"Нацбанк в Отчете о финансовой стабильности за декабрь 2018 г. сделал специальную «вкладку», посвященную доходам населения. Несмотря на всеобщее убеждение в тотальной бедности украинцев, оказывается, было чему "посвящать", - пише у своєму блозі Олексій Кущ, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"Если тезисно сформулировать выводы НБУ, получается следующая пастораль: финансовое состояние домохозяйств в 2018-м существенно улучшилось; рост доходов населения - один из драйверов увеличения нашего ВВП, в основном через трансмиссию розничной торговли, которая растет на 6-7% ежегодно. Катализаторами уровня доходов украинцев выступают растущие зарплаты, социальные стандарты, трансферты трудовых мигрантов.
При этом снижается долговая нагрузка на домохозяйства - они погасили значительную часть старых долгов и крайне неохотно берут новые. А всплеск на рынке потребительского кредитования - на самом деле объясняется низкой базой сравнения прошлых лет: в абсолютных цифрах или в расчете на одного украинца, уровень кредитного проникновения продолжает находиться на достаточно низких значениях. Сейчас данный индикатор, который рассчитывается как долговая нагрузка в сегменте домохозяйств к общему значению ВВП, составляет 6%, что на 0,2% меньше, чем было годом ранее.
По данным Нацбанка, темп роста потребительских кредитов составляет 35%, а по итогам первого полугодия, объем вновь выданных кредитов увеличился в полтора раза в сравнении с аналогичным периодом 2017 г. В то же время сальдовый показатель розничного кредитного портфеля банков (выданные минус погашенные) замедлялся два квартала подряд и на 1 июля составил 1,3% от общего уровня потребительских затрат.
Наши граждане стали больше хранить денег в коммерческих банках. Разумеется, те из них, у кого эти деньги есть. Депозитная база банков растет при этом быстрее, чем кредитный портфель, то есть приток ликвидности банки направляют в государственные ценные бумаги и депозитные сертификаты НБУ. Кредитное плечо как не играло существенной роли в стимулировании расходов домохозяйств, так и не играет ныне. И в этом, наверное, главное отличие потребительского портфолио западного домохозяйства от нашего. В ЕС, США и других развитых странах, на первом месте в структуре ресурсов семей ожидаемо фигурирует заработная плата. На втором - кредиты в различных модификациях, от потребительских до ипотечных.
В структуре доходов украинцев, заработная плата составляет лишь 46%, прибыль и смежные доходы - еще 19%. Зато 35% - это социальные трансферты со стороны государства в виде льгот и субсидий.
Конечно, можно сколь угодно долго говорить о неэффективности данной системы, но лишь ее наличие свидетельствует о том, что украинцы действительно бедны, ведь почти на 35% зависят от бюджетной помощи и, если ее убрать, то в пирамиде удовлетворения потребностей Маслоу они опустятся на минимальный, базовый уровень.
То же самое можно сказать и относительно расходов. В развивающихся странах традиционно высок уровень накоплений и инвестиций. А в структуре расходов украинцев, накопления в финансовые активы составляют лишь 0,7% (ценные бумаги, депозиты, покупка валюты), а в нефинансовые и того меньше - 0,3% (земля, недвижимость), что в десятки раз меньше, чем в развитых странах.
Тема бедности еще много лет будет активно обсуждаться в Украине, так как даже в случае применения эффективных инструментов, стимулирующих рост доходов домохозяйств, выйти из состояния "самой бедной страны Европы" у нас получится в лучшем случае через поколение. По различным соцопросам, уровень бедности в Украине составляет 12-20%. По данным постоянного представителя программы развития ООН в Украине Нила Уокера, в нашей стране 60% живут за чертой бедности. Под оной по стандартам ООН подразумевают примерно $5 в день на человека (для стран Восточной Европы). Если применить номинальный обменный курс, получается $150 в месяц или 3,9 тыс грн. Если мы возьмем семью из трех человек (двое взрослых и один ребенок) получается, что черта бедности находится на уровне 11,7 тыс грн в месяц. Но дело в том, что наши эксперты при расчете этого уровня применяют не номинальный курс, а его аlter ego в виде паритета покупательной способности (ППС), который составляет примерно 8 грн за доллар. Столь разительное отличие в размере номинального курса и курса по ППС объясняется тем, что внутренние цены не увеличились пропорционально девальвации и жить в Украине можно сравнительно дешево. В таком случае, ежемесячный подушевой доход должен составлять не менее 1,2 тыс. грн. А таких у нас не более 2%, и то лишь по статистике.
Но проблема заключается как раз в том, что ППС - это ловушка для бедных: коммунальные услуги рассчитываются через импортный паритет цены на газ, а электроэнергия - через импортный паритет цены на уголь. Кроме того, большая часть потребительских товаров - импортного происхождения, то есть зависит именно от номинального обменного курса. То же самое можно сказать про лекарства, качественное медицинское обслуживание, отдых. Не говоря уже о покупке автомобиля, бытовой техники или жилья.
Таким образом, уровень ППС позволяет украинцам сравнительно дешево питаться и это касается лишь самых простых продуктов, а на рыбе, мясе, некоторых видах фруктов и молочных продуктов, приходится экономить.
Проблема бедности на данный момент преодолевается тактикой "тысячи мелких шагов" в виде поступательного, но пока еще недостаточно быстрого роста социальных стандартов. Стратегия надежная в том плане, что гарантировано приведет к конечному результату, когда даже с учетом номинального обменного курса, бедных в стране будет не более 5%. С другой стороны, "скорость" движения в противовес "ветрам" бедности, может вызывать вопросы. Но это уже зависит от выбранной модели движения.
Нынешний формат - это постепенное усиление фискальной нагрузки на бизнес по мере выхода экономики из кризиса, в частности с помощью "отбеливания" фонда заработной платы.
Этому способствует рост минимальной зарплаты. Благодаря увеличению поступлений ЕСВ в пенсионный фонд, при неизменном бюджетном трансферте на покрытие дефицита ПФУ в размере 140 млрд грн, уровень средних пенсий вырос до 2,4 тыс грн.
По данным НБУ, в 2018-м реальный располагаемый доход населения увеличился на 9,8%. Заметим, речь идет именно о реальных, а не номинальных доходах, то есть о показателе, скорректированном на уровень потребительской инфляции. Но даже с учетом того, что реальные располагаемые доходы населения растут уже несколько лет подряд, данный показатель составляет всего 82% от уровня 2013-го.
По нашим оценкам, потребуется еще примерно 4-5 лет для того, чтобы выйти на указанный выше порог, взятый за 100%. Почему именно такой временной интервал? Дело в том, что в следующем году данный показатель рискует существенно замедлиться. Во-первых, каждую третью гривню госбюджета придется отдавать на выплату внешних и внутренних долгов. Во-вторых, в меморандуме с МВФ на 2019-й год заложен целый ряд ограничений: "заморозка" зарплат чиновников, рост зарплат бюджетников не более чем на 9% и пенсионеров - не более чем на 8,4%. С учетом инфляции, реальные доходы домохозяйств в лучшем случае вырастут на 5%.
Как это ни парадоксально звучит, 2018-й украинцы будут вспоминать почти также, как 2013-й вспоминали в 2015-м. И для этого есть свои причины: умеренная инфляция в 10%, стабильный курс гривни, практически льготный режим по выплате внешних долгов, вследствие чего существенная часть бюджета была направлена на выплату субсидий и всевозможных "социальных стандартов". В следующем году, нас ждет в лучшем случае умеренная инфляция, и то не факт. Украина входит во второй период межвременной модели погашения внешнего долга, который по-простому можно назвать "затягиванием поясов". Кроме того, в ближайший год-два произойдет охлаждение трудового рынка той же Польши, что скажется и на показателях трудовых трансфертов.
На данный момент, объем заработной платы, которую украинцы получили за рубежом по итогам 2018 г. увеличился на 43%. Что касается трудовых доходов, полученных в Украине, то их реальный показатель за девять месяцев 2018-го вырос на 13%.
К сожалению, рост доходов пока работает лишь на насыщение текущих потребностей домохозяйств, накапливать особо нечего. Всего 4% респондентов, опрошенных компанией GFK Украина, имеют в банках депозиты и 14% - не ограничивают свой текущий уровень потребления. И эти показатели даже меньше тех, что были зафиксированы в 2017 г. Данные соцопроса подтверждаются и изменением структуры депозитов: по сравнению с 2017-м, удельный вес срочных депозитов сократился до 63% (снижение на 10%); и на данный момент 37% составляют средства до востребования, то есть обычные остатки населения на платежных картах, в первую очередь зарплатных.
В целом "дно бедности" зафиксировано в 2015 г., когда бедными себя считали 54% населения. В 2014-м таких было намного меньше - 38%. К концу 2017-го ситуация начала постепенно улучшаться и по состоянию на 2018 г. самоопределяемый домохозяйствами уровень бедности сократился до 39%, практически вернувшись к показателям пятилетней давности.
Эти показатели примерно совпадают и со статистическими данными. Как показывают исследования Госстата, из 14,6 млн. домохозяйств 4,35 млн, или 29%, не могли в полной мере получить медицинские услуги и купить лекарства. В 97% случаев причиной тому была нехватка денежных средств. Следовательно, треть населения Украины по пирамиде Маслоу не может удовлетворить свои базовые запросы, связанные с элементарными физиологическими потребностями.
Трудовая миграция из страны привела к тому, что оставшимся работникам стали платить больше, а уровень безработицы, по данным МОТ, сократился до 8,4%, что примерно соответствует аналогичным показателям докризисного периода.
Таким образом, ключевая проблема для Украины - это не так создание новых рабочих мест, как преодоление трудовой бедности, ведь у нас нарушен базовый принцип рыночной экономики: беден тот, кто не работает. У нас пока получается наоборот: бедны как раз те, кто работают и платят налоги.
Ситуацию спасает лишь то, что в сравнении с другими странами мы пока находимся на "европейском дне" и можем за счет низких абсолютных показателей зарплаты обеспечивать минимально необходимую для преодоления бедности динамику роста, которая была бы немыслима для развитых стран, учитывая, что у них темп увеличения зарплат примерно соответствует динамике роста ВВП.
Простыми словами, рост реальной зарплаты в Украине на 10% и выше в условиях подъема валового продукта на 3% возможен лишь на небольших уровнях наших трудовых доходов. Период такой позитивной динамики ограничен, и в дальнейшем без качественного изменения украинской экономики, рост доходов, измеряемый двухзначными числами, неминуемо замедлится.
Наши зарплаты малы лишь в сравнении с соседями, но не в сравнении с общей эффективностью национальной экономической системы. Это, так сказать, польская модель преодоления бедности. Есть и китайская, которая подразумевает максимальное раскрепощение микробизнеса домохозяйств, снятие с них всех фискальных прессов и регулятивных ограничений. Но это уже совсем другие истории".
Високі безпекові ризики, постійні обстріли та руйнування, збереження дефіциту електроенергії негативно впливають на якість життя українців. Це зумовлює подальшу зовнішню міграцію, передають Патріоти України з посиланням на "Інфляційний звіт" Національн...
В Україні 26% пенсіонерів отримують менше 3 000 грн на місяць, а середня пенсія у 2024 році склала 5 789 грн, що на 7,5% більше, ніж торік. Найвищі пенсії у Києві (8 017 грн), а найнижчі – у Тернопільській області (4 484 грн), передають Патріоти Україн...