Справжній прорив: Харківські авіатори стрімко підкорюють світовий ринок швидкісних човнів класу luxury

Дві харківські компанії вибилися в світові лідери з виробництва човнів преміум-класу. Українські човни з'явилися в американських шоу-румах. Наступна мета - обіграти гравця №1 - французький Zodiac.

Компанія Brig, харківський виробник надувних моторних човнів з жорстким дном (rigid-inflatable boat - RIB), вийшла на ринок США. Підписано договори з дилерами у Флориді і Меріленді, а також з американським виробником моторів Honda Marine (підрозділ Honda Motor). Про це повідомило одразу кілька спеціалізованих міжнародних видань -Boating Industry, Marinelink та інші. За словами генерального директора американського підрозділу Brig USA Нейла Вебстера, після завоювань ринків Європи і Австралії нова мета - стати лідером ринку і в Штатах.

В Україні про цю компанію в відкритих джерелах практично немає ніяких відомостей. Патріоти України пропонують матеріал, який з цього приводу підготувала редакція ЛІГА.net.

Начинали в авиации

Фирма Brig была зарегистрирована в Харькове еще в 1993 году командой военных специалистов - авиационными инженерами. Основным учредителем был Вячеслав Родинов (50% уставного фонда). Среди миноритариев - его брат Александр Родинов, бывший военный пилот, летавший на истребителях МИГ.

"Очень много наших сотрудников - выпускники Харьковского авиационного института. У нас есть авиационный бэкграунд", - рассказал Вячеслав Родинов корреспонденту ЛIГА.net. Харьков находится далеко от моря, и, как говорит основатель компании, лодками в 1990-х годах он стал заниматься случайно. "Просто нужно было кормить семью", - вспоминает он. Как пишет Marine Business-World, поставки первой партии лодок Brig в Швецию провалились. Контейнер пришел обратно. Тогда основатели и решили отказаться от старых советских материалов и перейти на импортные качественные составляющие. В 1994 году новая украинская лодка попала на немецкую выставку Boot Dusseldorf. В 1999-м появились первые лодки Brig на стекловолоконной основе.

Фото из австралийского журнала Ocean: Вячеслав Родинов с женой в Швеции

Сейчас в городе Дергачи Харьковской области расположен завод Brig по производству лодок. Общая площадь - свыше 6 000 м. На нем работает более 200 человек. По словам Вячеслава Родинова, ежегодно он производит около 2 000 лодок стоимостью от $5 000 до 100 000. Они поставляются дистрибьюторам более чем в 60 стран мира.

Полтора года назад австралийский журнал Ocean Magazine взял у Родинова интервью, где он рассказал, что компания уже выпустила около 40 моделей лодок под своим брендом (от 2,5 до 8 м), а "семья Brig (включая дистрибьюторов) кормит тысячи семей по всему миру". В украинских СМИ о столь заметном мировом игроке пока ни слова. Оборот компании неизвестен, но если предположить, что средняя стоимость лодки равна хотя бы $20 000, то он должен составлять десятки миллионов долларов.

Потягаться с моторкой Кусто

По оценке Родинова, его компания входит ориентировочно в тройку мировых производителей. Украинцев опережает французский Zodiac (та самая моторка, на которой ходил Жак-Ив Кусто в Подводной Одиссее). Крупнейшие дистрибьюторы Brig сейчас работают в Великобритании, Швеции, Нидерландах, Финляндии, Турции и Австралии (где компания контролирует около 70% рынка). "Самый большой рынок - Скандинавия. В Финляндии на 5 жителей приходится одна лодка, в Швеции - одна на 7 человек", - рассказывает директор Brig.

putinbrig.jpeg

Раньше лодки активно продавались и в России. Но, как отмечает Родинов, там начался кризис и продажи сильно упали. "Мы сейчас в Россию почти ничего не продаем", - говорит он. Несколько лет назад, еще до войны, на лодке Brig катался даже президент России Владимир Путин.

Brig уже мелькает в голливудских фильмах. В Украине лодки Brig Родинов поставляет пограничникам и морской охране, однако спецзаказы для государственных служб выполняет не так часто. Основной сегмент рынка - развлечения, отдых и туризм.

Вячеслав Родинов ставит перед собой новую амбициозную цель. В этом году, помимо американского, Brig начала работать и на французском рынке. "Эти два - самые большие рынки мира", - отмечает Родинов. Он надеется удвоить оборот через несколько лет и обогнать Zodiac.

Но конкурент уже "крепко сидит" в США. Как заявил недавно президент Zodiac Nautic Доминик Хебер-Шаффрин, на Штаты приходится около 40% глобального бизнеса. И в текущем году французы настроены еще увеличить продажи в этом регионе. У Zodiac Nautic, в отличие от украинцев, целых три завода - во Франции, Тунисе и Южной Каролине (США). Импортировать лодки в Америку им не приходится, что сокращает издержки.

Две лодочные столицы Украины

В ходе подготовки материала выяснилось, что Украина в целом - крупный экспортер моторок как высоких ценовых категорий (luxury), так и надувных лодок попроще.

Производством и экспортом лодок RIB в стране занимается не одна компания. По словам Родинова, только в Харькове их 7 или 8. Вторая лодочная столица - Днепропетровск. Здесь есть довольно крупная компания Колибри, основанная еще в 1995 году. Специализируется она в основном на более дешевом сегменте складных надувных лодок. Хотя сейчас в ассортименте появились и лодки RIB. Компания торгует своей продукцией в 30 странах мира. Кроме того, в городе на Днепре лодки под своими брендами выпускает фирма Аква-Шторм. Она поставляет товар в Казахстан, Словакию, Польшу, Россию, Хорватию, Германию, Францию, Италию и другие страны.

Команда Kolibri на выставке во Франции

В Киеве тоже есть свой производитель - французско-украинское СП Фьорд-Бот. Он поставлял RIB в МЧС и Минобороны. Но, как сообщили в компании, они пока вынуждены были приостановить производство лодок этого типа: под их производство не хватало серийных заказов и большого помещения.

Конкурент под боком

Но основным конкурентом Brig в Украине все-таки является харьковская компания. Пятнадцать лет назад учредители разошлись в своем видении рынка, и один из них открыл новую харьковскую компанию Grand Marine. Сейчас ее фабрика находится в поселке Солоницевка, всего в 20 км от Дергачей. Как рассказал сотрудник киевского представительства компании, не так давно предприятие привлекло серьезные инвестиции для расширения производства. По его словам, сейчас фабрика способна выпускать до нескольких тысяч лодок в год и полностью загружена предзаказами. Так как диапазон моделей очень широк, среднюю цену выделить сложно, предположительно она может составлять около $10 000.

Grand11.jpg

О Grand Marine в украинских СМИ публикаций практически нет. Зато недавний сюжет с участием директора компании Татьяны Меркуловой висит на сайте Еврокомиссии. По ее словам, 98% товара идет на экспорт (у Grand в 1,5 раза больше модельный ряд, чем у Brig). На украинском предприятии работает 130 человек. Как выяснилось, у Grand Marine достаточно известные владельцы. В прошлом году около 60% уставного фонда предприятия выкупили братья Тарас и Денис Ситенко. Еще 30% принадлежит Татьяне Меркуловой - управляющему инвестору. Тарас прошлой осенью выдвигался на пост мэра Харькова от Самопомочі и занял второе место с результатом около 16%.

Уроки выживания

Отношения с местными властями и контролирующими органами у Grand далеко не всегда гладкие. Меркулова рассказывает, что НДС им не возмещают (около 5 млн грн долга). "Каждый год сужусь с налоговой. Выигрываю суды, - рассказывает топ-менеджер. - А проверяющие инспекции всегда имеют планы по штрафам, хотя предприятие работает вбелую". Чтобы пропускали лодки на таможне, Татьяне Меркуловой пришлось долго выяснять отношения с тамошними начальниками. Это притом что оперативное пересечение границы для Grand (так же, как и для Brig) важно как воздух. Ведь перед тем как импортировать лодку, нужно завезти сертифицированные для морского бизнеса комплектующие (многое приходит из Италии). В Украине закупается самое простое сырье. И даже оно в дефиците. "Фанеру берем на заводе в Западной Украине. Только он один подходящий", - говорит Меркулова.

Чешские "пожарники" используют харьковские лодки

Будуть проблеми: Нардеп розповів про індексацію пенсій у березні

п’ятниця, 22 листопад 2024, 23:40

Президент Володимир Зеленський обіцяв, що всі зарплати і пенсії в Україні будуть виплачені згідно із законом, уряд має на це гроші. Крім того, у березні 2025 року буде проведено індексацію пенсій, що частково компенсує зростання споживчих цін, передают...

Кілька категорій: Стало відомо, хто ще від 1 січня отримає надбавку до зарплати

п’ятниця, 22 листопад 2024, 12:30

Від 1 січня 2025 року педагогічні працівники середніх шкіл почнуть отримувати щомісячну доплату в розмірі 1 300 грн, а від 1 вересня сума збільшиться до 2 600 грн. Про це йдеться в постанові Кабінету міністрів України №1286, передають Патріоти України....