
Премьер-министр Арсений Яценюк призывает президента Петра Порошенко к партнерским взаимоотношениям. С конституционной точки зрения – это вполне логичный призыв. Если проанализировать украинское законодательство, то мы убедимся, что отношения между главой государства и главой правительства могут быть только такими – партнерскими.
Но ни одному украинскому президенту эта простая мысль просто не приходила в голову – каким бы ни было конституционное устройство нашего государства. Конфликт между президентом Леонидом Кравчуком и премьер-министром Леонидом Кучмой привел к досрочным выборам главы государства в 1994 году. Леонид Кучма находился в постоянном конфликте почти с каждым из своих премьеров – Евгением Марчуком, Павлом Лазаренко, Виктором Ющенко и даже с Виктором Януковичем, который был официально объявлен "преемником" – а ведь все это происходило в президентской республике, без всяких там коалиций. Виктор Ющенко провел президентство в постоянном противостоянии с премьерами-политиками Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем.
Янукович, памятуя об опыте предшественников, просто узурпировал власть. Это не привело к установлению партнерских отношений между ним и Николаем Азаровым, которого постоянно "подсиживали" молодые "реформаторы"-коррупционеры, но завершилось Майданом и крахом.
Петр Порошенко учел ошибки Януковича и пошел путем политического наращивания своих полномочий – от создания в общественном мнении образа президента – главы державы (хотя с конституционной точки зрения таким главой может быть и премьер-министр) и до формирования политического блока, имеющего кардинальное влияние на формирование парламентской коалиции и правительства. Так Порошенко стал полноправным главой государства в парламентско-президентской республике.
Это – знакомая тенденция. В соседней Молдове, которая вообще является парламентской республикой с премьером-лидером, президент Владимир Воронин буквально царствовал два срока подряд, опираясь на коммунистическое большинство в парламенте. Кто тогда возглавлял правительство, не вспомнят даже молдаване.
Именно поэтому премьер может считать себя партнером президента. А у президента нет такой нужды. Но кризисного состояния власти это не отменяет. Потому что президентские полномочия не предполагают ответственности за решения, которые принимаются на правительственном и парламентском уровне. И выходов из этой ситуации всего три.
Первый – тот, который предлагает Арсений Яценюк. Но прошедший год показал, что в украинском политикуме так и не научились воспринимать страну с точки зрения правительственной и парламентской ответственности. Второй – это формирование правительства, во главе которого будет человек президента – то есть фактическое возвращение к модели президентской республики без изменения Конституции. Но у Петра Порошенко нет для такого решения электоральных возможностей.
И третий выход – сбережение статус-кво, то есть продолжение хаоса, неуправляемости государственной машины и безответственности. То, что мы наблюдаем сейчас. Рискну предположить – учитывая и общественные настроения, и настроения в элите, – что этот выход наиболее вероятен и будет сопровождаться промедлением в реформах, разнообразными отставками и досрочными выборами, призывами к борьбе с коррупцией, громкими обвинениями, социальными проблемами – в общем всем тем, чем обычно сопровождаются кризисы отсутствия ответственности, доверия и партнерства.
Росія відновила польоти на авіабазу Хмеймім у Сирії після майже шестимісячної перерви. Країни активно працюють над відновленням відносин після повалення диктатора Башара Асада. Про це пише Bloomberg, передають Патріоти України. За даними сервісу Flight...
Російська корпорація "Катрен" контролює приблизно 10% українського ринку лікарських засобів через компанію "Вента ЛТД" із Дніпра, заявив у Facebook військовослужбовець і політолог Кирило Сазонов, передають Патріоти України. . "Є компанія "Вента ЛТД". ...