Від російського спецназу до українського священника і патріота

Отець Олександр - людина більш ніж цікава. Почнемо з того, що він колишній боєць спецназу, причому спецназу російського. А ще батюшка-капелан - завзятий байкер і патріот. Про нього розповідає Одеська газета.


«Думская» пообщалась с одесским военным капелланом, священником Украинской православной церкви Киевского патриархата отцом Александром Филипповым. Мы уже упоминали его в субъективной десятке лучших пастырей Одессы, но решили, что будет лучше рассказать о служителе церкви подробнее, ведь отец Александр - человек более чем интересный. Начнем с того, что он бывший боец спецназа, причем спецназа российского. А еще наш батюшка - завзятый байкер.

Ради встречи с Александром корреспондент «Думской» отправился на поселок Котовского, где живет и несет службу священник. Лузановка осталась позади, и свернув с проспекта Добровольского налево, мы оказались среди одноэтажных строений, предшествующих засилью многоэтажек.

Небольшой золотистый купол буквально светился в зимний солнечный день, отбрасывая яркие блики. Это временное помещение, рядом строится новый храм - казацкий, в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Между сараями кто-то со знанием дела рубил дрова. Интересуемся у рубщика, где можно найти протоиерея Александра. Человек с топором попросил подождать минуту и, отложив инструмент, двинулся в старую церковь. Через пару минут оттуда вышел тот же незнакомец, но уже одетый в рясу священника. Он протянул руку и представился: «Отец Александр»...

Родился и вырос наш собеседник в далеком Красноярске.

«Мы наполовину украинцы, наполовину русские, представители сельской интеллигенции, - рассказывает Александр о своей семье. - В тридцатых бабушку репрессировали, так мы в Сибири и оказались».

После школы его призвали на срочную. Попал во внутренние войска, причем в часть спецназначения. Когда вышел срок, остался на контракте. То были пресловутые «лихие девяностые», и Филиппову довелось поучаствовать во многих силовых операциях, несколько раз он был под пулями. Правда, в Чечню его не послали. Бог миловал.

«Должности занимал разные. Был и кинологом, и в штурмовом взводе. Экстрима навидался всякого. Собственно, побывав пару раз на краю, и стал задумываться о том, чтобы пойти в священники. Я ведь получил христианское воспитание, и эта мысль не казалась мне чем-то из разряда фантастики».

В 2001-м, когда закончился контракт, Александр решил кардинально поменять жизнь. Собрал небогатые пожитки и рванул в Одессу:

«Это была детская мечта: жить в Одессе, в тепле и у моря. К Красноярску никаких особых чувств я никогда не питал. Холодно там. Когда уезжал, на улице было минус 50, снегири мертвые с неба падали. Ну и ничего там не держало. А тут тепло... В Одессе жила мамина знакомая, так что совсем в неизвестность я не ехал».

За полтора десятилетия он основательно «ободесситился» и «обукраинился».

«Считаю себя украинцем, местным. Многие не верят, что я из Сибири», - говорит священник.

Чтобы учиться в христианском университете (на психолога) и сводить концы с концами, пришлось работать сразу на нескольких работах. Ситуация еще больше обострилась, когда будущий капеллан поступил параллельно и на заочное отделение в православную семинарию. Зарабатывал как мог - строителем, прорабом, освоил векторную графику... В редкие часы досуга Александр писал стихи. Кстати, увлечение поэзией он не забросил и после того, как надел рясу. Своих читателей священник радует лирикой и забавными пародиями-стилизациями.

Взор устреми много выше чем Фудзи,
Ветхое кимоно возложи на рамена,
Суши вкуси без тунца и без семги.

Из дома напротив запахи сводят с ума,
Жарит угря нечестивец безродный.
Искушение лишь закалит самурая, -

писал он в канун Великого поста пять лет назад.

В университете Александр окончательно утвердился в мысли стать служителем Христа. Проблема была только с выбором конфессии.

«Еще в России я часто сталкивался с православными, и нельзя сказать, что этот опыт был положительным. Словом, до приезда сюда я считал, что православие далеко от настоящего христианства. Но тут выяснилось, что православные бывают разными, что есть альтернативные деноминации, есть Украинская церковь. С ней я и связал свою жизнь», - говорит он.

Почти десять лет отец Александр служил в часовне при областном центре профилактики и борьбы со СПИДом. Говорит, получил бесценный опыт. В самом деле, для священника духовная работа со страждущими - это, если так можно выразиться, передовая его призвания.

ВОЛОНТЕР

Все в очередной раз поменялась для него, как и для остальной Украины, в начале 2014 года. Александр понял, что он на своем месте, и может помочь новой Родине. Времени для раскачки не было, в апреле он описал свое видение ситуации в ЖЖ, за что был моментально забанен. Пришлось переключиться на Фейсбук, где удалось собрать первую посылку для фронта. Это были самые обычные трусы. Да-да, семейные трусы, которых в тот момент не выдавали мобилизованным бойцам. Так он впервые появился на фронте - одновременно как капеллан и волонтер.

«В первый год войны я работал на передовой в рясе, чем доставлял ребятам некоторое беспокойство, - говорит отец Александр. - Присутствие некомбатанта в специфической одежде заставляло бойцов постоянно сопровождать меня и охранять. Сепарский снайпер, увидев в прицел капеллана, не будет долго раздумывать, а сразу нажмет на курок. С введением новой униформы стало намного проще. С нашивками капеллана я не мозолил глаза, и это сняло некоторую напряженность в отношениях».

СЕГОДНЯ

Сейчас снабжение армии более-менее наладилось, и в АТО Александр Филиппов появляется реже, чем в четырнадцатом году. И в основном для чисто духовных дел. Старается навещать бойцов одесских подразделений. Кстати, у него на фронте старший сын.

В Одессе у Пана Капеллана (так его называют друзья, под этим ником он известен пользователям Живого Жирнала) есть важное дело. Вот уже несколько лет он строит на Поселке храм Покрова Пресвятой Богородицы. Дело это непростое, денег постоянно не хватает. Но он не теряет надежды, что через несколько лет на поселке Котовского таки будет украинская церковь. Отец Александр провел для нас небольшую экскурсию по стройплощадке и рассказал, как будет выглядеть новый православный храм.

В дальнем углу двора укутанный тряпками от непогоды стоит большой байк, очень похожий на легендарный «Харли Дэвидсон». Но это не он, а японская Хонда - машина менее именитая, но по своим характеристикам ничем не уступающая американцу. Александр рассказывает, что это была его давняя мечта, которая случайно осуществилась в Одессе. Несколько лет назад прихожанин предложил ему мотоцикл в рассрочку и за очень умеренную цену.

«Пожалуй, это единственная отдушина, которая у меня есть. Как капеллан я должен быть очень мобильным и свободно передвигаться по городу, поэтому летом и в сухое время года отправляюсь на службу на мотоцикле. Конечно, в рясе я не езжу. Пробки мне нипочем, это очень удобный вид транспорта», - признается он.

Мы общались с отцом Александром накануне рождественских праздников - в это время у капеллана очень много работы, а еще надо объехать все одесские воинские части, причем желательно это сделать в Святой вечер. Прощаемся... капеллан опять переодевается и принимается за простую домашнюю работу. С Богом!

Читайте также: Майже половина українців підтримують автокефалію (незалежність) Православної Церкви

На освящении бронекатера "Бердянск"

На освящении бронекатера "Бердянск"

На передовой

На передовой

Dumskaya

Опублікував: Evora
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Шашлики 2.0": Урядовий квартал утік, а як щодо попереджень для решти? - Зоя Казанжи

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:46

"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...

Аналітики The Financial Times підрахували реальний мобілізаційний резерв України

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:19

Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...