"Относительно статуса страны-"аспиранта" НАТО. Недавние правки на сайте НАТО спровоцировали бурную политико-филологическую дискуссию. В СМИ и соцсетях до сих пор гадают, как более точно перевести новый статус Украины, что он означает и приближает ли к вступлению в Альянс", - пише на своїй сторінці в Фейсбук Дмитро Тимчук, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"На мой взгляд, дискуссия несколько отклонилась в сторону, из-за чего важные моменты отошли на второй план. Что главное? В 2008-2010 г. Украина формально весьма высокий уровень сотрудничества с НАТО. И если бы не саботаж некоторых политсил, то ещё в 2008 г. были неплохие шансы получить ПДЧ.
В 2010 г. с приходом Януковича евроатлантические устремления были на время перечеркнуты. Однако в 2014 г. победа Майдана вновь сделала курс в НАТО одним из приоритетов, что было закреплено в законодательстве.
Подобные кульбиты заставили даже самых последовательных союзников Украины стать очень осторожными. И их вполне можно понять. Не удивительно, что западные бюрократы до сих пор под любым предлогом уклоняются от четких оценок и формальной фиксации нашего прогресса.
Что в этих условиях должна делать Украина? То, что прямо от нас зависит. Нет смысла бросаться лозунгами и гадать "возьмут нас в НАТО или не возьмут", "побоятся Россию или не побоятся". Надо ставить вопрос по-другому: если мы этого хотим, то насколько мы готовы и что мы делаем?
Чтобы объективно оценить динамику готовности Украины к вступлению в Альянс, есть достаточно четкие ориентиры.
Первый ориентир - общественное мнение. Это важный показатель. Например, по формальным критериям ту же Швецию могут принять в НАТО хоть завтра. Шведы очень тесно сотрудничают с Альянсом. Но в шведском обществе идея вступления в НАТО не пользуется поддержкой большинства населения. Наличие в Украине стабильного большинства сторонников НАТО сведет к минимуму политические спекуляции и шатания. Как следствие – сделает политический курс по этой теме более предсказуемым.
Соцопросы демонстрируют, что в данный момент порядка 42-45% граждан Украины поддерживают вступление в НАТО. И есть две позитивные тенденции. С одной стороны, число сторонников Альянса не быстро, но стабильно растёт. С другой, есть четкая корреляция с возрастом: чем моложе аудитория - тем выше уровень поддержки вступления в Альянс.
При такой динамике через несколько лет число сторонников НАТО составит большинство. А если добавить системную разъяснительную работу, то это большинство достигнет показателей, после которых риск отката, возврата к "внеблоковости" или ещё куда-то будет минимальным.
Второй ориентир ещё более конкретный. В июне 2016 г. Указом Президента был утвержден Стратегический оборонный бюллетень. Этот документ разработан в тесном сотрудничестве с западными партнерами.
Среди прочего, там прямым текстом указано, что задача СОБ – послужить дорожной картой "для достижения критериев, необходимых для полноправного членства в Организации Североатлантического договора". Приложением №1 к СОБ является документ "Матрица достижения стратегических целей и выполнения основных задач оборонной реформы". В этой Матрице достаточно подробно и с датами выполнения очерчены конкретные шаги, которые необходимо сделать.
Специфика этих документов в том, что основные реформы в системе Минобороны должны завершиться в 2018 г., а в системе Генерального Штаба – к 2020 г. Т.е., на выполнение всей "домашней работы" в оборонном секторе у нас есть порядка 2-2,5 лет.
Конкретные задачи на текущий год (в т.ч., не имеющие прямого отношения к сфере обороны и безопасности) будут отражены в Годовой национальной программе Украина – НАТО.
Если на секунду представить, что к 2020 г. около 55-60% граждан Украины будут поддерживать вступление в НАТО, а реформы сектора обороны и безопасности достигнут своих целей, то разговор будет совсем другой. Не буду никак утверждать, что мы в 2020-м сразу вступим в НАТО, но об этом можно будет уже говорить, как о вполне реальной перспективе.
Напомню, что оборонный потенциал Украины (численность ВСУ и других силовиков, вооружения и ВВТ, производственные мощности и технологии, главное - боевой опыт) сопоставим с оборонным потенциалом всех стран Центрально-Восточной Европы - от Балтии до Болгарии - вместе взятых. Для НАТО - это весьма существенное усиление. Поэтому, несмотря на все текущие проблемы и риски со стороны России, в НАТО предостаточно сторонников приёма Украины в Альянс.
Советую всем, кто неравнодушен к идее вступления Украины в НАТО, сконцентрироваться на контроле того, как выполняются обязательства, прописанные в СОБ и других документах. С одной стороны, будет меньше пустого сотрясания воздуха. С другой - ответственные за проведение реформ и выполнение конкретных задач не смогут прикрыться общими фразами".
Промовистим індикатором впливу погроз Путіна вдарити по США, Великобританії та Франції за дозвіл запускати їхні ракети по території рф, стала реакція фінансових бірж Європи та США: Зростання ділової активності триває. На тлі атаки Росії балістичною рак...
Колишній канцлер Німеччини Ангела Меркель під час свого перебування на посаді намагалася перешкодити прагненню України швидко приєднатися до НАТО, адже боялася військової відповіді з боку російського диктатора Володимира Путіна. Про це вона розповіла у...