Компанія Brig, харківський виробник надувних моторних човнів з жорстким дном (rigid-inflatable boat - RIB), вийшла на ринок США. Підписано договори з дилерами у Флориді і Меріленді, а також з американським виробником моторів Honda Marine (підрозділ Honda Motor). Про це повідомило одразу кілька спеціалізованих міжнародних видань -Boating Industry, Marinelink та інші. За словами генерального директора американського підрозділу Brig USA Нейла Вебстера, після завоювань ринків Європи і Австралії нова мета - стати лідером ринку і в Штатах.
В Україні про цю компанію в відкритих джерелах практично немає ніяких відомостей. Патріоти України пропонують матеріал, який з цього приводу підготувала редакція ЛІГА.net.
Начинали в авиации
Фирма Brig была зарегистрирована в Харькове еще в 1993 году командой военных специалистов - авиационными инженерами. Основным учредителем был Вячеслав Родинов (50% уставного фонда). Среди миноритариев - его брат Александр Родинов, бывший военный пилот, летавший на истребителях МИГ.
"Очень много наших сотрудников - выпускники Харьковского авиационного института. У нас есть авиационный бэкграунд", - рассказал Вячеслав Родинов корреспонденту ЛIГА.net. Харьков находится далеко от моря, и, как говорит основатель компании, лодками в 1990-х годах он стал заниматься случайно. "Просто нужно было кормить семью", - вспоминает он. Как пишет Marine Business-World, поставки первой партии лодок Brig в Швецию провалились. Контейнер пришел обратно. Тогда основатели и решили отказаться от старых советских материалов и перейти на импортные качественные составляющие. В 1994 году новая украинская лодка попала на немецкую выставку Boot Dusseldorf. В 1999-м появились первые лодки Brig на стекловолоконной основе.
Сейчас в городе Дергачи Харьковской области расположен завод Brig по производству лодок. Общая площадь - свыше 6 000 м. На нем работает более 200 человек. По словам Вячеслава Родинова, ежегодно он производит около 2 000 лодок стоимостью от $5 000 до 100 000. Они поставляются дистрибьюторам более чем в 60 стран мира.
Полтора года назад австралийский журнал Ocean Magazine взял у Родинова интервью, где он рассказал, что компания уже выпустила около 40 моделей лодок под своим брендом (от 2,5 до 8 м), а "семья Brig (включая дистрибьюторов) кормит тысячи семей по всему миру". В украинских СМИ о столь заметном мировом игроке пока ни слова. Оборот компании неизвестен, но если предположить, что средняя стоимость лодки равна хотя бы $20 000, то он должен составлять десятки миллионов долларов.
Потягаться с моторкой Кусто
По оценке Родинова, его компания входит ориентировочно в тройку мировых производителей. Украинцев опережает французский Zodiac (та самая моторка, на которой ходил Жак-Ив Кусто в Подводной Одиссее). Крупнейшие дистрибьюторы Brig сейчас работают в Великобритании, Швеции, Нидерландах, Финляндии, Турции и Австралии (где компания контролирует около 70% рынка). "Самый большой рынок - Скандинавия. В Финляндии на 5 жителей приходится одна лодка, в Швеции - одна на 7 человек", - рассказывает директор Brig.
Раньше лодки активно продавались и в России. Но, как отмечает Родинов, там начался кризис и продажи сильно упали. "Мы сейчас в Россию почти ничего не продаем", - говорит он. Несколько лет назад, еще до войны, на лодке Brig катался даже президент России Владимир Путин.
Brig уже мелькает в голливудских фильмах. В Украине лодки Brig Родинов поставляет пограничникам и морской охране, однако спецзаказы для государственных служб выполняет не так часто. Основной сегмент рынка - развлечения, отдых и туризм.
Вячеслав Родинов ставит перед собой новую амбициозную цель. В этом году, помимо американского, Brig начала работать и на французском рынке. "Эти два - самые большие рынки мира", - отмечает Родинов. Он надеется удвоить оборот через несколько лет и обогнать Zodiac.
Но конкурент уже "крепко сидит" в США. Как заявил недавно президент Zodiac Nautic Доминик Хебер-Шаффрин, на Штаты приходится около 40% глобального бизнеса. И в текущем году французы настроены еще увеличить продажи в этом регионе. У Zodiac Nautic, в отличие от украинцев, целых три завода - во Франции, Тунисе и Южной Каролине (США). Импортировать лодки в Америку им не приходится, что сокращает издержки.
Две лодочные столицы Украины
В ходе подготовки материала выяснилось, что Украина в целом - крупный экспортер моторок как высоких ценовых категорий (luxury), так и надувных лодок попроще.
Производством и экспортом лодок RIB в стране занимается не одна компания. По словам Родинова, только в Харькове их 7 или 8. Вторая лодочная столица - Днепропетровск. Здесь есть довольно крупная компания Колибри, основанная еще в 1995 году. Специализируется она в основном на более дешевом сегменте складных надувных лодок. Хотя сейчас в ассортименте появились и лодки RIB. Компания торгует своей продукцией в 30 странах мира. Кроме того, в городе на Днепре лодки под своими брендами выпускает фирма Аква-Шторм. Она поставляет товар в Казахстан, Словакию, Польшу, Россию, Хорватию, Германию, Францию, Италию и другие страны.
В Киеве тоже есть свой производитель - французско-украинское СП Фьорд-Бот. Он поставлял RIB в МЧС и Минобороны. Но, как сообщили в компании, они пока вынуждены были приостановить производство лодок этого типа: под их производство не хватало серийных заказов и большого помещения.
Конкурент под боком
Но основным конкурентом Brig в Украине все-таки является харьковская компания. Пятнадцать лет назад учредители разошлись в своем видении рынка, и один из них открыл новую харьковскую компанию Grand Marine. Сейчас ее фабрика находится в поселке Солоницевка, всего в 20 км от Дергачей. Как рассказал сотрудник киевского представительства компании, не так давно предприятие привлекло серьезные инвестиции для расширения производства. По его словам, сейчас фабрика способна выпускать до нескольких тысяч лодок в год и полностью загружена предзаказами. Так как диапазон моделей очень широк, среднюю цену выделить сложно, предположительно она может составлять около $10 000.
О Grand Marine в украинских СМИ публикаций практически нет. Зато недавний сюжет с участием директора компании Татьяны Меркуловой висит на сайте Еврокомиссии. По ее словам, 98% товара идет на экспорт (у Grand в 1,5 раза больше модельный ряд, чем у Brig). На украинском предприятии работает 130 человек. Как выяснилось, у Grand Marine достаточно известные владельцы. В прошлом году около 60% уставного фонда предприятия выкупили братья Тарас и Денис Ситенко. Еще 30% принадлежит Татьяне Меркуловой - управляющему инвестору. Тарас прошлой осенью выдвигался на пост мэра Харькова от Самопомочі и занял второе место с результатом около 16%.
Уроки выживания
Отношения с местными властями и контролирующими органами у Grand далеко не всегда гладкие. Меркулова рассказывает, что НДС им не возмещают (около 5 млн грн долга). "Каждый год сужусь с налоговой. Выигрываю суды, - рассказывает топ-менеджер. - А проверяющие инспекции всегда имеют планы по штрафам, хотя предприятие работает вбелую". Чтобы пропускали лодки на таможне, Татьяне Меркуловой пришлось долго выяснять отношения с тамошними начальниками. Это притом что оперативное пересечение границы для Grand (так же, как и для Brig) важно как воздух. Ведь перед тем как импортировать лодку, нужно завезти сертифицированные для морского бизнеса комплектующие (многое приходит из Италии). В Украине закупается самое простое сырье. И даже оно в дефиците. "Фанеру берем на заводе в Западной Украине. Только он один подходящий", - говорит Меркулова.
Ворог вже має низку "серій" своїх ірансько-російський далекобійних ударних дронів "Шахед", а під час чергової терористичної ракетно-дронової атаки силами нашої протиповітряної оборони було збито дрон із новим маркуванням, фото уламка цього дрона Defen...
Після серії скандалів навколо МСЕК та інших корумпованих інстанцій стало відомо, що багато хто з прокурорів та інших чиновників настільки знахабніли, що почали «виходити на пенсію», ледь почавши працювати. При цьому вони назначали собі непомірно високі...