— Дети — наше главное богатство и отрада, — объясняют многодетные родители. — Абсолютно все мы делаем вместе с ними — садим огород, собираем урожай, готовим, убираем, делаем заготовки на зиму. Наши ребята к работе приучены, в многодетной семье по-другому ведь и быть не может.
Работу мы не распределяем — каждый делает то, что ему под силу. Девяти-десятилетние мальчишки уже колют дрова, пяти-шестилетние дочери заняты на кухне — спешат помыть посуду, подмести пол. Только трехлетние малыши ничего не делают, да и то потому, что мы им не даем. Когда едем в поле, то оставляем их дома, так нам спокойнее.
Мама детишек без запинки называет даты рождения сыновей и дочерей. Помнит, кто с каким весом родился и как долго пришлось быть с новорожденным в больнице.
— В основном детки рождаются крепкими, и мы практически сразу едем домой, — гордится 43-летняя мама Светлана Ковалевич. — Самая младшая в нашей семье — Настенька, она недавно родилась. За два года до нее появилась Неля, Женечке уже три года, Алине семь лет, Юле — девять, Вите — 10, Вадиму — 11, Оле — 12, Галине — 14, Ирине — 16, Валентине — 17, Олегу — 18, Людмиле —19, Татьяне — 20, Русла-ну — 22, Наталье — 23, Леониду —
25 и Игорю — 26 лет.
Мы привыкли к тому, что нас много, и другой жизни просто не представляем. Если дети рождаются, значит, так угодно Богу. Главное, чтобы здоровье было кормить их и одевать, ведь мы ни у кого не просим помощи — рассчитываем только на себя. Трудимся, зарабатываем… Может быть, у наших детей нет брендовых дорогих вещей, но зато есть самое главное — любовь родных. Летом все вместе собираем разные лесные ягоды — землянику, чернику, бруснику, которые сдаем оптовикам. На вырученные деньги покупаем самое необходимое.
Конечно, учим детей носить вещи аккуратно. Куртки и пальто, как правило, передаются младшим сестрам и братьям. Свои рюкзаки школьники носят несколько лет подряд. Хуже обстоят дела с обувью, она со временем стаптывается, нога вырастает. Обувь меняем чаще всего.
Недавно все ездили на рынок — кстати, хороший повод, чтобы собраться вместе. Потратили на обновки более двадцати тысяч гривен. Обули и одели всех, кому понадобились обновки. Обычно такие поездки носят сезонный характер — то к зиме одеваемся, то к лету. Осенью школьникам, как обычно, закупаем тетради и ручки. Тетрадей берем на полторы-две тысячи гривен, а ручки, карандаши, фломастеры — целыми пачками. Ручки-то больше всего ломаются, теряются, забываются, к концу учебного года их не хватает.
Прокормиться помогают 50 соток земли — засаживаем их овощами, пшеницей. Держим хозяйство, есть у нас лошадь, две коровы, две свиньи, куры, утки. К сожалению, все обрабатываем вручную. Мечтаем купить трактор, он стоит примерно две тысячи долларов, но таких денег у нас пока нет. Хотя экономим, но собрать нужную сумму не получается. Очень много уходит на продукты, в день тратим не меньше 500—600 гривен.
— Светлана Степановна, а сколько съестных припасов приходится делать на зиму?
— Картофеля — не менее семидесяти мешков, около трехсот литров разнообразного варенья, свеклу и морковь по несколько десятков ящиков. У нас большой погреб полностью забит продуктами. Иной раз уж и не знаешь, где что разместить, но лучше пусть будет больше, чем не хватит.
Ведь большой семье много нужно. К примеру, на обед варим ведерную кастрюлю борща, лепим двести вареников. Пельмени лепить не любим, потому что их нужно… в три раза больше. Хлеб — около десяти полуторакилограммовых буханок — печем трижды в неделю. Дочери ежедневно обязательно пекут пироги, сдобные булки, печенье… А вот конфеты мы покупаем нечасто.
Супруги Ковалевичи тоже выросли в многодетных семьях. У Петра Ивановича 14 братьев и сестер, у Светланы Степановны — семь. Но сейчас оба признаются: не думали, что и у них будет столько детей.
— Моя лучшая подруга, с которой мы сидели за одной партой, мечтала, что родит минимум пятерых дочек и сыновей, — рассказывает Светлана Ковалевич. — А я отвечала, что мне и двоих достаточно будет. Так вот, у подруги один ребенок, а у меня восемнадцать! При каждой встрече вспоминаем наш давний разговор и улыбаемся. Подруга уверяет, что я за себя и за нее нарожала.
Многодетная семья живет в собственном шестикомнатном доме, который Ковалевичи построили сами.
— Нам места хватает, — продолжает многодетная мама. — А старшие дети, которые живут отдельно от нас в соседних селах, планируют построить для себя новые дома. Четверо старших детей уже имеют собственные семьи. Мы с мужем уже одиннадцать раз бабушка с дедушкой! Причем последний внук родился практически одновременно с нашей младшей дочкой.
К сожалению, у наших детей нет высшего образования. На учебу ведь нужны большие деньги. К счастью, Леонид сумел выучиться в райцентре на слесаря-механика, и мы этим очень гордимся. Может быть, дочери и сыновья смогут дать достойное образование нашим внукам. А пока мы все вместе поддерживаем друг дружку как можем — сегодня копаем огород у нас, а завтра — на приусадебном участке старшего сына или дочери.
— Как проводите праздники? Дарите друг другу подарки на Рождество или день рождения?
— Поздравляем друг друга словами, без подарков, у нас их дарить не принято.
— Старшие школьники помогают делать уроки младшим?
— Учат с ними стихотворения, решают задачки. Что знаю, могу сама подсказать. На ночь малышам читают сказки, а самым маленьким поют песенки. Имена новорожденным братикам и сестричкам дети дают сами. У нас все так же, как в обычных семьях, только варим мы и стираем в несколько раз больше.
Зато у нас намного веселее! Когда ученики приходят из школы, а старшие — с работы, в доме поднимается такой шум и гам! В туалет и к умывальнику очередь. Стиральная машина у нас работает, как обычный человек в смену — утром ее включаю и выключаю поздно вечером. Спит машинка вместе с нами, только ночью.
Глава семьи признается, что не представляет себе иной жизни, с другой женой.
— Если бы вернуть все назад, снова бы женился на Светлане, — говорит Петр Ковалевич. — Может быть, немножко что-то подправил, но в целом оставил бы все как есть…
— Наше село решает демографический вопрос всей страны, — уверен глинницкий сельский голова Юрий Карповец. — По статистике, украинская семья растит в среднем одного, от силы двух ребятишек. А у нас минимум пять, максимум… восемнадцать. То есть рождаемость втрое выше, чем по Украине, и, может быть, самая высокая в Европе. Селу около 300 лет, и все это время наблюдался большой прирост населения. Что удивительно, молодежь практически не покидает родные края. На заработки едут многие, но выезжать навсегда из этих мест никто не стремится.
Не исключаю, что на высокую рождаемость влияют религиозные взгляды, когда женщины принципиально не идут на прерывание беременности. Да и стало уже доброй традицией — заводить много детей. Старожилы уверены, что существует хорошая генетическая предрасположенность. Когда мужчины, что называется, могут, а женщины стремятся.
А еще люди верят, что местный дуб, который растет в трех километрах от села, дарит животворную силу. Дерево считается одним из самых старых в Украине, ему 1350 лет, в обхвате — восемь с половиной метров. Бытует предание, что в Средневековье над этим местом в небе являлся православный крест. В 1860-х годах здешние леса вырубили польские и немецкие колонисты, однако дуб не тронули.
Никто не может точно сказать, когда в здешних местах появилась традиция в день бракосочетания наведываться к этому дереву. Молодожены верят, что если постоять возле великана, взявшись за руки, то он подарит им силу, крепких ребятишек и богатство.
Набраться животворной силы приезжают к дубу люди из всех регионов страны. Те, кто не первый год живут в браке, а деток им Бог не дает, надеются, что дуб поможет им зачать ребенка. Признаюсь, что в день бракосочетания я нарушил традицию и не поехал к дубу. Наверное, поэтому у меня только одна дочь (улыбается).
— За последние несколько лет Глинное остается рекордсменом по уровню рождаемости не только в Украине, но и в Европе, — подтверждают слова сельского головы в Ровенском областном управлении юстиции. — На территории села проживает более 600 многодетных семей. Это те, у кого трое и более детей. С начала 2017 года зарегистрировано уже 173 новорожденных.
Гарною новиною є той факт, що російські агенти отримують підозри. Проте важливо не зупинятися на досягнутому та звернути увагу на Верховну Раду, адже там подібних колаборантів дуже багато. Таку думку висловив підполковник ЗСУ, заступник командира 3 ОШБ...
У Запоріжжі внаслідок ракетного обстрілу, який РФ здійснила у суботу, 18 січня, вибуховою хвилею пошкоджений Свято-Андріївський кафедральний собор УПЦ МП. Військовий прокоментував, як "відреагували" представники собору. Про це військовослужбовець ЗСУ С...