Хіти тижня. Неочікуваний Трамп: Президент США запропонував G7 знищити економіку Росії і шести друзів Кремля - ЗМІ

Створення зони вільної торгівлі в рамках "Великої сімки" може вдарити по ринкам, що розвиваються. Основний удар при цьому прийдеться по "новій сімці": Бразилії, Індії, Індонезії, Китаю, Мексиці, Росії та Туреччині.

Патріоти України пропонують ознайомитись з економічним оглядом журналіста Олексія Куща. Далі мовою оригіналу.

На торговом фронте без перемен. Стороны перешли к тяжелым позиционным боям и "окопному сидению". Это вовсе не означает, что они испугались последствий взаимного торгового "мочилова", когда вместо пушек и "газов" используются торговые пошлины и дотации. Просто перед тем, как погрузить мир в новую торговую "верденскую мясорубку", нужно выпустить пару голубей мира. И пусть вместо оливковой ветви в клюве эти "пернатые" лишь нагадят на головы одураченных торговых партнеров, зато в "пиковом" случае, когда мировая экономика выставит неутешительный счет за слишком вольное с ней обращение, можно будет с гордостью сказать: "Мы сделали все, что могли, но нас не услышали".

Такая мысль возникает при беглом изучении дебютной идеи министра финансов США Стивена Мнучина, озвученной на саммите "Большой двадцатки" (G20) в Буэнос-Айресе. Он предложил создать зону свободной торговли между странами - членами "семерки". Дословно: "Если Европа верит в свободную торговлю, то мы готовы подписать соглашение о беспошлинных торговых отношениях". Ключевое слово здесь - "если". Ведь, следует из комментариев его коллег, таких как министр финансов Франции Брюно Ле Мэра или австрийского статс-секретаря минфина Хуберта Фукса (выступал на саммите от имени ЕС), представители Старого Cвета совсем по иному интерпретируют принципы свободной торговли. На то они и являются выходцами света старого: в их представлении, для того чтобы "войти в берега", необходимо просто вернуть прежний статус-кво, то есть четко следовать регламентам ВТО и взаимным торговым соглашениям (там, где они есть). А все спорные вопросы и "хотелки", в том числе и предвыборные обещания для любимого электората, следует разрешать в процессе новых переговоров и заключения более объемлемых соглашений о ЗСТ. Простыми словами: хотите выровнять торговый баланс - реанимируйте переговоры по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) между США и ЕС и в ходе нудных, многолетних переговоров выторговывайте себе более выгодные торговые позиции. Так Европа работала много лет с периферийными странами, в том числе с Украиной, так она ведет себя с Канадой, и так она вела себя с Америкой. Но сейчас исторический бег времени значительно ускорился, и этот удивительный эффект наложился на ускорение времени политического, как его ощущает новая американская администрация. У Трампа нет этих многих лет (в контексте реализации озвученных планов), и его электорат не поймет, если вместо защиты американских фермеров Техаса или промышленников "приозерной агломерации" он вступит в долгосрочную тяжбу с ЕС в части выторговывания 1% дополнительных пошли или товарных квот в рамках ТТИП. Его базовый принцип, которым Америка будет руководствоваться во внешней торговой и экономической политике, уже озвучен: "если у вас образовалось отрицательное торговое сальдо с какой-либо страной, просто перестаньте с ней торговать".

Стивен Мнучин как человек более тонкой душевной организации облек сию сентенцию в более мягкую форму. ЗСТ в рамках "Большой семерки" должна базироваться на трех принципах: отмене всех пошлин, снятии торговых барьеров в виде квот и отказе от дотаций внутренним товаропроизводителям. Очевидно, что эти условия не вполне приемлемы для некоторых участников "семерки".

Например, Япония не откажется от пошлин и квот, а ЕС - от субсидий, ведь весь центральноевропейский блок стран, таких как Польша, практически и продолжает свое динамичное развитие именно за счет европейских субсидий. И покуда в Польше не появится мощный третичный сектор и своя инновационная промышленность, у этого сценария нет альтернативы. Если бы завтра ЕС сняла все дотации, то уже послезавтра динамика роста ВВП в Польше упала бы с нынешних 4,5% до 1-1,5%, и в таком случае для выравнивания экономических дисбалансов и социальной конвергенции с той же Германией Европе пришлось бы тратить значительно больше в виде прямых социальных субсидий полякам. Япония же не может раскрыть свой рынок по той простой причине, что на этом фундаменте держится ее большой бизнес.

Но в то же время не похоже, что Мнучин сказал все это для красного словца в попытке культурно послать своих оппонентов "в сад". На самом деле перед нами классическая оговорка, но не по Фрейду, а по Юнгу, ведь она выдала то самое "коллективное бессознательное", которое в качестве окрепшего зародыша вызрело по обе стороны Атлантики. А зачалось оно еще в 2013-2014 гг., когда новая "большая семерка" развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Россия и Турция по показателю ВВП обогнала "Большую семерку" развитых стран в лице США, Германии, Франции, Италии, Великобритании, Канады и Японии. Речь идет, конечно, о показателе ВВП, рассчитанном по паритету покупательной способности (ППС), то есть в методике оценки учитывается не номинальный обменный курс национальных валют, а их внутренняя покупательная способность, которая определяется как разница в динамике инфляции в этих странах и, например, в США. Так вот, показатель ВВП "новой семерки", рассчитанный по ППС, составил в 2014-м $37,8 трлн, а у G7 - $34,5 трлн, причем Китай даже обогнал США ($17,6 трлн против $17,4 трлн. Хотя если брать номинальный ВВП, без учета инфляционных дисбалансов, ситуация кардинально иная: валовой продукт Китая составляет "всего" $10,4 трлн). Вывод для "старой семерки" неутешительный: в то время как страны с резервными валютами, в первую очередь США, вынуждены при решении непростой дилеммы - экономический рост или инфляция, зачастую выбирать низкую ценовую динамику, развивающиеся страны используют ценовой импульс для разгона собственных экономик, при этом диверсифицируя свои активы и национальные накопления в финансовых инструментах развитого мира, тех же долларах или казначейских облигациях США. И выиграть у "новой семерки" в эту игру "правда или действие" весьма непросто, ведь при решении аналогичной дилеммы, "новые" будут выбирать быстрый рост при более высокой инфляции, а "старые" - отдавать приоритет низкой инфляции, жертвуя динамикой быстрого роста. Долгие годы американцам нравилась эта "правда", но на этот раз они все же выбрали "действие".

Симптоматично, что рецепт Мнучина был озвучен в Аргентине, стране, которая одна из первых может стать жертвой политики "дорогого доллара". И еще более симптоматично, что эти слова прозвучали на встрече "Большой двадцатки", а адресовались именно "семерке". Выходит, большая часть участников при этом выполняла роль обычных статистов или массовки.

Если учитывать ВВП по номинальному курсу, то удельный весь G7 в структуре мировой экономики существенно сократился: с 51% в 80-е годы прошлого века до 30% по итогам 2017-го, причем у этого процесса устойчивая нисходящая динамика. А остальной мир, несмотря на преимущество над "семеркой" в экономической плане, так и не создал сколько-нибудь надежных резервных инструментов для накопления и хеджирования рисков. Вот и получается, что те же США все сильнее теряют свои экономические позиции в мире, но при этом гегемония доллара практически неизменна, несмотря на появление суррогатов в виде криптовалют.

При этом наращивать ВВП "семерке" становится все труднее. Для сохранения паритета между удельным весом в структуре мировой экономики и рынком резервных активов G7 должна в ближайшее время вернуть мультипликатор роста 2:1 по итогам ближайших десяти лет или хотя бы приблизиться к нему.

При этом по численности населения "семерка" составляет менее 10% жителей земного шара (677 млн), причем, по сравнению с 1980-м годом, рост населения составил всего 164 млн человек (и это с учетом притока мигрантов в эти страны).

Новые торговые войны, по мнению директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард, озвученному также в Буэнос-Айресе, могут привести к потерям мирового ВВП в размере 0,5%. От себя добавим, что на первом этапе эти 0,5% будут изъяты преимущественно из экономики развивающихся стран.

Под первую кризисную волну рискует попасть Китай, на экономику которого завязано благополучие десятков более мелких государств, в том числе и частично Украины.

Как сообщает канал CNBC, Трамп признался, что готов обложить, но не обсценной лексикой, а пошлинами почти все китайские товары. На данный момент под раздачу попал китайский импорт на $34 млрд, но в ближайшее время счет может дойти и до $500 млрд. Если планы Трампа будут реализованы на практике, то Поднебесная вполне может семимильными шагами отправиться в династию инь, правда, прихватив с собой и бывших американских друзей.

Учитывая, что пункт "мир спасать" не входит в предвыборную программу президента США, а в одиночку выиграть в торговой войне Америке будет не под силу, в Белом доме созрел план по созданию трансатлантической зоны стабильности в составе "Большой семерки". С Японией это будет выглядеть как "Северная Атлантика +", где Страна восходящего солнца окажется в качестве балансирующего плюса. В таком случае вполне возможен существенный переток мирового товарооборота и видоизменение страновой структуры мирового ВВП в пользу семерки крупнейших стран.

Основной удар при этом придется именно по "новой семерке": Бразилии, Индии, Индонезии, Китаю, Мексике, России и Турции.

Характерно, что часть этих стран уже столкнулась с определенными экономическими трудностями. Турцию лихорадит, местная лира под угрозой девальвации, базовые процентные ставки уже выше 16%. Мексика вот-вот попадет под американский протекционисткий каток, РФ еле растет под ударами западных санкций, Бразилия - один из первых кандидатов на полноценный кризис в секторе развивающихся рынков. Кстати, будущий кризис мировые аналитики сравнивают с кризисом образца 1998 г., а начался он тогда, напомним, с Индонезии.

На выходе получаем почти "масонский заговор", вероятность которого пока не столь высока. Но это пока раскаты кризиса грохочут где-то там, за горизонтом будущего. Но по мере ощущения его влияния страны "семерки" будут сговорчивее.

Первой даст добро в коротком поклоне Япония, затем застрявшая в спорах с ЕС Великобритания. Немного поломается Канада. А затем присоединится и европейская "тройка".

Ну а до тех пор все будут говорить об общечеловеческих ценностях и гуманизме. При этом пострадает рынок развивающихся стран. Ну что ж, мечты о золотом миллиарде человечества еще никогда не были столь явными. И никому особо не интересны проблемы тех, кто вошел в остальные семь.

Пекін підіграє агресору: Китай сховав у порту корабель, який доставляв зброю з КНДР до Росії, - Reuters

четвер, 25 квітень 2024, 11:30

Китай надав причал для російського вантажного судна, що знаходиться під санкціями США, причетного до постачань північнокорейської зброї до Росії, передають Патріоти України з посиланням на Reuters. Британський аналітичний центр Royal United Services I...

Ситуація стає критичною: Україні загрожує гостра нестача робочих рук, незабаром країна потребуватиме мільйонів робітників

четвер, 25 квітень 2024, 6:39

Вже найближчим часом Україна може зіткнутися з гострою нестачею робочої сили. За оцінками фахівців, для того, щоб до 2030 року підтримати щорічне зростання ВВП на рівні 5-7%, країні не вистачатиме до 4,5 млн робочих рук. Про це повідомив виконавчий дир...