Просто "ревам" треба менше їсти: Бальцерович ще 2015 року вказав на гальмо українських реформ

Польський фінансист порадив не боятися приймати непопулярні рішення.

Бальцерович Лешек. Фото: ЗМІ

Автор "шокової терапії" в Польщі Лешек Бальцерович провів зустріч з народними депутатами Верховної Ради з метою донести їм, наскільки важливо працювати в команді з урядом при проведенні реформ і не боятися прийняття непопулярних рішень, повідомляють Патріоти України з посиланням на Дело.ua. Пропонуємо статтю мовою оригіналу.

"О важности доверия

Главным критерием успешности является доверие, которое следует восстанавливать путем стабилизации бюджета. В Украине были огромные расходы бюджета, что спровоцировало большой дефицит. Ваша страна — лидер в Европе по этому показателю — и это, безусловно, нехорошее лидерство. Хуже только во Франции, но она намного богаче. Если же вспомнить Польшу, то расходы у нас ниже, чем в Украине, но все равно достаточно высоки.

Завышенные расходы бюджета нужно сокращать в первую очередь путем реформ. Как я вижу, некоторые из них в Украине уже начались. Кстати, отчет для проведения реформ Кабинетом министров Арсения Яценюка следует вести не с прошлого года, а после парламентских выборов (с ноября 2014 года).

Следующий шаг — доверие к национальной валюте. В этом плане важна политика Национального банка. Относительно критики в адрес НБУ хочу отметить, что высокая инфляция в Украине не была вызвана политикой Нацбанка — в сложившихся обстоятельствах, мне кажется, это было неизбежно.

Я не считаю, что переход к более гибкому курсу валюты является ошибкой. Если курс гривни падает, то другая часть политики, включая бюджетную, тоже падает. Но если повысить доверие, то вырастет и курс валюты. К тому же, большинство соцстран перешли с фиксированного на гибкий курс валюты.

Стабилизации курса гривни должна помочь реализация программы МВФ, которая предусматривает уровень инфляции в 5%, если Украина удержится.

Еще одним важным аспектом является скорость проведения реформ. Когда я работал в правительстве Польши (1989-1991 и 1997-2000), доверие к нам было очень высокое. Но если бы мы двигались медленно, то доверие к нам со стороны граждан и бизнеса снижалось бы и экономическая обстановка только ухудшалась. Мне кажется, в Украине есть некоторые элементы чрезвычайной политики (после Майдана). Но эйфория не может длиться более 1 — 2 лет. Дальше проведение реформ только на словах длиться не будет: слова без действий только ухудшат обстановку.

В этом плане очень важна борьба с популизмом и популистами. Такие политики есть везде, независимо от того, "левые" они или "правые". Они утверждают, что все проблемы должны быть решены государством, как при СССР. Государство должно дать больше денег, а откуда — их не интересует. А непопулисты говорят, что государство уже создает больше проблем, чем решает. По их мнению, сокращение государства (а значит, издержек, налогов, регуляции) позволит решить большинство проблем. Я считаю, что очень важно укреплять антипопулистические группы.

Дерегуляция

Если страна очень централизованная, следует провести децентрализацию — передать на места полномочия и финансы.

В этом вопросе существуют две проблемы. Во-первых, трудно ломать существующую систему. Для этого требуется очень компетентная сильная команда. Во-вторых, важно избежать ситуации, чтобы не появилась новая регуляция, чтобы "вредное законодательство" не возрождалось.

Только одной дерегуляции будет не достаточно, если существуют государственные организации, которые погрязли в коррупции. В таких случаях требуются более решительные действия.

Финансовая децентрализация в Украине разрушит устоявшуюся систему, когда региональные руководители стараются обрести связи с центральной властью. Нужно сокращать поле для неформальных политических связей.

Приватизация

Удачной реформы государственных предприятий не существует. Страны, в которых была существенная доля госпредприятий, проводили разные реформы, и только одна из этих реформ оказалась эффективной. Это приватизация. Только под приватизацией следует понимать деполитизацию. Суть государственной собственности — это связь с политикой. Этим путем можно передавать "пожелания" номенклатуре.

В условиях Украины, возможно, следовало бы подождать, чтобы выросло доверие и выросли цены. Но не нужно ждать слишком долго.

Реприватизация возможна только в исключительных случаях: там, где имущество продано по слишком заниженной цене. Но не повсеместно, иначе реприватизация привела бы к дестабилизации страны.

О вредных налогах

Налоги очень высоки, потому что очень значительны расходы бюджета. Чтобы сократить налоговое бремя, не навредив экономике, нужно провести самую главную налоговую реформу — оптимизировать издержки. Почти все налоги вредны, но в разной степени. Менее вредны косвенные налоги (НДС…). К сожалению, нам в Польше не повезло ввести единую ставку налога, которая позволяет сократить пространство для манипуляций.

Следующий по вредности налог — прогрессивный налог на доходы, который демотивирует людей больше работать и, соответственно, больше зарабатывать. В то же время такой косвенный налог, как налог на собственность, почему-то непопулярен.

Хочу отметить, что в соцстранах структура налогов лучше, чем в США, так как в Америке большая часть налогов — налоги на доходы. У нас же большинство налогов — косвенные, которые меньше вредят. Нужно идти этим путем.

О сотрудничестве с МВФ

В Польше и других странах с одной стороны была программа развития экономики, с другой стороны — зарубежные партнеры. Среди иностранных партнеров очень важен МВФ. Заместитель главы Фонда Дэвид Липтон — опытный человек, и он очень интересуется Украиной. В свое время он помогал нам в Польше (тогда он был моим советником). Липтон понимает важность успеха Украины для Европы и мира.

К тому же без поддержки МВФ невозможно получить реструктуризации внешнего долга. Нам удалось реструктуризировать долг, так как в наших интересах было проведение радикальных реформ, при этом мы знали, что наши кредиторы были готовы поддержать успехи этих реформ.

СПРАВКА

В первом правительстве независимой Польши в 1989 году Лешек Бальцерович занимал пост вице-премьера и министра финансов. Он внедрил свой план быстрого перехода от плановой государственной экономики к рыночным отношениям. Комплекс реформ Бальцеровича называли "шоковой терапией". "План Бальцеровича" вызывал много критики, и в 1991 году его уже не взяли в правительство.

Вернулся ко власти Бальцерович в 1997 году, заняв пост вице-премьера и министра финансов, в котором проработал до лета 2000 года".

Опублікував: Інна Мартинчук
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Народні прикмети на 26 квітня. Який птах принесе щастя на рік

п’ятниця, 26 квітень 2024, 7:05

Православна церква України 26 квітня за новим стилем вшановує єпископа Василя Амасійського і праведної діви Глафіри. За старим стилем сьогодні вшановують мученицю Фомаїду Єгипетську. Наші предки 26 квітня починали сіяти квасолю і горох. Перед посівними...

Потрібний перекладач

п’ятниця, 26 квітень 2024, 6:59

З дипломатичної на офісно-президентську. Держдеп наголошує, що в України – проблеми зі свободою слова. Зокрема, марафон висвітлює урядову позицію…. Минулого року Держдеп наголошував на тому, що закриття трьох незалежних від влади каналів – це проблема....