"Как не стать Ираном, или Почему Украине не отбиться от глобального кризиса", - експерт

"Глобальный экономический детерминизм, помноженный на личный волюнтаризм отдельных лидеров, может привести к обвалу экономик развивающихся стран", - пише у своєму блозі Олександр Кущ, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"Сегодня Нацбанк прогнозировано повысил учетную ставку до 18%. Мы решили напомнить читателям, чего ждать от этого шага регулятора и чему можно поучиться на мировых примерах такой монетарной политики, переопубликовав недавнюю статью финансового аналитика Алексея Куща.

Реальность первая - экономика США является стержневой для всей мировой экономической системы, и что бы ни делали развивающиеся страны, даже такие "очень развивающиеся", как Китай, в случае изменения американской монетарной парадигмы (перехода с политики дешевого доллара на дорогой) вкупе с программой торгового протекционизма и закукливания инвестиций внутри рынка капитала США, все усилия по созданию "зон приоритетного мирового развития" где-нибудь в Азии или на другом континенте в один миг накрываются медным тазом в виде оттока капитала и девальвации национальных валют.

Реальность вторая: то тут, то там появляются отцы наций, готовые бросить перчатку в лицо Америке. Например, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на тюркском саммите в Кыргызстане заявил буквально следующее: "Американцы ведут себя как дикие волки. Не верьте им". Хотя волк - тотемное животное именно тюрков, а американцев можно было назвать, к примеру, гризли (так даже нагляднее), данная фраза встретила молчаливое одобрение тюркских стран. Даже представители Кыргызстана на столь явный выброс волюнтаризма не ответили в духе: "В моем доме попрошу не выражаться".

Положение Украины в данном контексте выглядит незавидно. С одной стороны, от американских пошлин на сталь страдают и наши производители, а с другой - США пока никак не реагируют на наши активные жесты типа "мы свои". А тут еще Эрдоган выступил с предложением перейти во внешнеэкономических расчетах с другими странами на национальную валюту. Предложение пока поступило в адрес Ирана, Ирака, РФ и Украины. И если для россиян и иранцев данная модель - почти что воплощение их мечты о вытеснении доллара из структуры международных расчетов, то для Украины - это объективно не лучший вариант работы с партнерами, не говоря уже о перспективе похода на ковер в американское посольство. Да и в Турции подобная затея закончится лишь очередным конфузом местного экономического гения: как показывает международная практика, любые попытки провести импортозамещение и долларозамещение во внешних расчетах приводят лишь к непропорциональным и невыгодным формам расчетов и засилью на внутреннем рынке дорогих и неконкурентоспособных отечественных товаров. То же самое можно сказать и о любимой идее Эрдогана лечить инфляцию низкими процентными ставками.

На каком-то этапе низкие проценты по коммерческим кредитам действительно приводят к увеличению выпуска товаров и услуг, причем с низкой себестоимостью (так как базовый ресурс - деньги - обходится дешево). Но этот эффект быстро исчерпывается на фазе динамичного роста

Любой рынок имеет предел своего развития, а экспортный потенциал ограничен уровнем национальной производительности труда и технологий. Когда рынок упирается в потолок роста, эффект дешевых кредитных ресурсов начинает работать на инфляцию и девальвацию национальной валюты. Что и подтвердили данные Турецкого института статистики, согласно которым инфляция составила в августе 17,9% в годовом исчислении, что является рекордом последних 15 лет, а лира девальвировала по отношению к доллару на 40% с начала года. По оценкам экспертов, если курс выйдет за пределы 8 лир за 1 доллар, это грозит для турецкой экономики чередой корпоративных дефолтов и крахом национальной банковской системы.

На другом конце мировой экономики обострились проблемы у хронического "дефолтоида" - Аргентины. Местный центральный банк повысил учетную ставку до 60%, чтобы хоть как-то остановить обвал песо, обесценившегося за этот год в два раза (с 20 до 40 песо за доллар). Еще в мае мы с неким научным интересом наблюдали за поднятием ставок в Аргентине до 40% и даже сравнивали этот показатель с учетной ставкой НБУ, скромно переполняясь гордостью за свою монетарную мощь. На данный момент аргентинская модель - это четкий набор параметрических данных о возможном в нынешней мировой экономической парадигме абсолютном дне. Примерно так же, как украинская модель падения в 2009-м отвечала максимальным характеристикам обвала в результате мирового финансового кризиса.

Именно поэтому аргентинский президент обращается по телевидению уже не к собственному народу, а к МВФ. Из $50 млрд кредитного пакета, одобренного Фондом, выделено пока лишь $15 млрд. Ситуация, которая складывается в аргентинской экономике, требует значительного траншевого ускорения. Уже сейчас становится очевидно, что третья экономика Латинской Америки в нынешнем году сократится на 1% вместо увеличения на 3%. Столь масштабный рост базовых процентных ставок свидетельствует о том, что экономический инструментарий стабилизации практически исчерпан и впереди лишь бюджетный секвестр и жесткая монетарная политика. В плане сокращения дефицита бюджета планируется его снижение до 1,3% в следующем году, то есть сразу на 2,4%. В очередной раз под угрозой оказалась и способность Аргентины обслуживать внешние долги, номинированные в твердой валюте.

Почти в два раза девальвировал и иранский риал (если брать данные неофициальных рынков). Ситуация в иранской экономике в контексте выхода США из ядерного соглашения развивается по турецко-аргентинскому сценарию.

На данный момент Украина находится в славной когорте стран, представляющих собой прогрессивный авангард человечества, которому оказано высокое доверие - первыми встретить приближающийся кризис развивающихся рынков. Между тем по такому показателю, как наибольший уровень базовых процентных ставок, мы пребываем в числе первых семи стран мира

В связи с этим уже сейчас можно открывать тотализатор под названием "отгадай новую учетную ставку НБУ, которая будет утверждена в сентябре". Большинство экспертов склоняются к мнению, что ее повысят на 0,5% (до 18%). Мол, это будет соответствовать темпам девальвации и инфляционным угрозам. Доля правды в этом есть: курс гривни вырвался на оперативный простор выше 28, а инфляция, несмотря на нулевые темпы в летние месяцы, пока еще выше (почти 9% в годовом исчислении) целевого горизонта. Кроме того, впереди традиционно инфляционная осень с ее ростом цен на продукты и возможным скачком коммунальных тарифов. То есть увеличение учетной ставки в сентябре будет подано как превентивное сбрасывание скорости автомобилем на мокрой и неровной дороге.

Нельзя не заметить и стремительное закрытие окна возможностей по привлечению внешних займов. Зиму и весну Министерство финансов благополучно профукало, и сейчас приходится занимать под 9% и выше, хотя еще год назад ставка по внешним займам была на уровне 7,375%. Да и со сроками не сложилось: нам дают в долг на считанные месяцы, а не на 15 лет. Похоже, сейчас кредиторы доверяют лишь тем срокам погашения, которые приходятся на период до выборов.

Ситуация в Украине осложняется еще и тем, что отток капитала по мере приближения к новому политическому циклу будет лишь нарастать. Кроме того, ключевой дефицит у нас пока даже не в сегменте оттока капитала, а в торговом балансе. За семь месяцев текущего года экспорт украинских товаров вырос на 12% (составил $24,5 млрд), в то время как импорт увеличивался более внушительными темпами - рост на 16% и достижение отметки $30,5 млрд. Таким образом, по итогам января-июля 2018-го в нашем платежном балансе благодаря неэффективной торговой политике образовалась дыра в размере $6 млрд и ее необходимо чем-то перекрыть. Кроме того, есть и набор специфических временных факторов: например, в результате российской блокады Азовского моря значительно ухудшилась логистика в портах Мариуполя и Бердянска, что привело к замедлению темпов роста экспорта металлургической продукции на 20%.

Ко временным факторам стоит отнести и удорожание нашего сырьевого импорта: так, если таможенная стоимость товаров, ввезенных в Украину, в январе-августе выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16%, то импорт по весу - всего на 3,7%. Это говорит о том, что наша экономика все больше залазит в гильотину сырьевых ножниц с вялой ценовой динамикой по сырьевому экспорту и высокими темпами роста по энергетическому и технологическому импорту. Среди бюджетообразующих импортных товаров стоит выделить (по суммам собранных налогов и сборов): нефть, нефтепродукты и газовый конденсат - 65 млрд грн; легковые автомобили - 13,4 млрд грн; каменный уголь - 10,3 млрд грн.; средства защиты растений и минеральные удобрения - 7 млрд грн; телефоны - 3,1 млрд грн.

В контексте повышения учетной ставки НБУ уже подошел к Рубикону в 20%, после которого экономика погрузиться в зимнюю спячку, а бюджет 2019-го придется резать буквально по живому. Но если правительство планирует сохранить систему субсидий и заложить рост минимальной заработной платы, придется убеждать Нацбанк в необходимости пересмотра монетарной стратегии.

С одной стороны, регулятор мог бы перейти к тактике малых шагов, наращивая учетную ставку на 0,25%, с тем чтобы по возможности "удлинить" тормозной эффект. С другой - иные ветви власти должны внести свою лепту в формирование превентивных методов. Например, более активно вести переговоры с американскими партнерами о том, что не только в наши ворота должны залетать "торговые мячи". Или рассмотреть пакет пошлин на некоторые группы товаров, например, те же мобильные телефоны или новые автомобили. А как быть в таком случае с неминуемым ростом контрабанды? К сожалению, любые меры в Украине обречены вязнуть в коррупционной парадигме. Но это не значит, что не нужно пытаться смягчить будущий кризис.

Ведь при открытии ящика Пандоры в нем осталась Надежда, а стало быть, запрограммированных на 100% кризисов не существует. Уже в сентябре Нацбанк в контексте роста учетной ставки входит в зону ее чувствительного влияния на будущую экономическую динамику. И чтобы вместе с инфляцией не выплеснуть и рост экономики, придется искать точки соприкосновения и, помимо ценового таргета, который превратился в "священную корову" для регулятора. Ну а правительству неплохо было бы подкрепить это сотрудничество жизнеспособным проектом госбюджета на следующий год".

За попередню обіцянку воліють мовчати: Україна за п'ять років може відмовитися від імпорту газу – Нафтогаз

середа, 20 жовтень 2021, 22:39

Протягом 5 років Україна матиме змогу самостійно забезпечити себе газом та відмовитися від його імпорту. Про це заявив голова правління "Нафтогазу" Юрій Вітренко під час Українського газового інвестиційного конґресу, зазначають Патріоти України. За йог...

У Зеленського уточнили: Мільйони українців втратили компенсації на оплату комуналки

середа, 20 жовтень 2021, 21:10

Пільг на електроенергію не буде: стало відомо, чому 600 тисяч сімей українців. Незважаючи на фіксацію тарифу на електроенергію для населення, надання бюджетної компенсації тарифу на електроенергію для тих домогосподарств, який використовують цей ресурс...