Прокуратура Полтавської області передала до суду обвинувальний акт стосовно завідувачки дошкільного дитячого закладу, інформують Патріоти України з посиланням на Факти.
Детский сад в Полтаве, где разразился скандал, — профильный: в нем воспитываются дети, имеющие проблемы со здоровьем. А это значит, что должностные оклады здесь несколько выше, чем в обычных заведениях дошкольного типа. Поэтому сотрудники дорожат работой. Но именно это обстоятельство позволяло заведующей вымогать от подчиненных взятки за трудоустройство, забирать у них определенный процент с зарплаты, подтасовывать табеля учета отработанного времени и другую документацию.
Следователи прокуратуры доказали, что Елизавета Чернявская (имя и фамилия изменены) за три года присвоила более 120 тысяч гривен. Но в коллективе уверены: это лишь верхушка айсберга.
52-летняя Елизавета Чернявская при первой встрече производит впечатление очень милой, добродушной женщины. Привлекательная внешне, с красивым певучим голосом, умеет пожалеть и обнадежить.
— Именно это меня и подкупило, — вздыхает одна из главных свидетельниц, проходящих по делу, Ирина Бровко (имя и фамилия по ее просьбе изменены). — Я знаю ее еще с тех пор, когда она работала учителем в школе. И когда года два назад мы случайно встретились, Елизавета Васильевна мне показалась благодетельницей. В то время я работала в одной фирме без оформления трудового договора. «Ой, бедненькая, обижают тебя, — посочувствовала мне Чернявская. — А хочешь, я тебе помогу? У меня работает несколько пенсионерок, которым стаж уже не нужен, в отличие от тебя, но нужны деньги. Давай свою трудовую книжку, пусть полежит у меня. Бабушки будут получать зарплату, а тебе зачтется стаж». И я согласилась стать «мертвой душой».
За компанию с Ириной Бровко на такую же сомнительную сделку согласилась и ее сотрудница. Елизавета Чернявская оформила женщин помощниками воспитателей (на эти должности не требуется специальное образование) и оставила у себя их банковские карточки для начисления зарплаты. Объяснила, что сама будет снимать с них деньги и отдавать реальным работникам.
Схема работала четко: каждый месяц «липовые» помощницы воспитателей получали на свои мобильные телефоны sms-ки с уведомлением о насчитанной зарплате. Виртуальные суммы были в рамках 1200—1300 гривен. Но зато, считали «мертвые души», им шел стаж работы…
— Почему я встряла в эту аферу, до сих пор не пойму! — сожалеет Ирина Бровко. — Ведь к тому времени трудового стажа на минимальную пенсию мне хватало. Но я верила Елизавете Васильевне. Она, казалось, искренне хотела мне помочь. А потом случилось так, что я ушла из фирмы и вынуждена была обратиться к Елизавете Чернявской с просьбой о реальном трудоустройстве. И она приняла меня на полставки прачки, чему я была очень рада. Конечно, чувствовала себя обязанной. Она жаловалась на своих подчиненных, и я верила, что те устроили против директора заговор. А когда уже в ее махинациях разбиралась прокуратура, Елизавета Васильевна уговорила меня свидетельствовать в ее пользу. Я совершила очередную глупость, согласившись на это.
Но чем больше работала в детском садике, тем больше открывались глаза на неблаговидные поступки руководительницы. В коллективе возмущались тем, что с каждой зарплаты нужно было отдать заведующей один процент, что она устраивает бесконечные поборы — то на ремонты, то на «прием инспекторов», то на «откуп от прокуратуры»… Не выдержав, я написала на имя следователя официальный отказ от предыдущих показаний. И тут же попала в немилость к Чернявской.
— С тем, кого Чернявская считает своим врагом, остальные не должны разговаривать, — рассказывает Светлана Закладная, проработавшая воспитателем в садике 11 лет. — Таким образом она сталкивает всех лбами. «Раздавлю, как букашку!» — угрожает каждому, кто смеет сказать что-то против нее. На того, кто не соглашается ее финансировать, насылает проклятья: «Будете рыгать кровью — вы и ваши дети». Чтобы найти для «мертвых душ» лишнюю ставку, она укрупняла группы, делала их разновозрастными. Но двухлетние дети, к примеру, не могут еще усвоить учебный материал, который дается трехлетним.
— С меня Чернявская четыре года назад взяла «плату» за то, что перевела воспитателем из обычной группы в специальную, где заработок чуть выше, — продолжает Светлана Закладная. — После того как в сентябре 2015 года я отказалась отдавать заведующей один процент из зарплаты, она взъелась на меня. А еще больше после того, когда я не сдала 600 гривен, которые она требовала на «успешное прохождение государственной аттестации нашего заведения».
Светлана Закладная говорит, что «финансовому рэкету» со стороны Елизаветы Чернявской подвергаются и родители детей. Заведующая вот уже лет десять собирает с них деньги «на мульмедийную доску», но все никак не «накопит» необходимых средств. Годами ведет разговоры о покупке кислородной подушки, которая обязательно должна быть в таком учреждении (на что тоже собираются средства). Фактически все, что есть в группах, вплоть до мебели, приобретено на средства родителей.
Однако, замечают мои собеседники, на работу и с работы Елизавета Чернявская ездит в основном на такси. Ее сын (кстати, работающий в детском садике сторожем) наследует в этом свою маму.
— Те, кто давно знают Чернявскую, считают, что «пусковым механизмом», превратившим ее в «кровопийцу», стали неурядицы в семейной жизни, — говорит Елена Кизила, уволенная заведующей с должности воспитателя-методиста (на фото). — Когда сыну Елизаветы было лет 17, из семьи ушел муж. У подростка с еще не устоявшейся психикой начались проблемы с окружающим миром. Чтобы вытаскивать сына из череды передряг, ей требовались большие суммы денег. Сама же она искала утешение в игорных заведениях и в выпивках.
— Застолья по поводу и без Елизавета Васильевна устраивает прямо на рабочем месте, — рассказывает бывшая кастелянша детского садика Елена Куторжевская. — Мы жалуемся в городское управление образования, а там говорят: «Это не наша компетенция, обращайтесь к правоохранителям». «Я была, есть и буду!» — победно заявляет заведующая после всяких наших обращений «наверх». У нее ведь «крыша» в городском управлении образования.
Елена Куторжевская висела на «крючке» у Елизаветы Чернявской, поскольку ее дочка тоже являлась «мертвой душой» детского сада. Заведующая оформила девушку на полставки прачки. При этом всю работу за дочь выполняла Елена, а зарплату, премии и отпускные начальница забирала себе. Но этого Чернявской показалось мало. «Контрольно-ревизионное управление выписало нам штраф за нарушение кадровой дисциплины, с тебя полагается полторы тысячи гривен», — огорошила однажды кастеляншу заведующая. Та отдала требуемую сумму. Однако спустя несколько дней Чернявская заявила, что нужно еще добавить 500 гривен. На этот раз подчиненная не согласилась, в результате чего была уволена.
— Насколько мне известно, при обыске у Чернявской было изъято то ли 24, то ли 28 «липовых» зарплатных карточек, — замечает Елена Куторжевская. — Но ее дело за полтора года так часто переходило от одного следователя к другому, что большинство карточек где-то «потерялись», и в конечном итоге в суд переданы фамилии всего четырех «мертвых душ». А ведь разыскать их очень просто — нужно просто взять и проверить в налоговой инспекции все выплаты, которые были проведены по детскому саду.
Кто знает, как долго тянулись бы эти поборы и как долго сотрудники детсада возмущались ими только в кулуарах, если бы не воспитатель-методист Елена Кизила, которая была ответственной за охрану труда. Она первой открыто выступила против вопиющих махинаций Чернявской, отказавшись подписывать табеля учета рабочего времени, в которых значились фамилии «липовых» сотрудников.
— Среди них числилась и главный специалист управления образования городского совета, которой наша заведующая постоянно прикрывалась, — рассказывает Елена Кизила. — Та была оформлена на должность дефектолога и якобы занималась с детками три раза в неделю. Только после того, как я предала этот факт гласности, чиновница начала появляться в дошкольном учреждении.
Чернявская не простила Елене Кизиле ее смелости и уволила с работы с формулировкой «несоответствие занимаемой должности». Воспитатель-методист с многолетним стажем сейчас восстанавливается через суд. Именно она добилась и того, чтобы в отношении нечистой на руку начальницы было открыто уголовное производство. За злоупотребление служебным положением заведующей грозит от пяти до восьми лет лишения свободы. Первое судебное заседание по нему состоится в Октябрьском районном суде Полтавы 3 марта.
— Чернявская торгует должностями, словно пирожками на базаре, — говорит Елена Кизила. — Людей не оформляет сразу на постоянную работу, а берет за определенную плату (от трех до пяти тысяч гривен) на годичный контракт. Дальше, если человек соглашается с ее условиями пребывания в коллективе, то есть готов выкладывать каждый месяц деньги на содержание руководительницы, она продлевает контракт. А нет — увольняет.
Мне кажется, эта женщина потеряла всякий контроль над собой, страх и совесть. Даже бытовую технику, которую дарят детскому саду родители, она забирает себе, а на замену действительно нужным учреждению вещам возвращает какой-то хлам. Например, притащила откуда-то старый ноутбук с нерабочей клавиатурой и сказала, что купила. Еще Чернявская придумала способ зарабатывать на оплаченных родителями чеках. Допустим, они оплатили какой-то товар для ремонта в конкретном магазине, но он заведующей не нужен. Она отправляет в магазин завхоза, которая аннулирует чек, получает деньги и приносит их Чернявской. В прошлом году все 12 тысяч гривен, которые были в профсоюзной кассе, забрала, как нам объяснила, на услуги адвоката. Вынудила людей написать заявления на материальную помощь, а эти деньги присвоила. Чтобы сэкономить на выплате зарплат, приняла решение сократить количество спецгрупп, а ведь число детей, имеющих проблемы со здоровьем, растет год от года, и их родители пытаются правдами и неправдами отдать своего ребенка в специализированное заведение, платят за это заведующей «вступительные взносы» в размере от одной до трех тысяч гривен…
Заведующая Полтавским городским отделом образования Наталья Дорохова до приговора суда отказалась комментировать «ФАКТАМ» эту историю. А подозреваемая в махинациях Елизавета Чернявская сказала журналисту:
— Мы пообщаемся после того, как я защищу свои честь и достоинство в суде. Я более чем уверена, что это дело заказное. Пока же мы с адвокатом готовим иски против средств массовой информации, которые до вступления в силу приговора суда назвали мою фамилию и номер детского сада.
— В ходе досудебного расследования по данному производству собраны безоговорочные доказательства причастности подозреваемой к завладению государственными средствами, выплаченными в качестве заработной платы четырем подставным лицам на сумму 128 тысяч гривен, — сообщила «ФАКТАМ» заместитель начальника управления прокуратуры Полтавской области Наталья Лець. — Следственный судья Октябрьского районного суда Полтавы отказал в удовлетворении ходатайства следователя, согласованного с прокурором, об отстранении подозреваемой от занимаемой служебной должности. В подготовительном судебном заседании прокурор планирует поставить этот вопрос повторно. От заключения соглашения с прокурором о сотрудничестве на стадии досудебного расследования подозреваемая отказалась.
Гарною новиною є той факт, що російські агенти отримують підозри. Проте важливо не зупинятися на досягнутому та звернути увагу на Верховну Раду, адже там подібних колаборантів дуже багато. Таку думку висловив підполковник ЗСУ, заступник командира 3 ОШБ...
У Запоріжжі внаслідок ракетного обстрілу, який РФ здійснила у суботу, 18 січня, вибуховою хвилею пошкоджений Свято-Андріївський кафедральний собор УПЦ МП. Військовий прокоментував, як "відреагували" представники собору. Про це військовослужбовець ЗСУ С...