировал проблему, чтобы ярче обрисовать опасность войны по соседству.
Сколько у Минска голубых касок?
К слову, впервые предложение отправить на Донбасс своих солдат, чтобы разрулить тамошнюю войну, Лукашенко высказал еще в октябре 2014 года в интервью «Евроньюс». Тогда представитель украинского МИДа назвал идею несвоевременной.
Белорусские же эксперты отмечали, что электорату Лукашенко вряд ли понравится перспектива цинковых гробов из горячей точки и что у нас маловато специально подготовленных войск, чтобы справиться с миротворческой миссией самостоятельно.
В белорусских вооруженных силах есть вышколенная (в том числе в рамках сотрудничества с НАТО по программе «Партнерство ради мира») миротворческая рота, которая дислоцируется в Витебске и входит в состав 103-й мобильной бригады. Как отметил в интервью Naviny.by военный эксперт Александр Алесин, для миссии на Донбассе Минск мог бы задействовать также две бригады — сил специальных операций и внутренних войск (в сумме до четырех тысяч бойцов), которые проходят миротворческую подготовку в рамках ОДКБ.
«В принципе таким контингентом при помощи мобильных групп и беспилотников можно закрыть 400 километров границы», — считает аналитик. Другое дело, отмечает он, что эти две бригады «не аттестованы по стандартам ООН». А ввод на Донбасс сил под эгидой ОДКБ, в которой задает тон Россия, неприемлем для Киева, полагает собеседник Naviny.by.
С другой стороны, и Москву, видимо, задевает эта инициатива союзника, который таким образом претендует на особую роль и нейтралитет в украинском вопросе. Так что шансов на реализацию у этой идеи Лукашенко практически нет, заключил Алесин.
Подобной точки зрения придерживается минский аналитик-международник Андрей Федоров. «Украинская сторона на это не пойдет, потому что расценивает Беларусь как явную союзницу России. Что, в частности, было продемонстрировано недавно при голосовании в ООН. России же в принципе не нужно, чтобы кто-то был на этой границе», — заявил Федоров в комментарии для Naviny.by.
Собеседник имел в виду сюжет, который развернулся 15 ноября в Нью-Йорке на заседании третьего комитета Генеральной ассамблеи ООН, когда Беларусь пыталась отложить принятие резолюции по правам человека в Крыму, а потом проголосовала против нее.
Такое поведение Минска вице-спикер Верховной рады Украины Ирина Геращенко эмоционально расценила «как нож в спину». Пресс-секретарь белорусского МИДа Дмитрий Мирончик был вынужден оправдываться, уверяя, что «позиция Республики Беларусь по Украине не поменялась ни на йоту».
Российские самолеты в белорусском небе напрягают Киев
Так или иначе, официальный Киев вряд ли верит в полную нейтральность белорусского руководства, зная о его союзнических обязательствах перед Москвой да и огромной зависимости от нее в различных сферах, прежде всего экономической.
Не укрепляют доверия, в частности, российско-белорусские маневры рядом с украинской границей. В прошлом месяце представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Вадим Скибицкий на брифинге в Киеве заявил, что «26 октября, используя обязательства Республики Беларусь как союзнического государства, российскими боевыми самолетами в воздушном пространстве Беларуси отработан вопрос условного нанесения массированных авиационных ударов по стратегическим объектам на территории Украины». Белорусское Минобороны парировало: мол, это была обычная тренировка ПВО СНГ.
В украинском руководстве вряд ли допускают, что даже при наихудшем развитии событий Лукашенко согласится двинуть против южной соседки свои войска. Но явно опасаются, что в некой критической ситуации Россия, нажав на союзника, может использовать белорусскую территорию для удара по Украине.
В общем же Киев дорожит тем, что есть, — достаточно гибкой, если брать в целом, позицией белорусского руководства в украинском вопросе, а также прагматичным экономическим (и не только экономическим) сотрудничеством. Но приглашения умиротворять Донбасс Минск от украинской стороны вряд ли дождется.
Да, ну и обещание Лукашенко провести честные выборы на Донбассе способно вызвать лишь едкий сарказм в отечественной оппозиции, убежденной, что честными выборами не пахнет и в самой Беларуси. Украинские СМИ, комментируя инициативу, также отмечают, что международные наблюдатели не раз ставили под сомнение проведенные в Беларуси выборы.
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...