Сьогодні в Одесі попрощалися з геніальною Кірою Муратовою. Ні офіційної церемонії, ні пишних похоронів - така була її воля, щоб попрощатися прийшли лише сім'я і найближчі люди. Про непросту долю унікальної людини розповів один з друзів покійної, кінокритик Євген Женін, повідомляють Патріоти України з посиланням на УНІАН. Пропонуємо вашій увазі спогади митця мовою оригіналу.
На 84-м году из жизни ушла Кира Муратова – народная артистка Украины, обладательница большого количества наград, почетный гражданин Одессы, киноакадемик, волевой человек, режиссер с редким видением бытия…
За более чем 50-летний творческий стаж она сняла десятки кинолент, написала тринадцать сценарием и сыграла семь ролей. Ее шедевры, признанные мировым сообществом, дома оценили не сразу. Последней работой стала картина «Вечное возвращение» - символичное название, как, впрочем, и у других ее работ.
Известно, что в профессиональной карьере Киры Георгиевны было много трудностей, да и сама жизнь складывалась непросто. Известно, что ее дочь умерла молодой, и на попечении бабушки остались внуки… Думаю, начать нужно с того, что родилась Кира Короткова (ее девичья фамилия) в Румынии. Не имея советского паспорта, поступила на филфак МГУ, откуда через год ушла во ВГИК, к Сергею Герасимову. Она попала в легендарный «курс пятидесяти» - пятьдесят выпускников, ставшие народными артистами СССР.
Вместе со своим мужем режиссером Александром Муратовым, с которым вместе училась, на Одесской киностудии сделала картины «У крутого яра» и «Наш честный хлеб». После этого пути супругов разошлись. Как ни странно, на идеологической основе: она была тем, кого называли «диссидентами», а он – советским режиссером с соответствующим мировоззрением... И вот Кира Муратова сделала свой первый самостоятельный фильм – «Короткие встречи», в котором сыграли Владимир Высоцкий и, кстати, она сама. Несмотря на популярность, картина вызвала нарекание высшего руководства, так как ее лейтмотивом стала знаменитая песенка Высоцкого «Случай в Ватикане». Шутка ли, в советские времена: «В Ватикане прошел мелкий дождик, кардинал по грибы собрался…»! (песня-пародия на «фронтовой шансон» времен СССР).
Потом вышли «Долгие проводы» - на мой взгляд, это одна из двух лучших ее картин. Это история о внутренней неустроенности советского человека, который должен радоваться тому, что он – советский человек. При этом кричать: «Да здравствует коммунистическая партия!», хотя ему очень плохо. В главной роли – феноменальная Зинаида Шарко, а ее сына сыграл юный Олег Владимирский (ныне известный в Одессе фотокорреспондент). Картина «Долгие проводы» была запрещена с сумасшедшим скандалом. Ее не просто «положили на полку», а наложили строжайшие санкции на руководство студии, Госкино Украинской ССР и Госкино СССР. Кира попала под каток идеологического давления.
Через некоторое время она пыталась «запуститься» в Одессе с фильмом «Княжна Мэри», но ей не дали снимать. Якобы — это не то, что нужно рассказывать в советских учебниках по литературе для средней школы. Это было совершенно другое, ее личное видение. И она уехала в Ленинград, где ей каким-то чудом удалось сделать фильм «Познавая белый свет». Как мы познакомились? Как раз в период опалы, когда она приехала в Одессу с премьерой «Познавая белый свет». Сразу оговорюсь, это был не пышный показ в кинотеатрах, а внутренний – в Союзе кинематографистов.
Тогда из-за постоянного давления она не могла здесь снимать и, чтобы выжить, работала библиотекарем, уборщицей, хотела идти портовым докером… К тому же у нее не было советского паспорта, только – румынский. Удалось ей помочь, благодаря моим определенным контактам в бюро пропаганды советского киноискусства. В частности, организовать серию творческих встреч в Новосибирске, в академгородке. Но в начале 1980-х все-таки был снят фильм «Среди серых камней»… Да, после бесконечных скандалов этот проект по повести советского классика Владимира Короленко удалось запустить. Но от Киры-то ожидали картину о счастливом детстве, а она сделала «детей подземелья»! Картина была не закончена, когда Муратову со съемок сняли. Стоял вопрос не просто об увольнении со студии, а о выселении из Одессы, где она жила в «Куряже» (общежитие Одесской киностудии). Иными словами, ей грозили все возможные кары – тогда у власти был уже Юрий Андропов, который рвал и метал... Достаточно сказать, что Василий Шауро (завотделом культуры ЦК КПСС) кричал, что вообще не хочет слышать фамилию «Муратова». Картину заставляли переделывать многих одесских режиссеров, однако никто не согласился.
И в, конце-концов, она вышла под названием «Среди серых камней». В титрах – имя Иван Сидоров. Почему именно Иван Сидоров? Я приехал сдавать картину в Москву… Председатель Госкомитета СССР по кинематографии Филипп Ермаш истерически вопил: «Кого угодно – иванова-петрова-сидорова – но никаких Кир Муратовых!!!». Тогда я блефанул: «У меня как раз документы на Ивана Сидорова», и Ермаш бумаги подписал. Потом я узнал: сама Кира, думая, что кто-то возьмется за переделку фильма, заявила: «Моего имени там быть не должно… Возьмите, какое хотите: иванова-петрова-сидорова». Представьте, в закрытом для масс кинотеатре «Иллюзион» для избранной аудитории демонстрировали лучшие фильмы мирового кино. И в программе «мастера мировой кинорежиссуры» наряду с Эрнстом Бергманом, Рене Клером показывали работы Ивана Сидорова… Тем не менее, картину «положили на полку».
А потом? Грянули новые времена – пришел Горбачев и о ней вспомнили. Раиса Максимовна (супруга президента СССР Михаила Горбачева) решила Киру облагодетельствовать. Тем более, что американцы, ориентируясь на то, что в Советском Союзе якобы настали демократия и гласность, захотели встретиться именно с Муратовой. В связи с этим специально организовали делегацию советских кинематографистов в количестве… 28 человек! Однако в это время в Одессе Кира в очередной раз бешено поскандалила с завотделом обкома партии, который, вручая ей загранпаспорт, читал мораль о том, как вести себя в Америке. В ответ она порвала свеженький документ, и вытерла кусочками бумаги лицо «наставника». Послала его 50-этажным матом, хлопнула дверью и ушла. В итоге из Москвы должна была отбыть делегация из 27 человек. Без Муратовой. Другими словами, «запахло» очередным скандалом… Не то слово. Скандал был несусветный! В Одессу примчался секретарь ЦК КП Украины Юрий Ельченко, который из-за этой истории оказался под угрозой лишения партбилета. Он стоял перед Муратовой на коленях и умолял, чтобы она согласилась полететь в Штаты... Как раз в 1987-м по рассказу Сомерсета Моема она сделала картину «Перемена участи». Очередное символичное название – с этого фильма началась совершенно другая страница жизни Муратовой. Она была обласкана, зацелована и награждена. Но ей это было глубоко «по барабану».
Ее признавал весь мир, приглашали на международные фестивали в качестве члена жюри или почетного гостя. Зачастую она отказывалась, абсолютно искренне поясняя, что не может, так как ей нужно, скажем, сделать ремонт в квартире или купить новые занавески. И это было правдой – никакого кокетства. С этой ленты началась совершенно другая страница жизни режисера.
Вы ведь снимались в ее «Астеническом синдроме». Расскажите, что вам запомнилось? Когда она сказала, что хочет меня снимать на заднем плане, сразу согласился. Затем уехал в другой город на кинофестиваль, что, разумеется, связано с работой. В один прекрасный день мне передали телеграмму: немедленный вызов на съемки в Одессу. Естественно, никуда не поехал, вернулся через 12 дней – после завершения фестиваля. Тогда узнал, что она остановила съемки целого куска... Помнится, снимали меня на Строгановском мосту, где в последний момент передали несколько листов убористого машинописного текста: «Читай, у тебя очень много слов…». Сыграл там сумасшедшего философа. Небольшая роль, после которой стал тарифицированным актером кино высшей категории. Единственным, к слову, на всю Одессу. Казалось бы, маленький эпизодик, но это – Кира Муратова!
По какому принципу она подбирала актеров? Ей было абсолютно неважно: Богдан Ступка и Олег Табаков – с одной стороны, или с другой – никому неизвестная сумасшедшая бабка. У Муратовой очень часто снимались непрофессионалы, которые не уступали корифеям, а, случалось, и превосходили их.
Каким образом? Она умудрялась заметить что-то любопытное для себя в человеке, заставляла разговориться, и, не зависимо от сценария, ловила куски, которые ей были нужны. В результате, получала колоссальный эффект. Тандемы профи и дилетантов превращались в невероятно кинематографические дуэты. Все ее фильмы – нестандартное кино. Его называют авторским, личным. Когда-то ее спросил, мол, для кого снимает. «Для того, кому интересно», - ответила она. Все фильмы Муратовой – нестандартное кино, говорит Женин. «Астенический синдром» принес ей специальный приз – Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля. Было много других премий и титулов…
Как она относилась к наградам, славе? Ее реакция постоянно вызывала нарекания со стороны власть держащих, потому что она совершенно искренне от всего этого отмахивалась. Не любила, когда называли ее громкие титулы. Относилась к этому чуть ли не издевательски. Были моменты, когда при вручении наград ее приходилось утихомиривать. Она устраивала скандалы и в кабинете Раисы Максимовны. В это время Горбачева давала распоряжение, например, решить квартирный вопрос. И, по возвращению в Одессу, Муратову встретила «Чайка» - в то время единственный в городе такой обкомовский автомобиль. Отвезли ее сразу, несмотря на протесты, не в общежитие, а в квартиру на улицу Успенскую (там она потом жила). Характер у Муратовой, действительно, был тяжелый. Она всегда поступала так, как считала правильным в эту секунду. Была взрывной. Так, в 1882-м, когда всю студию сгоняли на траурный митинг по случаю смерти Леонида Брежнева, она на весь монтажный цех кричала: «Какая-то гнида сдохла, а я должна терять время?!». Во время путча – 19 августа 1991 года – под Ильчевском (сейчас Черноморск) снимали картину «Чувствительный милиционер». Все, понятно, прильнули к телевизионным экранам, а она закатила истерику: «Из-за какой-то хренотени срывать съемки недопустимо!».
Характер у Муратовой действительно был тяжелый, рассказал ее друг. Кира Георгиевна – многократный лауреат премии «Ника», учрежденной Российской академией киноискусств, но при этом открыто осудила агрессию РФ в отношении Украины… Муратову пыталась объявить великим русским режиссером России (смеется), а она не скрывала, что категорически против соседней страны в нынешнем конфликте. И подобные заявления делала не раз – демонстративно, категорически поддерживала Украину. При этом возмущалась тем, как плохо живется здесь обычным людям. Последние годы она абсолютно «закрылась». Наотрез отказывалась принимать поздравления в день рождения, юбилеи, встречаться с кем-то... Были проблемы… (Кира Муратова тяжело болела).
Что она любила больше всего? Не скрывала, что больше всего на свете любит две вещи. Одна – это дождь в Ленинграде. Вторая – когда кошка играет с мышкой. Мышка знает, что хищник ее съест, но эта игра дороже, больше жизни. Как относилась к деньгам? Как к возможности делать кино. Кем для вас была Муратова? Было безумно интересно находиться рядом с человеком, от которого исходит особая атмосфера, сиюминутное творчество…
Женин рассказал, что последние годы Муратова абсолютно «закрылась». После ее смерти многие представители сферы искусства, кино заявили, что с ней ушла эпоха. Согласны с этой формулировкой? У меня диаметрально противоположная точка зрения: считаю, что с Муратовой эпоха пришла. Появились реальные не подражатели, а последователи. Например, в Одессе есть режиссер Людмила Соколова, которая сделала картину «Справка». Это не просто влияние или школа Муратовой. Здесь – дух и настроение Муратовой! Замечу, что за рубежом в качестве представителей украинского советского и постсоветского кино чаще всего называют Параджанова и Муратову. То есть, Кира стала брэндом мирового кино в Украине, и в нынешней ситуации – это возможность продолжения ее эпохи. Сами же отметили, что творчество Муратовой – штучно и понятно далеко не каждому… Есть еще одна очень принципиальная вещь. Существует кино и существует фильм – это абсолютно разные понятия. Фильм – произведение, предназначенное для зрителей. Кино – творчество мастера, которое далеко не всегда на зрителя рассчитано. Проведу аналогию с соревнованиями по фигурному катанию. Для массовой публики – произвольная программа и показательные выступления. Для специалистов – обязательная программа, когда они на льду высматривают узоры от коньков, которые говорят о мастерстве фигуристов. Кира – не телевизионные сериалы, которые смотрят домохозяйки. Она – учебник, хрестоматия, творчество мастера, которое сегодня для кого-то, может быть, еще и недоступно...Поки живі окупанти на півночі Харківщини нажахані втратами своїх військ і сприймають поранення та евакуацію з полю бою як щасливий квиток, єдина можливість ще пожити, зазначають Патріоти України. Ось який матеріал з цього приводу знайшов та переказав Ю...
Православне свято 22 листопада за новим календарем (5 грудня за старим) - день пам'яті святителя Прокопія, який володів даром чудотворення і привів у християнську віру чимало людей (У народі - Прокоп'єв день, - Патріоти України). Українські віряни тако...