Окрім цього, Мітчелл спеціалізується на політичній ситуації в Грузії. Там зараз саме розпал передвиборчих перегонів. В Українському інституті майбутнього американський політтехнолог виклав свій погляд на ситуацію та пояснив, чому багато українців спотворено інтерпретують події в Грузії.
Далі наводимо текст без змін з посиланням на Обозреватель:
- Если реформы в Украине в ближайшее время не продвинутся вперед, мы потеряем поддержку Вашингтона?
- Да, вы можете потерять, например, финансовую поддержку, если предоставляемые деньги не будут использованы по назначению. Но в любом случае США - союзник Украины.
- Как вы оцениваете шансы на ужесточение Соединенными Штатами антироссийских санкций? Я имею в виду принятие законопроекта, который недавно одобрил комитет по иностранным делам Палаты представителей.
- Если будет избран демократический президент, это вероятно.
- Но многие украинские эксперты говорят, что политический курс США стабилен в течение десятилетий, и новый президент не сможет существенно на него повлиять…
- Существенно, пожалуй, да. Вообще говоря, президенту сложно изменить заданный курс. Барак Обама, Джордж Буш-младший приходили в Белый дом, зная об этом. И в целом действовали в соответствии с общим курсом. Так что вряд ли новый президент сможет существенно его изменить. Речь идет о расставленных акцентах.
- В чем секрет успеха Дональда Трампа? Почему многие американцы поддерживают столь скандального и, мягко говоря, нетактичного человека?
- Знаете, думаю, многие американцы и многие украинцы задаются вопросом: да что вообще происходит в США? Каким образом такой агрессивный и конфликтный человек настолько приблизился к президентскому креслу? Ведь, по сути, его самое большое достижение - у него чуть меньше денег, чем если бы в самом начале он просто взял отцовский капитал и положил его на депозит. И во время предвыборной кампании он оскорбил, как бы никого не забыть, мусульман, евреев, латиноамериканцев, афроамериканцев, женщин и людей с ограниченными возможностями.
Отчасти выдвижение Трампа связано с нашей странной системой праймериз. Изначально было 17 кандидатов. Но праймериз не предусматривает отбора нескольких кандидатур и проведения между ними второго или третьего тура. Все решается одним голосованием. В итоге могут проголосовать за того, кто громче всех орет. И таков Трамп. Кроме того, в некоторых штатах можно проголосовать за кандидата от партии, не будучи ее членом. Думаю, это также помогло Трампу. Еще часть американцев подкупило то, что программа Трампа говорит: США не должны так глубоко впутываться в мировые проблемы.
Когда партии уже не способны эффективно общаться с избирателями, когда люди теряют веру в государственные институции, начинаются проблемы. В США это проявилось в виде дестабилизирующего "взрыва" Трампа.
Сам Трамп является уникальным американским явлением в худшем значении этого слова. Но мотивация, настроения его избирателей свойственны не только США.
- А что по поводу Хиллари Клинтон? Каким президентом будет она? В частности по отношению к Украине.
- Даже оппоненты Клинтон вряд ли будут отрицать, что она очень умна и квалифицирована. Хиллари Клинтон - не просто часть американского истеблишмента, она его воплощение. Американский избиратель одинаково хорошо знает обоих кандидатов, их не надо представлять публике. Вся те скандалы, связанные, например, с перепиской Клинтон, также известны. Американцы уже сформировали свое мнение о кандидатах, и оно вряд ли кардинально изменится до выборов.
Для США характерна дискуссия: как сильно нам нужно вмешиваться в дела остального мира? Во время президентства Клинтон мы увидим продолжение политики вовлеченности в мировые события. Возможно, это будет немного похоже на каденцию Джорджа Буша-младшего. Но Клинтон будет менее агрессивна.
У Трампа гораздо более противоречивая позиция. С одной стороны, это позиция силы. С другой - он считает, что не надо было США ввязываться в войну в Ираке.
Что касается Украины, Клинтон будет антипутинским ястребом. Она будет выступать за вступление Украины и Грузии в НАТО, а также за усиление антироссийских санкций. Трамп же более лояльно относится к Путину. Он окружил себя советниками с пророссийской позицией.
- Но ведь много писалось о финансовых связях Клинтон с российским бизнесом, о сильном лобби. И в бытность Клинтон на посту госсекретаря ее выступления, которые касались Украины, были не такими уж прямыми…
- Если бы соперником Хиллари Клинтон был более типичный республиканец (Тед Круз, Марко Рубио), можно было говорить о том, что ястребами будут скорее республиканцы.
По поводу выступлений Клинтон на посту госсекретаря: тогда у нее был руководитель - президент Барак Обама. В спорах между госсекретарем и президентом всегда выигрывает последний. Когда Клинтон покинула должность, она стала делать намного более "ястребиные" заявления.
Лоббисты в США имеют контракт на 100-150 тысяч долларов в месяц. Как правило, они представляют интересы американского бизнеса. И обычно деятельности лоббистов не достаточно, чтобы корректировать политику Вашингтона. Иногда они и не особо стараются, несмотря на огромные гонорары. Представить, что лоббисты будут сильно влиять на Клинтон, сложно. Это не те лоббисты.
В то же время на ушко Дональду Трампу шепчет Пол Манофорт (бывший советник экс-президента Украины Виктора Януковича - Ред.). Да и Трампа действительно многое связывает с российским бизнесом.
- У кого больше шансов выиграть выборы?
- Первое, что нужно понять о США: в XXI веке здешняя политика - фактически демография. Это значит, что у Хиллари Клинтон больше шансов выиграть выборы. Сейчас объясню, почему.
Республиканцы - это, как правило, белые гетеросексуальные христиане. 70% людей, которые соответствуют этим трем параметрам, традиционно голосуют за Республиканскую партию. Если удастся снизить этот показатель хотя бы до 65%, Клинтон выиграет выборы.
Если вы не соответствуете всем критериям (например, вы белый гетеросексуальный буддист), то с вероятностью до 95% ваш выбор - демократы. И Дональд Трамп этого не изменит.
Также важна активность небелых избирателей. Если мексиканцы в Неваде и Колорадо, а также афроамериканцы в Пенсильвании и Флориде придут на выборы, шансы Клинтон возрастут.
- Как отличается видение Трампа и Клинтон системы безопасности в Европе, реформирования НАТО?
- Когда речь идет об обычных выборах, стоит лишь посмотреть программу кандидатов. Но это нетипичные выборы. Клинтон верит в НАТО как центральный элемент стратегии безопасности. Кроме того, она хотела бы расширить альянс.
А вот с Трампом все сложнее. Никто не знает, какую на самом деле позицию он занимает по отношению к НАТО. Решит ли Трамп выйти из НАТО? Возможно. Проголосует ли за это Сенат? Нет. Проблема даже не в том, что думает Трамп по поводу альянса. Проблема в том, что он не разбирается в этой сфере.
- Если перейти к теме парламентских выборов в Грузии, которые пройдут в октябре этого года, - чего ожидать?
- Я только что вернулся с конференции в Батуми. И вот что я заметил: грузины более заинтересованы в выборах в США в разрезе будущего американской демократии, чем в своих собственных. Возможно, это хорошо для Грузии. Но не так хорошо для США. Это связано с возрастающей стабильностью в Грузии. Там выборы будут решать только будущее правительства, а не будущее режима или государства. Я не уверен, что то же самое можно сказать о Соединенных Штатах. Это должно пристыжать США: мы рассказываем другим странам, как быть демократичными, но в то же время наше собственное будущее в этом плане неопределенное.
Общий климат в Грузии за 3 месяца до выборов гораздо спокойнее, чем 4 года назад. Во время предыдущих предвыборных кампаний были прецеденты использования насилия. И в этом случае всегда есть опасность, что правительство задействует слишком много ресурсов, чтобы повлиять на избирательный процесс. Я не говорю, что это уже происходило, хотя опасность всегда остается. И все же атмосфера не такая, как в США. В Грузии нет убежденных поклонников той или иной партии, там не людей, которые говорят: "От этих выборов зависит будущее страны", как это было, скажем, в 2012 году. Выборы в Грузии все еще сконцентрированы вокруг личностей, партий и чьих-то эго, но не вокруг миссий и идеологий.
Сейчас большинство соцопросов показывают, что партии "Грузинская мечта" и "Объединенное национальное движение" идут практически вровень. Но в отличие от американских выборов, грузин, которые поддерживают эти 3 партии, насчитывается всего 30-40%. Остальные либо поддерживают другие мелкие партии, либо еще не определились. Это важно, потому что в Грузии мы можем получить действительно многопартийную систему. Некоторые партии, в том числе "Грузинская мечта" и "Объединенное национальное движение", будут прозападными. Остальные - более социально консервативными. Вероятнее всего "Грузинская мечта" сможет укрепить свои позиции и сформировать компактное большинство. Второй вариант - впервые в грузинской истории правительство будет коалиционным.
- Какова причина неправильного восприятия Украиной событий в Грузии? Ведь среди украинцев бытует мнение, что последняя смена правительства там сделала Грузию более пророссийской. Но вы неоднократно писали, что это не так.
- За последние 4 года грузинское правительство ускорило прозападное движение страны. Фактически Грузия прошла больше, чем Украина, на пути евроинтеграции. Но в Украине действительно часто неправильно воспринимают события в Грузии. Почему? Украина - это последняя страна в мире, где еще верят в пропаганду Саакашвили. И это меня очень беспокоит, поскольку Киев очень бы выиграл от украино-грузинского сотрудничества.
На Донеччині окупанти змінюють тактику малих штурмових груп, і тепер атакують камікадзе. Про це в ефірі «Суспільне новини» розповів Юрій Сиротюк, головний сержант роти вогневої підтримки 5 окремої штурмової бригади, передають Патріоти України. За слова...
Правоохоронці ідентифікували двох вбитих російськими військовими українських військовополонених біля села Новодмитрівка на Покровському напрямку. Про це повідомив заступник керівника департаменту протидії злочинам, вчиненим в умовах збройного конфлікту...