Не шаблонний, не "совок". Він дуже комплексував, що не зміг піти за старшими друзями на війну: Леоніду Бикову 90

Щирий, людяний, справжній. Начальство кіностудії ім. Довженка терпіти не могло цього "маленького українця", котрий стрімголов помчав з успішного для себе Ленінграду до любої України, де судилося стати режисером одного фільму, котрий не можуть забути досі

Що відзначає щирого та талановитого українського митця серед багатонаціональної спільноти колег у минулому СРСР? – Це незбагнена поетика, помножена на безкінцеву людяність та щирість, котрі тривожать наші, українські, серця і через 40-50 років, зазначають Патріоти України. Биков став мабуть першою справжньою «ластівкою» після розстріляної Сталіним українського кінематографічного Відродження, спадкоємцем дивом вцілілого Олександра Довженка, котрий поряд з Юрієм Іллєнком відродив лірику української землі в радянському кінематографі. Вважається, що його з’їли радянські функціонери. – Перед щирими «хохлами», виявилися «беззубими» провідні у СРСР славнозвісні ленінградські партійці. Знищили у Києві, куди душа Маестро прагнула всі роки російського перебування. Патріоти України пропонують ознайомитись з нарисов видання "АиФ в Украине". Далі мовою оригіналу.

С детства будущий культовый режиссер и актер Леонид Быков грезил о небе. Еще живя в селе Знаменка Донецкой области, Леонид Федорович посещал кружок дельтопланеризма, читал книги о летчиках, а в сочинениях неизменно выделял Чкалова, Серова, Ляпидевского. Именно в грезах о небе и прошло детство и юность Быкова.

Правда, летчиком он так и не стал. Родившись в конце 1928 года, во время Второй мировой войны, Леонид Быков был еще слишком юн для сражений. Тем не менее, дважды он пробует поступить в летное училище – в 1943 в Ойрот-Туре, и в 1945-ом, уже в Ленинграде. Там его взяли, но кончилась война, школу расформировали, а курсантов отправили по домам.
И вместо белого полотна неба пришлось осваивать белое полотно экрана.

На заре карьеры

Хочешь жить – умей вертеться!

Сцена и кино увлекали Леонида Быкова также, как и летное дело. Еще в школе, когда родители перебрались в Краматорск, Леонид Быков участвовал во всех концертах, был ведущим и запевалой, любил показать себя на сцене. Именно поэтому, не став летчиком, Быков решил попробовать свои силы в театральном.
Правда, в Киевский театральный институт он не поступил, но в 1947 году становится студентом Харьковского театрального института (Харьковский университет искусств им. Котляревского, который окончил в 1952 году. Уже с 1951 играет на сцене Харьковского государственного академического театра им. Шевченко (Березиль).
В театре Быков довольно быстро стал узнаваем, ведь он играл главную роль – Павку Корчагина в спектакле «Как закалялась сталь» и в комедии «Улица Трех Соловьев, 17».

Дебют в кино

Там, где пехота не пройдёт и бронепоезд не промчится, Максим на пузе проползёт — и ничего с ним не случится!

Эту фразочку удалого парнишки Максима Перепелицы из одноименного фильма помнят многие. И Леонида Быкова – чернявого, молодого и такого же хулиганистого, помнят тоже. Фильм о недотепе, который перевоспитывается в армии, стал настоящим хитом – через год вышла комедия «Солдат Иван Бровкин», который впоследствии называли плагиатом на «Максима Перепелицу».
В общем, фильм о солдате для Леонида Быкова дебютом не был – дебют был в 1952 году, в картине «Судьба Марины» - там Быкову досталось несколько эпизодов. В фильм он попал, пройдя пробы на студии им. Довженко и уже после первой попытки режиссеры решили «придержать» карточку молодого актера, поскольку поверили в его талант.

В каком фильме Леонид Быков впервые примерил на себя образ военного?

«Вот выйдете вы из ЗАГСа, скажет она тебе: «Алле, Мокин!» — и будешь прыгать с тумбы на тумбу»

Мы его конечно, помним в форме летчика из «В бой идут одни старики». Кроме того, Быков был солдатом в фильме «Аты-баты, шли солдаты» и сыграл честного и доброго Алешина в сильно «зарезанном» фильме «Добровольцы».
Но на самом деле, военную форму – моряка, Леонид Быков впервые примерил в комедии «Укротительница тигров», где сыграл безответно влюбленного в главную героиню Петю Мокина. К слову, эта второстепенная роль стала для Быкова по-настоящему пробивной – именно после нее будущего режиссера пригласили на главную роль в комедии «Максим Перепелица».

Зачем Леонид Быков уехал в Ленинград?

После ошеломительного успеха «Максима Перепелицы» и следующего фильма – «Добровольцы», который полюбился зрителям, несмотря на сильно урезанный сценарий, в Харькове молодому таланту было уже тесно. Зрители все чаще кричали на сцене Быкову «Максим» или «Мокин!». В итоге, режиссер решает переехать в Ленинград по приглашению, где начинает работать на «Ленфильме» уже и в качестве режиссера.
На «Ленфильме» состоялся его дебют в виде короткометражки «Как веревочке не виться», знакомства с режиссерами, актерами и литераторами и… знаменитый, простодушный, искренний «Зайчик».

Слава и инфаркт

«Протянет этот зайчик месяц, не больше»

Да, увы, именно так и в таком порядке. Фильм «Зайчик» стал полноценным первым фильмом Леонида Быкова, который он режиссировал и где сыграл главную роль – Льва Зайчика, которому остается жить месяц. Зайчик решает храбро бороться с несправедливостью, выводить на чистую воду хамов и мошенников, помогать слабым, заступаться за ближних. Фильм – откровенная сатира и высмеивание чиновников, бюрократизм, глупость и некомпетентность, подвергся критике и купюрам. Для Быкова это был удар прямо в сердце – режиссер попал в больницу с инфарктом.

Почему Быкову не понравилось на киностудии им. Довженко?

В 1965 году, после небольшого перерыва и инфаркта, Леонида Быкова награждают званием Заслуженного артиста РСФСР. Режиссер поддается на уговоры начальства и друзей молодости и перебирается в Киев – на киностудию им. Довженко. Там ему обещают все, что угодно – отдельную мастерскую, свободный сценарий (то есть, по идеям режиссера), протекцию, ведущих артистов. Но всего этого Леонид Быков не получил. В конце концов, после года прений, компромисс все же был достигнут – режиссеру дали больше свободы, и Быков остался работать на Довженко.

Как появился главный фильм?

«Маэстро, будем жить!»

«В бой идут одни старики» - величайший фильм в истории СССР и украинского кино, в частности. Это факт, который следует признать. Леонид Быков вместе с Евгением Оноприенко создавал сценарий фильма более пяти лет. Еще более трудно он шел в комиссии – там не хотели давать «добро» на съемки «не героического» фильма о войне.
После 6 лет споров, уговоров, купюр, переписываний и нервов, фильм все-таки, как говорят, «пошел». Леонид Быков создал по-настоящему реалистичный фильм о войне и летчиках – в кадрах мелькают настоящие самолеты, он сам садится за штурвал, в написании сценария участвовал целый совет ветеранов, а все герои фильма имели реальные прототипы из жизни.

Как Быков актера и песню отстоял

«Нет, воздух-то другой! А небо – голубее! И земля зеленее! Как же вы все-таки не заметили? Мы сегодня над моей родной Украиной дрались!»

В фильме роль Макарыча – верного помощника и механика «Поющей эскадрильи», исполнил Алексей Смирнов. При этом, актера долгое время не хотели утверждать киноначальники – «у него тупое лицо! Ни за что!». Быков тогда очень обиделся, заявив, что Алексей Смирнов – кавалер Ордена Славы, у него пять наград и он дошел до Берлина, поэтому если его не будет в фильме, то и фильма, соответственно, тоже. В итоге, Макарыча оставили и потом даже награду дали за фильм.
В фильме о войне очень много поют. И поют даже после того, как товарищи летчиков не возвращаются из вылетов. Это была вторая претензия начальников с киностудии к Быкову. В итоге, режиссер согласился сократить количество песен (полноценно в фильме звучит «Смуглянка», «За себя и за того парня», «Ніч яка місячна»). Кстати, именно эта уступка сохранила в фильме украинские песни - «Ніч яка місячна» и «Ой в лузі червона калина». Быков включил песню в состав фильма, совершенно не зная о том, что она является гимном ОУН.

«Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока»

После «В бой идут одни старики» слава не принесла режиссеру облегчения – остальные его фильмы – «Аты-баты, шли солдаты», шли в производство туго, а картина «Пришелец» - фантасмагория и сатира, и вовсе «легла на полку» навсегда. Здоровье Леонида Быкова было подорвано вторым инфарктом на съемках «Солдат», депрессией из-за трудностей договора с начальниками кино, постоянными придирками и запретами руководства. В итоге, в период между 1976 и 1979 годами, Леонид Быков написал свое завещание:

«Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока…»

Актера и режиссера не стало 11 апреля 1979 года, он погиб в автокатастрофе.

У Швейцарії хочуть, щоб українські біженці працювали, але є нюанс

п’ятниця, 19 квітень 2024, 14:56

Очікується, що українські біженці у Швейцарії братимуть участь у соціальному житті країни, інтегруватимуться та знайдуть роботу. Але працевлаштуватися для багатьох з них нелегко. Лише трохи менше від 23 відсотків біженців з України зараз працюють. Феде...

Воєнні злочини тривають: У Криму росіяни влаштували облаву та мобілізували мусульман під час Ураза-байрам

п’ятниця, 19 квітень 2024, 14:30

Російські терористи у тимчасово окупованому Криму мобілізували місцевих мусульман під час Ураза-байрам. Про це у Telegram-каналі пише рух спротиву "Атеш", передають Патріоти України. За інформацією партизан, росіяни провели масову облаву на місцеве на...