Вбивство майданівця Сергієнко - друга "справа Гонгадзе"?, - журналіст

Колеги вбитого відкрито звинувачують у злочині олігарха, екс-регіонала Геннадія Бобова.

Василь Сергієнко. Фото: "Цензор"

Навесні 2014-го вбивство відомого майданівця Василя Сергієнка вже після перемоги Майдану сколихнуло не тільки Черкащину. Сьогодні на лаві підсудних троє вбивць, кожен з яких має досвідченого адвоката. Під час слідства було скоєно несподівані і скандальні рокіровки, а це, схоже, вказує на те, що на замовника ніхто виходити не збирається. Так пише журналіст "Цензор.НЕТ", передають Патріоти України, продовжуючи:

"Тем временем коллеги убитого Сергиенко по самообороне прямо обвиняют в преступлении одного из богатейших нардепов, олигарха Геннадия Бобова, и делают это не шепотом.

ИСТОРИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

Вкратце напомню историю ужасного преступления. Принципиальный майдановец, член самообороны, журналист-антикоррупционщик Василий Сергиенко был похищен из своего дома в Корсуне-Шевченковском вечером 4 апреля 2014 года. Через несколько дней побратимы Василия нашли его изуродованное тело со следами зверских побоев закопанным в лесу у села Выграев.

Перед судом в деле по убийству журналиста предстали трое. Их главаря, по данным местных СМИ, уже нет в живых. Это непосредственные исполнители преступления. Все трое входили в "свиту" местного агромагната и народного депутата Геннадия Бобова (экс-"регионал", голосовавший за "диктаторские законы", нынче входит в депутатскую группу "Видродження"). Бобова обвиняют в довозе титушек на Майдан, так как на его базе были найдены винтовки, выдаваемые "черной сотне". По данным "ОПОРЫ", в 2015-м Бобов входил в пятерку богатейших нардепов. Из огромного числа предприятий, связанных с Бобовым, ключевым в деле Сергиенко является отельный комплекс "Модус", одним из основателей которого является ООО "Панда", сооснователями которого в свою очередь является семья Бобовых. По данным черкасской самообороны, именно в "Модусе" обвиняемые в убийстве находились в числе так называемых титушек Бобова во время предвыборной кампании в Раду. И именно в автопарке "Модуса" числятся машины с номерами, аналогичными номерам автомобиля, на котором вывезли журналиста.

Активисты считают Бобова заказчиком убийства журналиста, больно уж сузился круг косвенных доказательств вокруг его персоны.


Геннадий Бобов

Имя Бобова в материалах следствия уже прозвучало, но по другому делу - о попытке поджога техники фермера-конкурента Бобова Приходько возле города Тальное. Год спустя после убийства Сергиенко именно подозреваемые в его совершении были направлены на уничтожение техники Приходько. Кем направлены? В суде Приходько уверил: тогдашний директор "Панды" в приватной беседе ему признался, что приказ уничтожить технику конкурента дал сам Бобов и его партнер Савченко (руководитель Агрофирмы "Корсунь"). Жечь хозяйство Приходько титушки приехали на той же "Ладе-Приоре", на которой вывозили замученного Сергиенко - это подтвердил ДНК-анализ следов крови, найденной в их машине.

В автомобиле убийц были найдены канистры с бензином и гранаты для уничтожения техники, поэтому автомобиль был изъят. Милиция провела обыск на базе "Модус" во время которого было найдено 2 автомата АКМС 74-В, из числа четырехсот автоматов, которые выдавали титушкам в Киеве во время Майдана в феврале 2014-го. То есть, на "Модусе" существовал склад оружия, который, вероятно, принадлежал титушкам Бобова.

Олег Собченко, соратник Сергиенко, бывший член самообороны, ветеран АТО, а сегодня член правления Союза ветеранов АТО, настаивает на обвинении против Бобова.

"Они настолько отмороженные - эти титуханы. На той же машине, на которой убивали Василия, они поехали жечь фермера. С ними была граната и канистра бензина. Когда машину у них забрали, там нашли следы крови и ДНК Василия. Номера на их машине 71-43. Такие же номера у Мельника, их главного. На машинах Бобова — 00-43. Как они палятся! Если бы у нас был британский суд, Бобов уже сидел бы за убийство! Нормальному человеку видно, что это одна банда".


Собственно, "тальновский поджог" с участием людей Бобова является единственной привязкой к его персоне в деле Сергиенко, на основании которой коллеги убитого и журналисты делают предположение. Единственной, но красноречивой.

Она могла бы сыграть свою роль, если бы не рокировки в следственной группе. Весной 2016-го назначенного после Майдана руководителя Черкасского областного УМВД Владислава Пустовара отстранили от дел в связи с подозрениями в даче взятки. Именно Пустовар запустил расследование убийства Сергиенко на полную, организовал слежку за подозреваемыми и собственно их задержание, как и анализ ДНК крови на их машине.

Народный депутат Татьяна Чорновол, с которой Сергиенко сотрудничал в антикоррупционной деятельности, называет отстранение Пустовара неслучайным. По ее словам, ему удалось добыть новые доказательства по убийству Сергиенко.

"В какой-то момент ко мне поступили тревожные вести, что дело от Пустовара забирает Генпрокуратура. Это могло означать, что Бобов договорился "похоронить" дело. Тогда я выступила публично, и это имело несколько положительных эффектов. Первый - Генпрокуратура оставила дело Пустовару. Второе - среди убийц Василия это вызвало панику, в телефонных разговорах, которые прослушивали оперативники, один из убийц - Федоров - начал говорить об обстоятельствах убийства Василия. Теперь этот разговор среди доказательств в материалах дела, которые рассматривает суд.

В общем, много доказательств, чтобы свидетели и исполнители "посыпались" и дали показания на заказчика. Поэтому была предпринята расправа над человеком, на котором держалось это резонансное расследование, в том числе для того, чтобы запугать свидетелей, которые могут дать показания против Бобова. А именно - был уничтожен Владислав Пустовар. Не физически, к счастью. Его уничтожили как милиционера", - писала она в апреле 2016 года.

Усомнилась в справедливости обвинений против главы полиции Черкасщины и координатор гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская: "С Пустоваром познакомилась во время выборов и хочу засвидетельствовать, что это один из троих руководителей областей, который доводил начатое до конца. Единственный, который по результатам выборов 2014-го довел дело до обвинительного приговора с серьезными последствиями, ведь злоумышленнику дали таки 5 лет. В 2015 году, когда Черкасская областная ТИК сфальсифицировала финальный протокол, он взялся за расследование, но сразу позвонил с тем, что за это дело будут давить. В прошлую пятницу он же заявил, что закончит расследование. А вчера по всем информационным каналам и с официальных должностей звучали заявления о взятке в 2000 долларов, которую якобы Пустовар вручал третьему лицу".

Чорновол не изменила своего мнения и сегодня, отмечая, что уход Пустовара имел свои последствия. "Я уверена, что усилиями Бобова был "уничтожен" руководитель черкасской милиции. Это человек, который, невзирая на давление, расследовал и довел дело до суда. А вот после снятия Пустовара как раз произошло ослабление в этом деле", - сказала она в комментарии.

Журналисты делали однозначные сравнения, называя дело Сергиенко вторым делом Гонгадзе (тело Сергиенко было найдено во Выграевском лесу, в 50 км от злосчастного Таращанского леса), намекая и на мотивы преступления, и на то, что расследование убийства черкасского журналиста также остановится на стадии суда над исполнителями. Не забыли и горькое сравнение двух героев, ведь и Сергиенко, и Бобов имеют звание Героя Украины.

ПУБЛИЧНЫЕ ОБВИНЕНИЯ И ДЕЛО НА ТОРМОЗАХ

Понимание того, что расследование сводят лишь к доказательству вины непосредственных убийц, журналисты черкасской газеты "Дзвін" были вынуждены опубликовать часть доказательств, которые свидетельствуют о причастности Бобова. Речь идет о чеке из строительного магазина, найденном на месте преступления, который указывает на то, что Сергиенко похитили с намерением убить, а не запугать.


Также обнародованы копии журнала посещений "Модуса", подшитого службой охраны "Панды". В нем зафиксировано собрание у Бобова за месяц до убийства, на котором присутствовал координатор убийц.

"Среди них авторитетный член "Панды" - любитель АК-74 Тромса, автомобиль Тойота с номером 71- 43, который, возможно, принадлежит человеку с фамилией и инициалами, совпадающими с данными сына нардепа-сахаромагната, и автомобиль Мицубиси, принадлежащий одному из предполагаемых исполнителей убийства Федорову. Именно в этот автомобиль, похитители перегрузили уже смертельно покалеченного журналиста, а Федоров с нынче арестованным Виктором Г., уже контрольно задушили и закопали тело, потеряв вышеупомянутый чек. По данным полиции, после убийства Сергиенко Федорова бандиты ликвидировали. На момент этого собрания на базе "Панды", до убийства Сергиенко оставался один месяц", - пишет издание.

Мы пообщались с автором этого материала. На условиях анонимности он рассказал, что по факту публикации адвокаты подозреваемых подали ходатайство о проверке источника информации редакции (запись разговора есть в редакции "Цензор.НЕТ"):


"На суде ничего, что связано с заказчиком убийства не рассматривают, поэтому, собственно, я и опубликовал доказательства о причастности Бобова, и поэтому, собственно, адвокаты продвинули ходатайство, чтобы проверить наше издание. По их плану, убийц должны были посадить, и на этом это дело должно было быть завершено без упоминания о заказчике. Теперь полиция должна установить источник нашей информации, то есть откуда мы получили доступ к материалам уголовного дела, ведь, по плану защиты убийц, все материалы дела, касающиеся заказчика убийства, не должны быть нигде озвучены".

Массу вопросов вызывает и личность судьи Владимира Орленко, который должен вынести приговор убийцам Сергиенко. Как отмечают черкасские СМИ, еще два года назад он без всяких доказательств бросал в тюрьму всех, кто перешел путь власти Януковича в регионе. Журналист-блогер Лана Александрова, в частности, связывала тогдашнюю позицию Орленко с родственными связями с "юристом" "Партии регионов" Владимиром Олийныком, который в свое время был председателем суда в Черкассах. Однако теперь Орленко прошел все "люстрационные" формальности и судит резонансное дело.

СЕРГИЕНКО СОБИРАЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ВАЖНЫЙ КОМПРОМАТ НА БОБОВА

Чтобы понять, насколько обвинения против Бобова имеют право на жизнь, остановимся на возможных мотивах устранения Сергиенко. Соратники убитого настаивают: о мотивах Бобова говорит сама деятельность журналиста. Он писал обличающие материалы против местных чиновников. Бобова называют местным "царьком" - он обрабатывает почти все земли не только в Корсунь-Шевченковском районе, но и в соседних. Сахарный завод, хлебоприемное предприятие - это не полный перечень его активов в области. Естественно, что его деятельности Сергиенко уделял особенное внимание.

После Майдана Сергиенко в обличении Бобова и его приспешников перешел от пера к действию. Самооборона и Сергиенко как активный ее участник провели люстрацию собственными силами, устранив влияние Бобова в области.

На одном из вече Василий инициировал вопрос о лишении Геннадия Бобова звания Героя Украины, а также требовал отстранить от руководящих должностей в совете и администрации близких к нардепу людей, в том числе председателя райсовета Владимира Рябошапку, и вернуть в собственность общины базу-отдыха "Модус".

"Были люди, которые говорили, что ему это просто так с рук не сойдет. Например, из редакции газеты "Надросся" он выгнал тогдашнего главного редактора Людмилу Моренко - одну из прислужниц Бобова. Она в каждом выпуске газеты печатала похвалу Бобову. На общественных началах Василий начал исполнять обязанности редактора и выпускать адекватный материал. Говорили, что выпивший сын Моренко как-то сказал: "Через неделю самооборону будут закапывать". Где-то через неделю Василия и убили", - рассказывает Собченко.

По словам Собченко, люди Бобова следили за всей самообороной, пробовали купить, а незадолго до убийства даже назначили встречу:

"Бобов назначал нам встречу. Если бы не убийство Василия, через день-два мы могли бы с ним встретиться. Мы же выгнали всю местную власть, которую он ставил при Януковиче. 1 марта заставили всех написать заявления. А 2 марта на базе в "Модусе" и состоялся тот сходнячок, зафиксированный в журнале, на котором присутствовал старший в группе убийц. А уже с середины марта, как они сами свидетельствовали, они начали следить за Сергиенко. Они явно решили что-то делать с самообороной. Думаю, что выбрали Василия, потому что он среди нас был самым активным. Они пробовали нас купить, мы, в том числе Василий, послали их лесом. И они не увидели другого выхода. Они сначала хотели тело Васи закопать, чтобы он исчез", - продолжает Олег.

Между Бобовым и Сергиенко были и очные стычки. Кроме уже упомянутого выступления на вече, майдановцы вспоминают еще один инцидент. Один из членов самообороны Владимир Зуенко рассказал о приезде Бобова на корсунский блокпост, который держала самооборона в феврале 2014-го, уже после бегства Януковича:

"Василий проводил совещание. Тут открывается дверь, и заходит Бобов. Василий спросил, кто он и что делает там (конечно, он знал, кто это). Бобов начал рассказывать об изменениях после Майдана. Мы сказали, что и так об этом знаем, дайте нам работать. Он ушел".

Вероятнее всего, Бобов явился на блокпост с очередным намерением "купить" самооборону в виде помощи транспортными средствами, однако Сергиенко наотрез отказался принимать какую бы то ни было помощь от вчерашнего приспешника Януковича.

Из нескольких источников известно, что Сергиенко собирался ехать в Киев, где ему должны были передать важные доказательства коррупции Бобова и его окружения, но за несколько дней до этого его похитили. В свои расследования Сергиенко не втягивал посторонних, поэтому сегодня сложно сказать, о каких именно доказательствах идет речь. Да и друзья и коллеги утверждают, что возможный компромат на Бобова стал лишь последней каплей для местных действующих и бывших "регионалов". Для них бельмом была вся деятельность Сергиенко.

"Василий сам ковырялся, он толком никому не говорил об этом. Я ситуацию вижу так. Василий ходил к кому-то из земчиновников – после Майдана это еще можно было делать - и попросил все материалы по Бобову. А тот после позвонил Бобову. И это уже был десятый звоночек по Василию: ранее он выгнал прихвостней Бобова, выгнал самого Бобова с блокпоста, он занимал принципиальную позицию - не брать технику для самообороны у Бобова. И поэтому Бобов принял решение убрать именно Василия", - говорит Собченко.

Это же мнение высказывает Чорновол: "Насколько я понимаю, речь шла не о каком-то отдельном пакете документов, а в общем о его системной борьбе с Бобовым. Сергиенко не один год вытягивал эту информацию. Возможно, под шумок революционных событий Бобов решил убрать человека, который ему мешал. Очень много косвенных доказательств, что это его рук дело: номера машины, оружие".

Вероятно, компромат, который Сергиенко намеревался получить накануне убийства, все-таки был обнародован. Собченко утверждает, что один из черкасских чиновников передал доказательства коррупции со стороны Бобова - 3 тысячи гектаров Бобов использовал десятилетиями без арендплаты. Эта информация якобы пошла в прокуратуру.

"Прокуратура отписывается, что у нее забрали общий надзор. Земельный отдел говорит, что не в курсе. Они все боятся Бобова, как огня. Этот чиновник, который сообщил о махинациях Бобова, сейчас тоже отказывается говорить. Я с ним встречался, на словах он все подтвердил. Но он сам говорит: "Какой смысл сейчас об этом говорить, если Бобова все равно не тронут?" Он народный депутат, сидит на деньгах. Милиция за ним следила полтора года – он действительно может давать взятки по миллиону долларов", - пояснил Собченко.

ОТКРЫТЫЙ ЭПИЛОГ

Очевидно, что часть доказательств (журнал посещений “Модуса” и номера машин, — ред.) есть в оперативном деле, но их нет в уголовном. Нужность или ненужность доказательств в судебном деле определяет прокуратура. Но все понимают, что то, будет ли выход на заказчика - зависит от того, заговорят ли обвиняемые в непосредственном убийстве.


"В принципе, эти документы не являются доказательствами того, что они убили Василия. По убийцам полно других доказательств. Эти же черти за решеткой не говорят: "Нам Бобов дал указание". Но все нити ведут к нему, и решение убить мог принять только он. По идее придет то время, когда этим преступникам за решеткой предъявят все доказательства. Дальше они либо будут говорить, либо нет. Если будут, то укажут на посредника. Тогда зачем искать другие доказательства, если они и так будут? Если же загнутся, тогда по ним будет вердикт, а следствие продолжится в поиске заказчика. Пока дело в суде вести параллельное расследование невозможно", - отметил Собченко.

По крайней мере, в данный момент нет даже намека на то, что непрямые доказательства против Бобова и свидетельства против него будут пущены в ход.

На запрос "Цензор.НЕТ" по поводу привлечения данных доказательств (журнал посещений в "Модусе" и реестр автомобилей) в прокуратуре Черкасской области сослались на тайну следствия, но отметили, что расследование продолжается.

Об этом резонансном деле хорошо осведомлены в Киеве. Вдова Сергиенко Валентина Захаровна не раз обращалась в Генпрокуратуру с просьбой адекватно расследовать смерть мужа. По ее словам, во время последнего визита она передала генпрокурору Юрию Луценко копию статьи в газете "Нова молодь Черкащини" за 2 ноября, где детально расписан ход расследования и все подозрения в отношении Бобова.

"На все обращения я получала ответ: "Продолжается следствие", - сетует она.


Василий Сергиенко

Адвокаты обвиняемых явно пытаются затянуть дело. "Я так понимаю, что убийц все равно посадят, поэтому им выгодно по "закону Савченко" сидеть в СИЗО подольше", - объясняет журналист, автор материалов в газете "Дзвін".

Тем временем сам Бобов оставил без ответа просьбу Цензор.НЕТ прокомментировать свою возможную причастность к этому делу. Даже в случае абсолютной невиновности Бобова интерес к этому делу он уже показал, написав сразу после убийства Сергиенко пост в Фесбуке, пообещав 50 тыс. грн за помощь следствию.

В то же время Татьяна Чорновол заявила о том, что Бобов пытался замять дело Сергиенко на всех уровнях: "Он ходил на все уровни. Я депутат Верховной Рады. Есть мои знакомые, которые знают мое требование, чтобы это дело было доведено до конца. Так вот они говорят, что видели Бобова там-то и там-то. Я знаю таких фактов много".

В любом случае то, есть ли политическая воля расследовать это преступление, будет ясно в ближайшие месяцы, так как, по уверению СМИ, прокуратура обещает зачитать все 16 томов обвинительного акта до Нового года", - пише видання.

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Шашлики 2.0": Урядовий квартал утік, а як щодо попереджень для решти? - Зоя Казанжи

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:46

"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...

Аналітики The Financial Times підрахували реальний мобілізаційний резерв України

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:19

Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...