Украинскую IT-сферу считают одной из главных надежд и флагманов экономики, но при этом мало кто знает, как развивалась кибернетика в стране и почему нам стоит поддерживать ее саму и связанные с ней информационные технологии.
Факт №1. «Адресный язык» программирования для ЭВМ «Киев»
В истории украинской кибернетики есть действительно впечатляющие вещи, о которых знают разве что те, кто совсем недавно и очень прилежно учился в профильных ВУЗах. Например, тот факт, что один из первых в мире языков программирования высокого уровня - «адресный язык» - создала в 1955 году украинка Екатерина Ющенко. Он существенно упрощал процессы работы с цифровыми вычислительными машинами, а некоторые его конструкции можно обнаружить и в современных языках программирования.
Создание «адресного языка» не было исключительно теоретическим достижением. В 1958 году была представлена ЭВМ «Киев» - компьютер, работающий на электронных лампах и с магнитными барабанами в качестве внешнего запоминающего устройства. Инициатором этой работы был директор Института математики АН Украины Борис Гнеденко, а на поздних этапах разработкой руководил Виктор Глушков. Долгое время «Киев» активно использовали в Вычислительном центре АН Украины.
Еще один экземпляр ЭВМ уехал в Дубну - российский наукоград, известный исследованиями в области ядерной физики, где его долго эксплуатировал Объединенный институт ядерных исследований.
Факт №2. «Днепр» - рекордно быстро построенная и внедренная ЭВМ
В 1958 году, когда команда лаборатории сдала в эксплуатацию ЭВМ «Киев», Глушков и коллеги приступили к следующему проекту - созданию полупроводниковой управляющей машины «Днепр». И это просто ошеломительная история. «Днепр», построенный конструктором Борисом Малиновским, побил все мировые рекорды по скорости создания и внедрения в производство. Весь процесс занял три года.
Управляющая машина применялась для автоматизации сложных процессов на крупных заводах. Для ее разработки ученые из Вычислительного центра АН Украины, которым руководил Глушков, сотрудничали с несколькими предприятиями. Они впервые в Европе использовали дистанционное управление бессемеровским процессом. Это технология, которая используется в производстве стали. В специальном конвертере сквозь жидкий чугун продувается сжатый воздух. В результате получают литую сталь. В ходе этого эксперимента Глушков несколько суток следил за ситуацией в качестве советника мастера. В общем-то, вся идея принадлежала ему.
Сам Глушков позже рассказывал, что к моменту начала работы над «Днепром» в мире уже велись подобные разработки. Американские конструкторы трудились над созданием управляющей машины RW300. Начали они раньше, но запустились все равно одновременно с учеными из АН УССР, в июне 1961 года.
Факт №3. «МИР-1» - единственная советская ЭВМ, проданная в США
Еще через несколько лет украинские кибернетики под руководством Глушкова создали «МИР» - машину для инженерных расчетов, одну из первых в мире однопользовательских ЭВМ. Она выпускалась серийно. «МИР» проводила расчеты для научных лабораторий, инженерных бюро и учебных заведений. Но это еще не самое интересное.
Через пару лет, в 1967-м, серия пополнилась машиной «МИР-1». Новая модификация получила устройство ввода-вывода на перфоленту и была более надежной. Тогда в Лондоне проходила важная технологическая выставка, куда и привезли новую ЭВМ серии «МИР». Там ею заинтересовались представители IBM, и украинские конструкторы получили заказ на «МИР-1». В те времена IBM поставляла примерно 80% всей вычислительной техники для той части мира, которая придерживалась капиталистических принципов в экономике. И этот гигант отметил работу ученых из УССР. Это была первая советская ЭВМ, которую приобрела компания из США. Правда, она же и последняя.
Факт №4. Амосов: биокибернетика и сердечный клапан из рубашки
Глушков был не только выдающимся ученым, но и отличным руководителем. В 1960 году он поддержал идею создания при Институте кибернетики АН УССР отделения биокибернетики. Новое направление возглавил Николай Амосов, культовая для нашей страны фигура.
Сначала Амосов с коллегами создавал программы для более простой и точной диагностики. Потом моделировал различные органы и системы организма, изучал человеческие возможности, провел колоссальные по важности исследования системы саморегуляции сердца.
В результате этих экспериментов возникла идея создать машину, которая могла бы не только диагностировать заболевания и проводить лечение, но и обучалась бы сама - то есть, обладала бы искусственным интеллектом. Так родилось научное направление медицинской кибернетики.
Чуть позже Амосов занялся разработками новой конструкции аппарата искусственного кровообращения, и успешно. И надо помнить, что он занимался не только теорией: Николай Михайлович был практикующим кардиохирургом. Например, в 1963-м он провел операцию по протезированию митрального клапана сердца, первую в Советском Союзе.
С сердечными клапанами была отдельная история. Первый трикуспидальный клапан вырезали из рубашки, которую Амосов привез из Италии. Рубашка была сделана из нейлона, который в СССР не производили, а привезенный из-за рубежа считался крайне дефицитным. Сейчас это кажется выдумкой, но тогда хирурги были вынуждены практически экспериментировать на людях, иного выхода не было.
Факт №5. IT сейчас - третья по величине статья украинского экспорта
История украинской кибернетики не только интересна, но и дает плоды по сей день. Количество IT-специалистов в стране достигло почти 100 тыс. человек, и общий вклад всех этих людей в экономику весьма значителен. Пару лет назад в прессе активно распространялась информация, что Украина - лидер среди всех европейских стран по количеству IT-специалистов, а в мире занимает четвертое место, но это миф.
Однако украинские компании, работающие в сфере информационных технологий, все равно очень важны для будущего страны - хотя бы из-за объемов экспорта, налоговых выплат и инвестиций.
В 2015 г. объемы украинского экспорта IT-технологий оценивались в 2 млрд. Это была третья по величине статья экспорта по итогам года. Кроме того, первая сотня крупнейших украинских IT-компаний выплатила государству налогов на сумму 820 млн грн. А если прибавить сюда средние компании и вклад фрилансеров, эта цифра вырастает до 5 млрд грн. Об этом на одном из брифингов говорил Дмитрий Шимкив
Подводя итоги, скажу, что украинской кибернетике и IT-сообществу меньше всего нужны фейковые звания и мифы о величии. Нам действительно есть чем гордиться, есть имена, которые стоит помнить, и достижения, которые нужно приумножить. А главное, у нас есть будущее, в котором еще очень много работы.
Автор: Дмитрий Чепур
Проаналізувавши фотографію того, як очільниця німецького МЗС Анналена Бербок відвернулася від канцлера Олафа Шольца, штучний інтелект знайшов цікаве порівняння. Таким спостереженням поділилася голова правління Інформаційного центру «Майдан Моніторинг» ...
Переможниця шоу Холостяк 13, волонтерка і перекладачка німецької мови Інна Бєлєнь також провела екскурсію квартирою, яку орендує у Києві, передають Патріоти України. Бєлєнь і ветеран війни Олександр Терен після завершення реаліті будують стосунки. Зара...