Нескорена Муратова: Спогади друга легендарної режисерки

Вона - підручник, хрестоматія і джерело натхнення для творчості наступних поколінь майстрів.

Кіра Муратова. Фото: УНІАН

Сьогодні в Одесі попрощалися з геніальною Кірою Муратовою. Ні офіційної церемонії, ні пишних похоронів - така була її воля, щоб попрощатися прийшли лише сім'я і найближчі люди. Про непросту долю унікальної людини розповів один з друзів покійної, кінокритик Євген Женін, повідомляють Патріоти України з посиланням на УНІАН. Пропонуємо вашій увазі спогади митця мовою оригіналу.

На 84-м году из жизни ушла Кира Муратова – народная артистка Украины, обладательница большого количества наград, почетный гражданин Одессы, киноакадемик, волевой человек, режиссер с редким видением бытия…

За более чем 50-летний творческий стаж она сняла десятки кинолент, написала тринадцать сценарием и сыграла семь ролей. Ее шедевры, признанные мировым сообществом, дома оценили не сразу. Последней работой стала картина «Вечное возвращение» - символичное название, как, впрочем, и у других ее работ.

Известно, что в профессиональной карьере Киры Георгиевны было много трудностей, да и сама жизнь складывалась непросто. Известно, что ее дочь умерла молодой, и на попечении бабушки остались внуки… Думаю, начать нужно с того, что родилась Кира Короткова (ее девичья фамилия) в Румынии. Не имея советского паспорта, поступила на филфак МГУ, откуда через год ушла во ВГИК, к Сергею Герасимову. Она попала в легендарный «курс пятидесяти» - пятьдесят выпускников, ставшие народными артистами СССР.

Вместе со своим мужем режиссером Александром Муратовым, с которым вместе училась, на Одесской киностудии сделала картины «У крутого яра» и «Наш честный хлеб». После этого пути супругов разошлись. Как ни странно, на идеологической основе: она была тем, кого называли «диссидентами», а он – советским режиссером с соответствующим мировоззрением... И вот Кира Муратова сделала свой первый самостоятельный фильм – «Короткие встречи», в котором сыграли Владимир Высоцкий и, кстати, она сама. Несмотря на популярность, картина вызвала нарекание высшего руководства, так как ее лейтмотивом стала знаменитая песенка Высоцкого «Случай в Ватикане». Шутка ли, в советские времена: «В Ватикане прошел мелкий дождик, кардинал по грибы собрался…»! (песня-пародия на «фронтовой шансон» времен СССР).

Потом вышли «Долгие проводы» - на мой взгляд, это одна из двух лучших ее картин. Это история о внутренней неустроенности советского человека, который должен радоваться тому, что он – советский человек. При этом кричать: «Да здравствует коммунистическая партия!», хотя ему очень плохо. В главной роли – феноменальная Зинаида Шарко, а ее сына сыграл юный Олег Владимирский (ныне известный в Одессе фотокорреспондент). Картина «Долгие проводы» была запрещена с сумасшедшим скандалом. Ее не просто «положили на полку», а наложили строжайшие санкции на руководство студии, Госкино Украинской ССР и Госкино СССР. Кира попала под каток идеологического давления.

Через некоторое время она пыталась «запуститься» в Одессе с фильмом «Княжна Мэри», но ей не дали снимать. Якобы — это не то, что нужно рассказывать в советских учебниках по литературе для средней школы. Это было совершенно другое, ее личное видение. И она уехала в Ленинград, где ей каким-то чудом удалось сделать фильм «Познавая белый свет». Как мы познакомились? Как раз в период опалы, когда она приехала в Одессу с премьерой «Познавая белый свет». Сразу оговорюсь, это был не пышный показ в кинотеатрах, а внутренний – в Союзе кинематографистов.

Тогда из-за постоянного давления она не могла здесь снимать и, чтобы выжить, работала библиотекарем, уборщицей, хотела идти портовым докером… К тому же у нее не было советского паспорта, только – румынский. Удалось ей помочь, благодаря моим определенным контактам в бюро пропаганды советского киноискусства. В частности, организовать серию творческих встреч в Новосибирске, в академгородке. Но в начале 1980-х все-таки был снят фильм «Среди серых камней»… Да, после бесконечных скандалов этот проект по повести советского классика Владимира Короленко удалось запустить. Но от Киры-то ожидали картину о счастливом детстве, а она сделала «детей подземелья»! Картина была не закончена, когда Муратову со съемок сняли. Стоял вопрос не просто об увольнении со студии, а о выселении из Одессы, где она жила в «Куряже» (общежитие Одесской киностудии). Иными словами, ей грозили все возможные кары – тогда у власти был уже Юрий Андропов, который рвал и метал... Достаточно сказать, что Василий Шауро (завотделом культуры ЦК КПСС) кричал, что вообще не хочет слышать фамилию «Муратова». Картину заставляли переделывать многих одесских режиссеров, однако никто не согласился.

И в, конце-концов, она вышла под названием «Среди серых камней». В титрах – имя Иван Сидоров. Почему именно Иван Сидоров? Я приехал сдавать картину в Москву… Председатель Госкомитета СССР по кинематографии Филипп Ермаш истерически вопил: «Кого угодно – иванова-петрова-сидорова – но никаких Кир Муратовых!!!». Тогда я блефанул: «У меня как раз документы на Ивана Сидорова», и Ермаш бумаги подписал. Потом я узнал: сама Кира, думая, что кто-то возьмется за переделку фильма, заявила: «Моего имени там быть не должно… Возьмите, какое хотите: иванова-петрова-сидорова». Представьте, в закрытом для масс кинотеатре «Иллюзион» для избранной аудитории демонстрировали лучшие фильмы мирового кино. И в программе «мастера мировой кинорежиссуры» наряду с Эрнстом Бергманом, Рене Клером показывали работы Ивана Сидорова… Тем не менее, картину «положили на полку».

А потом? Грянули новые времена – пришел Горбачев и о ней вспомнили. Раиса Максимовна (супруга президента СССР Михаила Горбачева) решила Киру облагодетельствовать. Тем более, что американцы, ориентируясь на то, что в Советском Союзе якобы настали демократия и гласность, захотели встретиться именно с Муратовой. В связи с этим специально организовали делегацию советских кинематографистов в количестве… 28 человек! Однако в это время в Одессе Кира в очередной раз бешено поскандалила с завотделом обкома партии, который, вручая ей загранпаспорт, читал мораль о том, как вести себя в Америке. В ответ она порвала свеженький документ, и вытерла кусочками бумаги лицо «наставника». Послала его 50-этажным матом, хлопнула дверью и ушла. В итоге из Москвы должна была отбыть делегация из 27 человек. Без Муратовой. Другими словами, «запахло» очередным скандалом… Не то слово. Скандал был несусветный! В Одессу примчался секретарь ЦК КП Украины Юрий Ельченко, который из-за этой истории оказался под угрозой лишения партбилета. Он стоял перед Муратовой на коленях и умолял, чтобы она согласилась полететь в Штаты... Как раз в 1987-м по рассказу Сомерсета Моема она сделала картину «Перемена участи». Очередное символичное название – с этого фильма началась совершенно другая страница жизни Муратовой. Она была обласкана, зацелована и награждена. Но ей это было глубоко «по барабану».

Ее признавал весь мир, приглашали на международные фестивали в качестве члена жюри или почетного гостя. Зачастую она отказывалась, абсолютно искренне поясняя, что не может, так как ей нужно, скажем, сделать ремонт в квартире или купить новые занавески. И это было правдой – никакого кокетства. С этой ленты началась совершенно другая страница жизни режисера.

Вы ведь снимались в ее «Астеническом синдроме». Расскажите, что вам запомнилось? Когда она сказала, что хочет меня снимать на заднем плане, сразу согласился. Затем уехал в другой город на кинофестиваль, что, разумеется, связано с работой. В один прекрасный день мне передали телеграмму: немедленный вызов на съемки в Одессу. Естественно, никуда не поехал, вернулся через 12 дней – после завершения фестиваля. Тогда узнал, что она остановила съемки целого куска... Помнится, снимали меня на Строгановском мосту, где в последний момент передали несколько листов убористого машинописного текста: «Читай, у тебя очень много слов…». Сыграл там сумасшедшего философа. Небольшая роль, после которой стал тарифицированным актером кино высшей категории. Единственным, к слову, на всю Одессу. Казалось бы, маленький эпизодик, но это – Кира Муратова!

По какому принципу она подбирала актеров? Ей было абсолютно неважно: Богдан Ступка и Олег Табаков – с одной стороны, или с другой – никому неизвестная сумасшедшая бабка. У Муратовой очень часто снимались непрофессионалы, которые не уступали корифеям, а, случалось, и превосходили их.

Каким образом? Она умудрялась заметить что-то любопытное для себя в человеке, заставляла разговориться, и, не зависимо от сценария, ловила куски, которые ей были нужны. В результате, получала колоссальный эффект. Тандемы профи и дилетантов превращались в невероятно кинематографические дуэты. Все ее фильмы – нестандартное кино. Его называют авторским, личным. Когда-то ее спросил, мол, для кого снимает. «Для того, кому интересно», - ответила она. Все фильмы Муратовой – нестандартное кино, говорит Женин. «Астенический синдром» принес ей специальный приз – Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля. Было много других премий и титулов…

Как она относилась к наградам, славе? Ее реакция постоянно вызывала нарекания со стороны власть держащих, потому что она совершенно искренне от всего этого отмахивалась. Не любила, когда называли ее громкие титулы. Относилась к этому чуть ли не издевательски. Были моменты, когда при вручении наград ее приходилось утихомиривать. Она устраивала скандалы и в кабинете Раисы Максимовны. В это время Горбачева давала распоряжение, например, решить квартирный вопрос. И, по возвращению в Одессу, Муратову встретила «Чайка» - в то время единственный в городе такой обкомовский автомобиль. Отвезли ее сразу, несмотря на протесты, не в общежитие, а в квартиру на улицу Успенскую (там она потом жила). Характер у Муратовой, действительно, был тяжелый. Она всегда поступала так, как считала правильным в эту секунду. Была взрывной. Так, в 1882-м, когда всю студию сгоняли на траурный митинг по случаю смерти Леонида Брежнева, она на весь монтажный цех кричала: «Какая-то гнида сдохла, а я должна терять время?!». Во время путча – 19 августа 1991 года – под Ильчевском (сейчас Черноморск) снимали картину «Чувствительный милиционер». Все, понятно, прильнули к телевизионным экранам, а она закатила истерику: «Из-за какой-то хренотени срывать съемки недопустимо!».

Характер у Муратовой действительно был тяжелый, рассказал ее друг. Кира Георгиевна – многократный лауреат премии «Ника», учрежденной Российской академией киноискусств, но при этом открыто осудила агрессию РФ в отношении Украины… Муратову пыталась объявить великим русским режиссером России (смеется), а она не скрывала, что категорически против соседней страны в нынешнем конфликте. И подобные заявления делала не раз – демонстративно, категорически поддерживала Украину. При этом возмущалась тем, как плохо живется здесь обычным людям. Последние годы она абсолютно «закрылась». Наотрез отказывалась принимать поздравления в день рождения, юбилеи, встречаться с кем-то... Были проблемы… (Кира Муратова тяжело болела).

Что она любила больше всего? Не скрывала, что больше всего на свете любит две вещи. Одна – это дождь в Ленинграде. Вторая – когда кошка играет с мышкой. Мышка знает, что хищник ее съест, но эта игра дороже, больше жизни. Как относилась к деньгам? Как к возможности делать кино. Кем для вас была Муратова? Было безумно интересно находиться рядом с человеком, от которого исходит особая атмосфера, сиюминутное творчество…

Женин рассказал, что последние годы Муратова абсолютно «закрылась». После ее смерти многие представители сферы искусства, кино заявили, что с ней ушла эпоха. Согласны с этой формулировкой? У меня диаметрально противоположная точка зрения: считаю, что с Муратовой эпоха пришла. Появились реальные не подражатели, а последователи. Например, в Одессе есть режиссер Людмила Соколова, которая сделала картину «Справка». Это не просто влияние или школа Муратовой. Здесь – дух и настроение Муратовой! Замечу, что за рубежом в качестве представителей украинского советского и постсоветского кино чаще всего называют Параджанова и Муратову. То есть, Кира стала брэндом мирового кино в Украине, и в нынешней ситуации – это возможность продолжения ее эпохи. Сами же отметили, что творчество Муратовой – штучно и понятно далеко не каждому… Есть еще одна очень принципиальная вещь. Существует кино и существует фильм – это абсолютно разные понятия. Фильм – произведение, предназначенное для зрителей. Кино – творчество мастера, которое далеко не всегда на зрителя рассчитано. Проведу аналогию с соревнованиями по фигурному катанию. Для массовой публики – произвольная программа и показательные выступления. Для специалистов – обязательная программа, когда они на льду высматривают узоры от коньков, которые говорят о мастерстве фигуристов. Кира – не телевизионные сериалы, которые смотрят домохозяйки. Она – учебник, хрестоматия, творчество мастера, которое сегодня для кого-то, может быть, еще и недоступно...
Опублікував: Інна Мартинчук
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Путін оголосив російським підприємцям про націоналізацію частини їхнього бізнесу. І жоден не назвав його бандитом – Невзоров

п’ятниця, 26 квітень 2024, 20:15

"Кремлівський упир дав рабам своїм чергову виставу. Путін належить до тих садистів, які люблять особисто катувати жертви, насолоджуючись їхнім жахом і покірністю. Йому подобається сам запах страху, який випромінює зал, очікуючи чергового кремлівського ...

Коли "СВО" для росіян відійшло на другий план через економічні проблеми, влада РФ "увімкнула" теракти, - соціолог

п’ятниця, 26 квітень 2024, 20:00

Очільник Інституту конфліктології та аналізу Росії, доктор соціологічних наук Олександр Шульга наголосив, що російська влада використовує страх та теракти як засіб контролю, щоб виправдати економічні труднощі громадян, передають Патріоти України. "Щодо...