"Люди не понимали, кто мы такие, они все привыкли решать взятками. Главный - азербайджанец - предлагал миллион гривен, чтобы мы пропустили фуры", - волонтер

Торгівлю з окупованими територіями "кришують" не тільки високопасадовці, але й виконавці нижчого рангу на місцях.

Волонтер. Фото: vchaspik.uaВолонтер, який входив в мобільну групу по боротьбі з контрабандою на лінії розмежування, розповів, як йдуть справи з цим "бізнесом" в зоні АТО, хто "кришує" і хто "в долі", про те, хто і що везе на окуповані території, повідомляють Патріоти України з посиланням на vchaspik.ua. Наводимо повний текст розмови:

"Родион Шовкошитный в начале боевых действий на Донбассе воевал в составе отдельного добровольческого подразделения ГУР МО при Штабе АТО, а затем около года был координатором сводных мобильных групп, которые боролись с контрабандой. Таких групп было семь - почти четыреста километров линии разграничения между Украиной и оккупированными территориями. Президент Петр Порошенко поддержал инициативу волонтеров, потому что масштабы коррупции в зоне АТО стали велики.

Журналист встретился с волонтером, чтобы подробно узнать о контрабандных схемах. По словам Родиона Шовкошитного, деятельность мобильных групп снизила объемы незаконных перевозок, по разным оценкам, на 80%. Затем деятельность волонтеров исключили, и уровень контрабанды вернулся к прежним показателям.

- До этого мы слышали, что контрабанда в АТО существует, но не представляли масштабов. Появились сводные мобильные группы, и я присоединился к одной из них, пробыл там с июля 2015-го по май 2016-го. В группах были сотрудники СБУ, пограничники, фискалы, ВДВ, МВД, военная прокуратура, ВСП (военная служба правопорядка) и мы, волонтеры.

Идея задействовать нас в группах возникла потому, что те, кто должен по долгу службы бороться с контрабандой, всячески ей способствовали. Поэтому и были созданы сводные мобильные группы с волонтерами, чтобы добавить общественного контроля и публичности. Семь официальных структур - и все разного подчинения. И мы - восьмая, не подчинена никому. Было бы две структуры, они могли бы легко договориться. Восемь не договорятся никогда.

Волонтеры не руководили группами. Нас оформили внештатными сотрудниками СБУ, это давало нам право находиться на линии разграничения и осуществлять надзорные функции. Когда я видел нарушение, я задавал вопрос: "Почему так происходит?" Если на вопрос не было ответа, я писал об этом, рассказывал публично. Но таких острых случаев у меня в группе не было.

Впоследствии был назначен координатором всех групп вместо Георгия Туки, который стал председателем военно-гражданской администрации Луганской области. Обеспечивал взаимодействие в группе, общался с командирами групп, когда возникали вопросы. У нас в группе было крепкое ядро. Добровольцы держались вместе с ребятами из СБУ. Они вместе проработали примерно полгода. Буквально несколько фискалов и пограничников еще. А вот когда новые люди приходили "разово" работать, то там бывали недоразумения, мы их решали.

Цель сводной группы заключалась в том, что когда мы находили нарушения, ребята смотрели: чья это ответственность? Если груз военный, им занималась военная прокуратура, если гражданский - его фискал оформлял, если задерживали металлолом - дело принимала милиция. Так были предусмотрены все структуры, чтобы на месте оформлять нарушителя.

- Как начали действовать, первые встречи с контрабандой?

- В первый день мы заехали в один из поселков и увидели там огромное количество грузовиков. В это трудно было поверить. Мы думали, контрабандисты где-то прячутся, скребутся тихонечко, прорываются через границу - нет, они открыто ездили через наши блокпосты а те, кто "в теме", получал за это деньги.

И вот, в этот день, когда мы впервые просто знакомились с местностью, мы задержали пять машин с мясом - азербайджанцы тянули грузовики из Красноармейска (ныне - Покровск Донецкойобласти) на Донецк. И в первые две недели мы каждый день минимум семь машин оформляли, а было такое, что задержали двадцать один грузовик - причем за ночь. Долго их потом гнали на Харьков, они то ломались, то горючее заканчивалось.

Итак, сначала "предприниматели" свободно передвигались, далее узнали про наши группы и стали прятаться. Начали платить деньги так называемым "фишкарям" - это те из военных, пограничников, фискалов, кто кидал информацию про наши передвижения. Или местные, когда видели, что мы проехали, отзванивались контрабандистам - такое было начало.

- Кто был первым, кто хотел с вами "договориться"?

- Люди не понимали кто мы такие, они все привыкли решать взятками. Первая попытка договориться была при задержании пятерых фур с мясом. Главный - азербайджанец - предлагал миллион гривен, чтобы мы пропустили фуры и потом с ним дружили.

После этого я сделал его знаменитым. Мы заказали на всю группу черные футболки, на них нарисована "газелька", и с "азербайджанским акцентом" написано: "Щито мнэ нужьна здэлат, щито бы дружит с такими парнями как вы? "Подпись: "Рамиль". Мы еще и флаг такой хотели сделать и повесить его на блокпосту. Собственно, мы больше этого Рамиля и не видели. Когда встречали кого-то из его знакомых, передавали приветы, говорили, что мы сделали такие классные футболки, пусть приедет и посмотрит.

Потом еще были попытки договориться, но "сарафанное радио" быстро передало - если к нам попадают, то все будет немножко иначе, чем они привыкли: контрабандистов будут оформлять, и они сдадут всю информацию, которую знают. Было очень мало людей, которых мы задерживали в третий раз, хватало обычно двух раз. Встречались особенно упоротые, но их было меньше, чем пальцев на руке.

- Что ты можешь сказать о самой структуре контрабанды в АТО? Чья "крыша", как привлекают в этот бизнес?

- Нет единой структуры и единого человека, который бы кришевала "контрабас" в зоне АТО. Обычно этим занимались местные и переселенцы, которые получали справку переселенца в прифронтовых городах и селах. Солдаты на блокпостах часто не понимали, что эта справка не дает права просто пересекать линию разграничения на блокпостах - исключительно на КПВВ. Но такую справку показывали, говорили: "Я - местный!" - и их пропускали.

Из-за доброты солдат начали понемногу таскать и грузы: "Надо бабушку покормить, дедушку покормить!" Потом наладили связи на той стороне и стали возить продукты микроавтобусами. Завязываются дружеские отношения с военными: человек начинает ездить через блокпост без обысков, а дальше это вытекает в совместный бизнес.

Бывают другие схемы - приказы "сверху": какие-то непонятные люди, гражданские, везут груз, а солдат получает команду - пропустить! Или командир дает команду, или какая-то служба, СБУ, например: "Я - Служба безопасности, это спецзадание - пропустите машину!"

Есть более сложные схемы, на линиях разграничения стоят разные службы: например, на первой линии стоит милиция, а на второй - Нацгвардия. То есть надо договориться с командирами. Бывает, что люди на блокпостах - в доле, а может быть, что всю прибыль получают только командиры. Там, где ходят большие грузовики, там платят за сопровождение. То есть вариантов масса, нет единой схемы, огромное количество разнообразных вариантов.

А кто крышует? Тот, кто нашел собственные схемы прохождения блокпостов, тот и получит наибольшую выгоду.

- Что везут в ЛНР-ДНР?

- Везут много молочных продуктов, это очень ценится там, потому что российские аналоги - это дерьмо, будем называть вещи своими именами, есть это невозможно. Это и не едят, покупают украинское, даже если это дороже. Везут много различного мяса и колбас. А также газировку, любят "Кока-колу" местные "гурманы", энергетики типа "Revo" и, конечно, алкогольные изделия.

- Я читал о случаях, когда стреляли по волонтерам бойцы ВСУ, слышал обвинения в смерти волонтеров, расскажи об этом.

- Каждая из наших семи групп постоянно нарывалась на конфликты с Вооруженными силами. Были стрельба над машиной, стрельба в воздух, угрозы убийства - прямым текстом, снято на камеру. Это сделал журналист, который с нами ехал в машине, не заметили, что он снимает. Это было при задержании груза наркотических препаратов, которые стоили примерно полтора миллиона гривен. Еще преграждали путь технике, БТРы выгоняли. Когда мы приближались с проверками, слышали на блокпостах команду: "К бою!" Щелкали затворы.

Под Счастьем тогда же была расстреляна группа волонтеров, были убиты Эндрю и работник фискальной службы (сводная мобильная группа под руководством волонтера Андрея "Эндрю" Галущенка попала в засаду в сентябре 2015 года. В результате нападения Галущенко и сотрудник ГФИ погибли). Хотели с себя вину сбросить, и версия с разведывательной группой врага отпала сразу - это были военные с нашей стороны. Та же группа под Счастьем была снова расстреляна, трое раненых.

Зачастую сталкивались с тем, что на блокпостах у линии разграничения нас не пускали под тем или иным предлогом. Но мобильные группы по закону не имели ни с кем согласовывать свой маршрут. Есть твой участок - езжай куда угодно. Что-то тебе показалось - проверяй. Если упало в голову ехать в Горловку - езжай в Горловку, если ты самоубийца. Но нас останавливали, и это приводило к конфликтам на уровне комбригов - когда нас не пускали, им звонили или из СБУ, или даже начальник штаба АТО.

У меня была большая мобильная группа. Впоследствии, за несколько месяцев, я прибавил еще два дополнительных экипажа добровольцев - по десять человек приезжали на две недели. Благодаря количеству добровольцев, нам и удалось решить проблему - чтобы не пропустить грузы в районе Верхнеторецкого, мы организовали круглосуточную стражу перед всеми блокпостами. И тогда произошел отток контрабандистов".

У Повітряних силах розповіли про навчання пілотів на F-16

вівторок, 7 травень 2024, 14:56

В Україні очікують якнайшвидшого прибуття винищувачів F-16. Тим часом українські пілоти проходять три етапи навчання та підготовки для опанування судна. Про це в ефірі телемарафону заявив речник Командування Повітряних сил ЗСУ Ілля Євлаш, передають Па...

"Не чекайте, поки ворог прийде до вашого дому": Українська армія на тлі виснаження пробує новий стиль рекрутингу, - WSJ

вівторок, 7 травень 2024, 14:44

бройні сили України пробують новий спосіб рекрутингу, намагаючись таким чином поповнити лави виснажених підрозділів на передовій. Про це йдеться у матеріалі The Wall Street Journal, передають Патріоти України. Для цього все частіше з'являються реклама ...