В Риге прошла международная конференция по безопасности. Открыл ее президент Латвии Раймонд Вейонис, а гостями стали чиновники из НАТО, Евросоюза, министерств обороны и иностранных дел европейских стран, США и Канады. Говоря про безопасность, большинство участников имели в виду, прежде всего, способность противостоять потенциальной российской агрессии, к вероятности которой в Прибалтике относятся со всей серьезностью.
Градус дискуссии повысила новость начала октября, когда Минобороны России официально подтвердило информацию о размещении ракет «Искандер-М» в Калининградской области. Позиция министерства такова: размещение ракет — элемент плановой военной подготовки, секрета из этого никто не делал и, в конце концов, должна же Россия как-то отвечать на близость Североатлантического альянса к своим границам.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг тогда заявил, что это решение «соответствует поведению, которое мы наблюдаем уже долгое время», и рассказал, что Альянс в свою очередь наращивает военную силу в Восточной Европе в невиданных со времен холодной войны масштабах, хоть и не хочет ее повторения.
Больше всего «Искандерам» не рады в Прибалтике. От Калининграда до литовской границы — меньше ста километров, до границы с Латвией — около трехсот километров. Так что в случае военного конфликта (который хоть и называют маловероятным) Прибалтика оказывается в зоне поражения.
Возможность российской агрессии Прибалтика держит в уме уже несколько лет — и «Искандеры» только лишний повод. К примеру, в Литве на недавних выборах в Сейм партии представили программы, очень разные по всем вопросам — социальным, экономическим и политическим — но в вопросе безопасности они были солидарны. Все предполагали увеличить военные расходы до 2% ВВП в соответствии с неформальными стандартами НАТО.
На прошлых выходных министерство обороны Литвы представило методичку на случай внешнего вторжения. Официальное название документа — «Подготовка к чрезвычайным ситуациям и войнам», но главным потенциальным агрессором здесь рассматривается именно Россия.
В брошюре описаны основные виды российского вооружения и методы ведения войны, рассказано о способах выживания в экстремальных условиях. Сообщается, что документ будет распространяться в военных подразделениях, библиотеках, школах и институтах. На сайте ведомства он доступен в электронном виде.
В октябре новый закон о гражданской обороне был принят в Латвии. Это тоже своего рода пособие для граждан, призванное научить их выжить в условиях военного конфликта — например, правильно запастись продуктами и пользоваться спиртовой горелкой. За последний год Сейм рассмотрел и принял несколько поправок, касающихся действий населения, армии и президента в случае войны.
Реформирует свое законодательство и Эстония. Увеличивается военный призыв и состав ополчения, расширяется практика привлечения на службу женщин. Все эти изменения отразились в новой «программе государственной обороны» на 2017 — 2026 год.
Никто не скрывает, что основная причина всех этих действий — желание повысить свою обороноспособность перед лицом России. «Несколько лет назад мы даже обсуждали с Россией возможность введения безвизового режима, — говорил во время конференции министр обороны Эстонии Ханнес Хансо. — А что они сделали? Аннексировали Крым. Мы готовы были проявить добрую волю. Но теперь мы должны реагировать на такие их шаги».
«Правительство отвечает за своих граждан, и будут очень глупо, если чиновники будут говорить «не волнуйтесь», а потом случится что-то плохое, — говорит «Новой газете» британский дипломат, экс-советник Еврокомиссии Роберт Купер. — Надо всегда рассматривать самый худший сценарий. Но подготовка иногда помогает ему не случиться. Когда вы готовы дать отпор, это уменьшает готовность агрессора напасть».
Роберт Купер призывает не поддаваться паранойе, но в то же время демонстрировать, что НАТО — единое пространство безопасности, и его участники связаны взаимными обязательствами. Именно демонстрация этого единства и готовности к взаимопомощи была, по мнению дипломата, главным смыслом решения Варшавского саммита развернуть в 2017 году в Прибалтике и Польше четыре многонациональных батальона — из США, Канады, Великобритании и Германии — численностью в три тысячи человек.
«Мы не хотим, чтобы Россия допустила ошибку, — говорит Роберт Купер. — Если на страны Балтии нападут, НАТО защитит их. В этом есть некоторая нелогичность, верно? Под НАТО мы подразумеваем, прежде всего, США. Почему США будут защищать Эстонию? Она для них что-то значит? Стоит ли рисковать новой мировой войной ради Эстонии? У России могут быть на этот счет сомнения. Мол, раз получилось с Крымом, то, может, и кусочек Эстонии получится забрать. Так вот, это хороший способ показать, что не получится».
«Я после Варшавы сплю спокойнее, — признался «Новой газете» министр обороны Латвии Раймонд Бергманис. — Наши решения, принятые на национальном уровне, получили поддержку. Есть общее понимание ситуации, солидарность и единство — это очень чувствуется. Очень помогает поддержка Канады, которая будет руководить контингентом НАТО на нашей территории».
Многие по аналогии с прошлым уже называют нынешнее противостояние России и западного мира «новой холодной войной» — в Прибалтике, которая и географически, и ментально оказалась меж двух огней, это особенно ощущается. От холодной войны двадцатого века, говорят политики, нынешняя ситуация отличается двумя факторами: отсутствием идеологической составляющей и новыми видами угроз. «Время меняется, и меняются вызовы, — говорит министр Бергманис. — Раньше не было угроз кибербезопасности, не было таких гибридных проявлений пропаганды. Это вызывает серьезную озабоченность».
Западные союзники по-разному предлагают разрешить наступивший кризис: некоторые призывают усилить давление на Россию, другие, напротив, — искать точки соприкосновения. Среди сторонников жестких мер — бывший генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен. В разговоре с «Новой газетой» он предложил продлить европейские санкции против России не на шесть месяцев, как это было сделано в сентябре, а сразу на двенадцать — в частности, чтобы не делать тему антироссийских санкций предметом спекуляций во время грядущих предвыборных кампаний в Германии и Франции.
«Есть только одна возможная оценка: Россия становится агрессивнее, чем раньше, она демонстрирует готовность к конфронтации с тем, что я назвал бы либерально-демократическим мироустройством, который успешно функционирует много лет. И поэтому мы должны усилить свою территориальную защиту», — считает Расмуссен.
Британский дипломат Роберт Купер, в свою очередь, предлагает, раз уж мы снова вернулись к риторике холодной войны, сделать акцент на сокращении вооружений — по крайней мере, вести эти переговоры с Россией.
Оптимисты указывают на то, что ситуация не зашла в тупик, пока между Россией и Европой, особенно Прибалтикой, остаются многочисленные связи.
Но чтобы сохранить полноценные политические и экономические связи, подчеркивает министр обороны Латвии, необходимо, чтобы Россия выполнила взятые на себя обязательства — прежде всего, минские договоренности.
Російські окупанти планували наступальну операцію на Харківському та Сумському напрямку 1−15 червня 2024 року. Про це NV повідомило високопоставлене джерело в ЗСУ, передають Патріоти України. Підготовку до нового наступу окупанти завершили наприкінці т...
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...