"Новое детище Boeing унесло слишком много жизней за слишком короткий срок при слишком похожих обстоятельствах", - журналіст

Крах лайнера Boeing 737 MAX 8 потрясло світ, але це не перша авіакатастрофа, яка забрала життя людей. Чому ж майже вся планета поставила ці літаки в ангар?

Boeing 737 MAX 8. Фото: Financial Times.

"Расхожее мнение гласит, что самолет является более безопасным видом транспорта, чем автомобиль. И цифры подтверждают это. В прошлом году авиакатастрофы унесли жизни порядка 500 человек", - пише Ярослав Золотников у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Для сравнения, количество людей, погибших в авариях в 2018-м, стремится к четыремстам тысячам. Но почему падение Boeing 737 MAX 8 компании Ethiopian Airlines стало таким особенным?

Самый-пресамый

"Он летел просто прекрасно. У нас вовсе не было проблем", - такой вердикт капитан Эд Уилсон вынес после того, как совершил первый в истории полет на новом 737 MAX 8 в январе 2016-го года.

Впрочем, было бы странно ожидать, что ведущий пилот "проекта 737" в Boeing отреагирует как-нибудь иначе на дебют одного из важнейших продуктов компании. За полвека существования линейка 737 успела заслужить статус самого популярного пассажирского самолета в мире. По оценкам компании, каждые 2 секунды где-нибудь в мире взлетает или садится семьсот тридцать седьмой.

MAX стал семейством уже четвертого поколения, сменив 737 Next Generation, которое находится в эксплуатации с конца минувшего века. Как и положено в случае масштабных обновлений, Boeing обещал что все будет больше и лучше: увеличенная на 1000 км по сравнению с Next Generation дальность полета (6510 км) и сниженный на 20% уровень потребления топлива, соответствие самым строгим требованиям к уровню шумности и самыми низкими эксплуатационными расходами в классе. Boeing прямо заявлял, что у MAX 8 они на ниже на 8% с каждого кресла, чем у Airbus A320neo – главного конкурента, который совершил свой первый полет на пару лет раньше.

Рынок предложение американского производителя заинтересовало. Семейство 737 MAX, в которое помимо печально известного MAX 8 также входят модели с порядковыми номерами 7,9 и 10, собрал порядка 4700 заказов более чем от сотни авиакомпаний по всему миру, став самым динамично продаваемым самолетом в истории Boeing.

Но безоблачному существованию новинки настал конец в октябре 2018-го, то есть через год после того, как первые MAX 8 поступили в эксплуатацию.

Индонезийский флешбек

29 октября Boeing 737 MAX 8, принадлежащий индонезийской компании Lion Air, рухнул в Яванское море. Он совершал перелет из Джакарты в Панкалпинанг, но уже через 13 минут полета связь с ним была потеряна. Это произошло вскоре после того, как пилоты запросили возвращение в аэропорт. Катастрофа унесла жизни 189 человек.

Расследование установило, что причиной крушения самолета послужила некорректная работа системы, оберегающей его от сваливания. Получив неверные данные от датчика угла атаки, "рапортовавшего" о выходе крыла за критический угол (что грозит срывом с воздушного потока), она отправила MAX 8 в пикирование и привела воздушное судно к гибели.

Сыграла ли неисправная система свою роль в крушении рейса ET302? Эксперты утверждают, что говорить об этом пока рано. "Пока мы, по сути, ничего не знаем, кроме того, что у самолета была нестабильная вертикальная скорость, но для этого может быть множество различных причин", - рассказал Financial Times Ричард Абулафия, аналитик консалтинговой компании Teal Group, специализирующейся на аэрокосмической отрасли.

Нестабильная вертикальная скорость наблюдалась и у индонезийского MAX 8. И это не единственное, что роднит две катастрофы. Обе произошли в считанные минуты (эфиопский рейс исчез с радаров после 6 минут полета), оба раза пилоты доложили о проблемах с управлением и запросили возвращения на землю, а кроме того, в обоих случаях речь шла о новейших самолетах. Ethiopian Airlines пользовалась воздушным судном с октября прошлого года, а Lion Air – менее трех месяцев. И хотя для установления обстоятельств крушения ET302 нужно дождаться данных "черного ящика", по мнению Абулафии, этих сходств достаточно, чтобы специалисты присмотрелись к ним в первую очередь.

Впрочем, в историях индонезийского и эфиопского Boeing есть и различия. Самолет Lion Air и ранее испытывал похожие технические трудности, которые были зафиксированы в ходе прежних полетов, в чем машина Ethiopian Airlines замечена не была. Кроме того, очевидцы крушения ET302 отметили, что видели дымный след, а это, по мнению Джона Хансмана, директора Международного центра воздушного транспорта при Массачусетском технологическом институте, может свидетельствовать о том, что у этой аварии были другие причины. Например, пожар в багажном отсеке или неисправность двигателя.

Сам же Boeing, помимо приличествующих случаю соболезнований, вскоре после катастрофы опубликовал на своем официальном сайте пресс-релиз, посвященный вопросу доработки ПО. Авиастроитель уверяет, что в течение месяцев, прошедших после катастрофы в Индонезии, работал над "разработкой, планированием и сертификацией" улучшений "софта" и в течение ближайших недель они будут распространены во флоте 737 MAX.

Подрезанные крылья

Пока один факт остается очевидным и неоспоримым – новейшая модель Boeing стала причиной второй трагедии менее чем за полгода. Учитывая, что по статистике в настоящий момент количество крушений коммерческих пассажирских самолетов составляет в среднем 1 на 3 миллиона полетов – это очень много. А если добавить к этому схожесть обстоятельств обоих трагедий (по крайней мере, на данный момент) можно понять, почему регулирующие органы и авиакомпании по всему миру отреагировали на новости о трагедии так, как отреагировали.

В Евросоюзе и Китае, Индии и Австралии, и конечно, Индонезии и других странах мира приостановлены полеты подозрительных "Боингов". Причем, речь идет не только о 737 MAX 8. Некоторые страны не желают видеть в своем воздушном пространстве любых представителей семейства MAX.

Особняком стоят только США и Канада, которые не видят причин останавливать эксплуатацию данных самолетов. "К настоящему моменту наша экспертиза не выявила каких-либо систематических проблем с функционированием и не нашла никаких оснований, чтобы запрещать полеты воздушных судов", - заявляет администратор Федерального управления гражданской авиации США Дэниэл Элвелл.

Financial Times, ссылаясь на экспертов авиационной отрасли, пишет, что остановки полетов 737 MAX являются временными и самолеты могут вновь подняться в воздух, как только появится больше информации об обстоятельствах трагедии в Эфиопии.

А пока большая часть из примерно 350 MAX 8 остается на земле, решается судьба и их невыпущенных собратьев, которым только предстоит оказаться в руках клиентов Boeing. Три таких самолета заказала и украинская Авиакомпания МАУ, и отказываться от них она не собирается. При этом отечественный авиаперевозчик "внимательно следит за ходом расследования катастрофы рейса ET302" и планирует запустить MAX в эксплуатацию только после "подтверждения того, что самолет соответствует всем требованиям безопасности".

Выжидательную позицию заняла не только МАУ. Ее придерживается и авиакомпания Ryanair, у которой заказано 135 самолетов 737 MAX 200 (модификация MAX 8 на 200 посадочных мест). "Мы не будем предпринимать никаких действий в данный момент. Нужно подождать и посмотреть, каков будет результат расследования", - сказал исполнительный директор Ryanair Майкл О'Лири.

Падение рейса ET302 – ужасная трагедия, но сегодня она находится в центре внимания не только из-за человеческих смертей. Новое детище Boeing унесло слишком много жизней (в общей сложности 346) за слишком короткий срок при слишком похожих обстоятельствах. Что это – трагическое совпадение или закономерность – еще предстоит выяснить.

Сегодня видно, что падение самолета в Эфиопии нанесло сильный удар по репутации мирового авиационного бестселлера и подняло весьма значимый вопрос: насколько можно доверять автоматике. В мире, где в воздух скоро должны подняться пассажирские беспилотники, а на дороги выехать автономные автомобили – это предмет для серьезного обсуждения. Ответы на этот и другие вопросы сразу даны не будут, а пока Boeing 737 MAX находится в зоне ошибки 302 (код, который сообщает интернет-пользователю, что расположение запрашиваемого ресурса временно изменено)".

Джерело: Фокус
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Навіть використання ядерної зброї не примусить українців стати рабами недоімперії, - Дмитро Ярош

п’ятниця, 22 листопад 2024, 21:18

"Друзі мої, маю багато запитань щодо крайнього ворожого удару по Дніпру балістичною ракетою середньої дальності. Відповідаю: головне – не панікувати, а далі кожен на своєму місці боротися за Україну", - пише лідер українських добровольців Дмитро Ярош н...

"Ворожі сили стирають місто в нуль": Росіяни вдарили авіабомбою по Курахівській ТЕС, - Лещенко

п’ятниця, 22 листопад 2024, 21:03

Російські окупанти вдарили керованою авіабомбою по Курахівській теплоелектростанції. Внаслідок удару було зруйновано будівлю, труби ТЕС. Відео з моментом прильоту авіабомби оприлюднив радник керівника Офісу президента України Сергій Лещенко у Telegram,...