"Торговля на русской крови, или Кто, Лукашенко или Путин, заправляет украинские танки", - блогер

"Президент Беларуси не выдержал психологического давления и прямым текстом ответил российским пропагандистам. Больной темой для него оказался вопрос "белорусской солярки", которую сперва производят из беспошлинной российской нефти, а потом заливают в украинские танки", - пише у своєму блозі Денис Лавникевич, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"Несправедливое, но справедливое "обвинение"

Начиная примерно с 2015 г. у российских пропагандистов, которые обвиняют Александра Лукашенко в недостаточной лояльности Москве, есть очень популярный штамп. Дескать, в Беларуси из беспошлинной российской нефти (цена на 30% ниже рыночной) вырабатывали солярку, которую потом по дешевке продавали в Украину, и там заливали в баки танков ВСУ, которые, в свою очередь, "утюжили" сепаратистов ДНР и ЛНР.

Главный посыл тут: "батька" - плохой союзник, везде ищет только выгоду, и потому с легкостью продает "хохлам" получаемые от России забесплатно "ништяки". Российские журналисты выстраивали такую умозрительную схему: сырая нефть с российских месторождений поступает на Мозырский НПЗ на юге Беларуси (есть еще северный - "Нафтан" в Новополоцке), там перерабатывается в бензин и солярку, и далее, коротким логистическим маршрутом, отправляется в Украину, где заливается в горловины баков украинских танков, которые почему-то стреляют по простым приверженцам "русского мира" на востоке страны.

Схема примитивная и туповатая, но она (возможно, именно поэтому) получила широкое распространение в российских СМИ. Причем стала в них настолько "общим местом", что в конце концов по этому вопросу был вынужден высказаться лично Лукашенко - не прошло и четырех лет...

18 января, на торжественной встрече в честь 100-летия белорусской дипломатической службы, белорусский президент заявил: "В последнее время нас начали упрекать, что мы заправляем украинские танки дизельным топливом. Я поручил разобраться, какое там дизельное топливо. Когда мне доложили (я только что справку второй раз прочитал), там же все дизельное топливо российское. И россияне поставляют, постоянно наращивая объемы этих поставок - бензинов и дизельного топлива - в Украину. Так как же так? Мы воюем с Украиной или Россия? И кто заправляет эти танки? А наши объемы снижаются. Нас просто выталкивают с украинского рынка".

Видимо, уже "по инерции" Александр Лукашенко перескочил на тему нелегального оружия, которое, как он раньше неоднократно заявлял, массированно перетекает из Украины в Беларусь. "И что самое страшное (нас россияне иногда упрекают: вот, у вас там через границу...), через российскую границу с Украиной поставки оружия идут, а потом к нам заходят через открытую белорусско-российскую границу".

Получается, по словам Лукашенко, россияне сами поставляют горючее для украинских танков, а потом обвиняют в этом безответного Александра Григорьевича? Про Александра Лукашенко давно известно, что он очень легок на высказывания, но они далеко не всегда имеют что-то общее с правдой. На самом деле, в этой истории он говорит и правду, и неправду. Моторное топливо из Беларуси в Украину, в том числе для нужд ВСУ, поставлялось и поставляется. Но россияне поставляют его еще больше.

(Не)простые топливные схемы

В последние годы доля Беларуси на украинском рынке бензина составляла порядка 80%, доля дизельного топлива - около 40% (с вариациями год к году и квартал к кварталу). Впрочем в 2018-м ситуация начала меняться. В октябре Россия ввела запрет на беспошлинные поставки в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов (кроме специфических, необходимых для белорусской нефтехимии).

Министр энергетики РФ Александр Новак тогда заявил: "Беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Беларусь нецелесообразен, поскольку Беларусь полностью обеспечивает свои потребности в них путем переработки российской нефти. А вот излишки союзная республика реэкспортирует в Украину, зарабатывая на этом миллиарды".

Однако терять украинский рынок белорусские поставщики начали еще раньше. Как указывала в своих отчетах "Консалтинговая группа А-95", в 2017 г. наблюдалось существенное снижение поставок белорусских бензинов и дизельного топлива в Украину по сравнению с показателями прошлых лет. Так, поставки бензина упали на 22%, а ДТ - на14% от уровня 2016-го. Причиной снижения стали действия самого спецэкспортера белорусских нефтепродуктов - государственной Белорусской нефтяной компании (БНК).

В результате Украина увеличила закупки моторного топлива в Польше и Литве, после чего БНК в декабре 2017 г. пришлось снизить цены на топливо для украинских оптовых покупателей.

Тем не менее, и сегодня Беларусь продолжает поставлять топливо в Украину, в том числе и для нужд армии. Хотя понятно, что чисто юридически в тендерах ВСУ участвуют украинские компании, которые, в свою очередь, приобретают топливо у Белорусской нефтяной компании. Соответственно, прямых поставок нефтепродуктов в ВСУ из Беларуси нет, есть торговля гражданской продукцией с гражданскими компаниями.

В чем Лукашенко безоговорочно прав - так это в том, что россияне действительно поставляли дизтопливо в Украину все эти годы, несмотря на, мягко говоря, натянутые отношения между двумя странами.

В марте 2017 г. разгорелся скандал: в ряде белорусских СМИ появилась информация о возможном ограничении поставок нефтепродуктов в Беларусь российскими компаниями. Источники ссылались на письмо Минэнерго России, в котором говорилось о нецелесообразности поставок крупных партий российских нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива, в адрес белорусских компаний.

В ответ на вопросы журналистов российская компания "Транснефть" заявила, что никогда и не поставляла нефтепродукты по трубе в Беларусь. "Через Беларусь шел транзит дизтоплива в Украину, - сообщил "Интерфаксу" советник президента трубопроводной монополии Игорь Демин. - Сейчас "Роснефть" оформила все необходимые документы, прокачка возобновилась. В марте может быть прокачано порядка 140 тыс. т".

В свою очередь, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) РФ сообщила журналистам, что поставки дизельного топлива в Украину разрешаются для гражданского применения. "С учетом проводимой киевскими властями политики в отношении юго-восточных районов Донбасса регулирование таких поставок осуществляется ФСТЭК России в рамках Федерального закона "Об экспортном контроле" с целью недопущения их использования для нужд вооруженных сил и военизированных формирований", - сказали в ведомстве.

Понятно, что упомянутое "регулирование поставок... с целью недопущения" - это просто формальная отмазка, чтобы "Роснефть" и других приближенных к Кремлю поставщиков не сильно обвиняли в том, что они продают топливо "бандеровцам".

Известно, что с 2016 г. дизтопливо в Украину из России поставляла только "Роснефть". Поставки шли по трубопроводу "ПрикарпатЗападТранс", оформляясь через швейцарскую Proton Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. В октябре 2017 г. "Роснефть" заключила на 10 лет контракт на экспорт 30-50 млн т дизельного топлива с компанией ITC Industry Trading Company SA. (Швейцария), глава которой - владелец единственного в Украине нефтепродуктопровода, гражданин Германии Анатолий Шефер. Договором предусмотрено, что "Роснефть" будет поставлять ITC Industry Trading Company от 3 до 5 млн т дизельного топлива Евро-5 в год.

В сентябре 2017 г. дизельное топливо в Украину также начала поставлять (по железной дороге) компания ООО "Газпром нефтехим Салават", входящая в структуру "Газпрома". Покупателем выступает украинская "дочка" Socar - "Торговый дом "Сокар Украина", работающая через посредника LVK CENTRE LIMITED (Великобритания). Последняя компания принадлежит проживающей в Монако гражданке Финляндии Светлане Котиранате.

В результате за 2018 год доля белорусских производителей в балансе украинского рынка ДТ сократилась с 43% до примерно 30%. Этот объем заместили поставки российского топлива, доля которых выросла с 28% до 39%.

Так что Александр Григорьевич не прав, когда говорит, что "все дизельное топливо российское". Но прав, когда жалуется, что россияне вытесняют белорусских поставщиков с украинского рынка".

ATACMS уже є: Селезньов сказав, чого не вистачає Україні для гарантованого знищення Керченського мосту

четвер, 21 листопад 2024, 23:55

Для того, аби зруйнувати Керченський міст, який зʼєднує РФ з окупованим Кримом, недостатньо буде самих лише ракет ATACMS. Для того, щоб руйнація переправи стала гарантованою, нам потрібні Taurus, передають Патріоти України. Передачу Україні цих ракет п...

Х*йло вкотре лякає світ, що воно "ядерний псіх": Зеленський відреагував на заяву Путіна про удар балістичним "Орєшніком" по Дніпру

четвер, 21 листопад 2024, 23:40

Сьогодні Росія визнала, що зробила уже другий за цей рік крок до ескалації війни проти України. Як наголосив президент України, по Дніпру була застосована нова російська балістична ракета, передають Патріоти України. "Путін ударив по нашому місту Дніпр...