"По словам очевидцев, как только девочка прикоснулась к металлическому столу с подогревом, она пронзительно закричала и упала без чувств… Аиша пережила клиническую смерть. Врачам удалось запустить ее сердце, но с тех пор девочка находится в вегетативном состоянии — не ходит, не разговаривает и практически ни на что не реагирует. Дети, на глазах которых все произошло, утверждают, что Аишу ударило током. Более того, за несколько секунд до ЧП электрический разряд почувствовал еще один ребенок. А у Аиши остался на руке след, который судмедэксперт назвал электрометкой. Несмотря на это, в школе говорят, что удара током быть не могло и причина случившегося в другом.
ЧП случилось на перемене. По словам мамы Аиши, в тот день дочка была активна и не жаловалась на самочувствие.
— У меня сохранились видеоролики, которые Аиша записывала за несколько часов до трагедии, — рассказала мама Аиши Марина Сулиман. — На этих видео она смеется, поет песенки… Это был мой день рождения. Аиша и моя старшая дочка хотели остаться дома и праздновать, но мне нужно было идти на работу, поэтому отвезла девочек в школу. После первого урока мне позвонила учительница: «Аише плохо. Заберите ее».
Когда я прибежала в школу, там уже были две «скорые». На входе меня встретила учительница Аиши. «Вы только не волнуйтесь, — сказала она. — Все хорошо. Ее качают». «Что значит „качают“? — переспросила я. — Где?» — «В столовой». Забегаю туда, а Аиша лежит на столе, не дышит. Ее открытые глаза были залиты кровью. Она находилась в таком состоянии 23 минуты. Врачи даже зафиксировали клиническую смерть.
Когда Аише запустили сердце и ее заносили в машину скорой помощи, ко мне подбежала девочка, на вид старшеклассница. «Я видела, что там произошло! — закричала она. — Хочу рассказать правду!» Но ей не дали ничего сказать — чиновники из райуправления образования, которые тоже приехали в школу, отвели ее от машины.
Дочку забрали в реанимацию. Вечером мне на «Вайбер» стали приходить сообщения от родителей одноклассников дочки. «Марина, дети говорят, что Аишу ударило током, — писали они. — И не только ее. Другие тоже чувствовали разряд». Я позвонила учительнице и спросила, почему она ничего не сказала мне об ударе током. Любовь Григорьевна заявила, что ничего об этом не знает. Мол, ее в тот момент не было рядом. Тем временем родители продолжали писать, что это был ток. А врачи поначалу не могли назвать точную причину остановки сердца — сказали, что это может сделать только судмедэксперт.
Первые три дня Аиша была в глубокой коме. На 16-й день дочку перевели в неврологию, и врач назвал ее состояние вегетативным. Иными словами, у нее сохранились некоторые рефлексы, но повреждения мозга очень серьезные. Сейчас дочка дома, ее состояние не улучшилось. Изредка она говорит что-то похожее на «мама» или по ее щекам текут слезы. В эти моменты мне кажется, что она со мной. Но потом она опять перестает реагировать… Все идет очень медленно, и мы не знаем, что будет дальше.
Когда на 16-й день после трагедии Марина Сулиман пришла в школу, там уже полным ходом шел ремонт.
— Родители одноклассников Аиши сказали, что в школе начался ремонт на следующий же день после случившегося, — продолжает Марина. — Причем именно в столовой. Директор сразу же ушла с должности. А медсестра, которая пыталась оказать Аише помощь до приезда «скорой», уволилась. Не думаю, что это совпадение. В администрации школы продолжали утверждать, что удара током не могло быть. Дескать, они проводили проверку, которая это подтвердила. Хоть никаких заключений и результатов этой проверки мне не показали. Сказали, что у моей дочки наверняка были проблемы с сердцем. Но перед тем, как идти в школу, мы прошли две медкомиссии: одну — в Сумах, где на тот момент проживали, а вторую — уже в Киеве. Обследования показали, что Аиша была здорова. Дочка родилась семимесячной, и на первом году жизни у нее было открытое «овальное окно» в сердце. Это малая аномалия, которая бывает у недоношенных деток. Обычно до двух лет «окно» затягивается. Так было и в случае с Аишей. «Окно» затянулось. С тех пор мы не раз делали УЗИ сердца, и обследования показывали, что Аиша в полном порядке.
Забегая наперед, стоит сказать: позже независимый судмедэксперт, изучавший историю болезни Аиши Сулиман, пришел к выводу, что сердце девочки действительно было в порядке и патологий, которые могли бы спровоцировать клиническую смерть, не было.
— Все, кто знает нашу семью, подтвердят, что Аиша была активным жизнерадостным ребенком, занималась спортом и никогда не жаловалась на самочувствие, — говорит Марина. — После случившегося я обнаружила на ее правой ладони темные точки. Как будто небольшие ранки, в которых запеклась кровь. Именно этой рукой Аиша прикоснулась к металлическому столу.
Ученики, ставшие свидетелями происшествия, не сомневаются, что Аишу Сулиман ударило током.
— Она кричала на всю столовую! — рассказал старшеклассник Стефан. — Мы с ней стояли в одной очереди. Я видел, как эта девочка схватилась за металлический раздаточный стол — в ту же секунду вздрогнула и закричала. Все испугались и отбежали в сторону. А она продолжала кричать и… не могла оторвать руку от стола. Секунд через десять она потеряла сознание. Один мальчик в очереди сказал, что его ударило током. Буфетчица приказала всем отойти, чтобы больше никого не ударило. А через несколько дней нам в школе сказали меньше говорить об этом случае. Мол, удара током не было, у девочки просто случился сердечный приступ.
— В тот день дочь позвонила мне из школы и сказала, что у них девочку ударило током, — рассказала мама другой ученицы. — Там стоят металлические столы с подогревом. Дети видели на этих столах электрочайник и микроволновую печь. А еще видели под этим столом провода. Дочь даже рассказала, какого они были цвета, — красный и черный, и один был обмотан изолентой. Сейчас в школе говорят, что столы с подогревом не включают и что в тот день они якобы тоже не были включены. Мы этого проверить не можем. Но зачем детям говорить неправду?
Журналистам удалось поговорить с мальчиком, которого в тот день тоже ударило током в столовой. Это произошло буквально за минуту до ЧП с Аишей.
— Мы все стояли возле того металлического стола, — рассказал мальчик. — Эта девочка была в метре от меня. Я тоже хотел взять булочку, прикоснулся к столу — и почувствовал ток. Меня ударило. Рука онемела. А буквально секунд через тридцать закричала девочка. Она, как и я, прикоснулась к столу. Но я быстро отдернул руку, а она почему-то не смогла. Она очень громко кричала, а потом упала и уже не дышала. Буфетчица сначала отнесла ее в свое подсобное помещение, но потом вынесла в зал и положила на стол. У меня на руке остались пятнышки от тока. На ладони долго оставался след.
По словам ребенка, он тоже видел на металлическом столе бытовую технику.
— Чайник и микроволновку, — уточнил ребенок. — Но после этого случая на столы уже ничего не ставили.
Директор школы № 69 Виктор Ужицкий говорит, что знает о случившемся только со слов коллег, ведь сам в то время в этой школе еще не работал. Тем не менее он уверен, что электрического разряда не было.
— Насколько я знаю, девочке просто стало плохо, — сказал на программе «Говорит Украина» Виктор Ужицкий. — Она подошла купить булочку, потом отошла, ей стало плохо, и на руках у сотрудника столовой потеряла сознание. Тут же вызвали медсестру, которая оказала помощь и вызвала «скорую».
Журналисты попросили директора школы прокомментировать слова других детей, которые в тот день тоже почувствовали удар током.
— Была проведена проверка, составлены соответствующий акт и четыре протокола, где указано, что ток был в норме, — рассказал Виктор Ужицкий. — Также был составлен технический отчет о том, что школа может работать. Сразу после случившегося приезжали сотрудники ГСЧС и другие структуры и ничего не было обнаружено. Столы с подогревом, насколько мне известно, были отключены. Хотя, конечно, сейчас мы не можем точно говорить о том, что было. Ведь я знаю это только со слов других людей. Могу сказать, что школа старается помочь Аише. Ее маме уже передали около 12 тысяч гривен, в школе установлен ящик для пожертвований. Мы все надеемся, что девочка поправится.
— То, что это был удар током, нам подтвердили многие учащиеся, — рассказала журналист продакшн IVORY film (снимает социальное ток-шоу «Говорит Украина») Екатерина Евсикова. — Руководство школы это отрицает. Нынешний директор школы признает, что не знает деталей, но при этом настаивает, что девочка не могла получить электрический разряд. Когда мы пришли в школу вместе с адвокатом Романом Петронюком, нам в качестве доказательства того, что детей в столовой не могло ударить током, предоставили технические отчеты. Но сделаны эти отчеты были через два месяца после произошедшего! Поэтому, по словам адвоката, их вряд ли можно считать убедительными доказательствами.
Директор говорит, что после случая с Аишей проводилась проверка. Но, судя по бумагам, версия об ударе током во время этой проверки вообще не рассматривалась. В ее результатах ни слова не сказано о показаниях других детей, о том, что еще одного ребенка тоже ударило током. Очевидцы не были опрошены. Слова детей о том, что они видели там микроволновку и чайник, не исследовались.
Мы смогли поговорить с сотрудницей буфета. По ее словам, именно в тот момент, когда это произошло с Аишей, она отвернулась. Уверяет, что сразу начала оказывать ей помощь. Но ее слова расходятся с показаниями детей. Она почему-то не сказала нам, что сначала забрала Аишу в подсобное помещение. А еще в то время, как все дети слышали пронзительный крик Аиши, сотрудница буфета услышала всего лишь «негромкое «ой».
Журналистам программы «Говорит Украина», проводившим расследование по этому поводу, удалось поговорить с врачом скорой помощи, который приезжал на вызов к Аише.
— По информации, которую нам сообщили в школе, девочка, стоявшая возле раздаточного стола, вскрикнула и упала, — рассказал журналистам «Говорит Украина» врач «скорой». —Там были разные версии. Охранник сказал, что какой-то агрегат бил током. Рассказал, что они неоднократно подавали об этом заявки, но никто ничего не ремонтировал… Девочка лежала на столе. Она была в состоянии клинической смерти. Мы продолжали реанимационные мероприятия, пока не возобновилась сердечная деятельность. Мы склоняемся к версии, что это была именно электротравма.
Слова врача подтвердили детский педиатр и независимый судмедэксперт, которые были приглашены в студию «Говорит Украина». Педиатр Анна Горбань внимательно ознакомилась с медицинской карточкой Аиши и сказала следующее:
— Пересмотрев все электрокардиограммы, результаты УЗИ и других обследований, которые проводились до случившегося, могу однозначно сказать, что патологий сердца у ребенка не было. Причиной состояния, в котором сейчас пребывает девочка, могла стать электротравма.
— На руке девочки осталась ссадина с кратероподобными краями, — заявила судмедэксперт Елена Федорова. — Это типичная электрометка. Очевидцы рассказали, что девочка крепко схватилась за металлический поручень и ей «сцепило руку». Под воздействием тока действительно происходит спазм мускулатуры и человек не может сам разжать руку. Версия о том, что это мог быть сердечный приступ, — неправда. Во время сердечного приступа совсем иная клиническая картина. У человека не возникает кровоизлияние в белковых оболочках глаза, как наблюдалось у этой девочки. Все признаки говорят о том, что это был удар током. У каждого человека своя электропроводимость: у кого-то ее уровень выше, у кого-то ниже. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у одного ребенка просто онемела рука, а у другого остановилось сердце.
По факту случившегося с Аишей в полиции открыли уголовное производство. Но судмедэкспертизу в рамках уголовного дела пока не провели.
— Мне говорят, что еще рано, но я не понимаю почему, — говорит Марина Сулиман. —Аиша уже дома, и врачи не знают, сколько времени она пробудет в вегетативном состоянии. На восстановление могут уйти месяцы, а возможно, и годы. Я понимаю, что расследование никак не повлияет на состояние Аиши, но буду настаивать на расследовании. Я привела в школу здорового ребенка, а забрала ее в состоянии комы после клинической смерти. Старые столы с подогревом есть во многих столовых, и не факт, что везде соблюдаются правила безопасности. Я не хочу, чтобы подобное случилось еще с кем-нибудь. Поэтому сделаю все возможное, чтобы наказать виновных.
Аише Сулиман постоянно требуются дорогостоящие препараты и специальное питание. Для тех, кто может помочь семье пострадавшей девочки, сообщаем номер карточки ее мамы: 5168 7573 6277 1992 «ПриватБанк» Марина Сулиман."
У суботу, 18 січня в Україні прогнозують переважно суху погоду без істотних опадів. Про це повідомила синоптик Наталка Діденко у Facebook, передають Патріоти України. За її словами, в Україні протягом суботи прогнозують сильний північно-західний вітер ...
Тариф на електроенергію, який був встановлений в Україні, діятиме протягом поточного опалювального сезону. Уряд не має планів щодо його збільшення. Про це повідомив міністр енергетики Герман Галущенко під час "Години запитань до уряду" 17 січня, переда...