Чем важна дивизионная система управления и нужно ли ее внедрять в ВСУ: плюсы, минусы и почему осталось мало времени
В последнее время одной из самых обсуждаемых тем стало внедрения в войска дивизионной системы управления, хотя о необходимости такой реформы говорится уже как не первый день и даже не первый год. И эта система действительно крайне важна - в том числе и для повышения эффективности Сил обороны Украины в вопросах противодействия растущей численности российских оккупационных войск.
В последние несколько месяцев я публикую материалы, посвященные возможным решениям в противодействии растущему количеству пехотной компоненты РОВ. В 2022 году российские войска вторглись в Украину в количестве 180 тысяч человек, а по состоянию на конец октября 2024 года их количество превысило 550 тысяч. А в первой половине 2025-го уже может достигнуть 700-750 тысяч оккупантов – с учетом увеличения ВС РФ с 1 января следующего года на 180 тысяч, повышения выплат контрактникам и привлечения иностранных войск, в частности – КНДР.
В рамках этой проблематики я уделил внимание вопросам обязательного насыщения войск батальонной артиллерией с особым акцентом к звену рота-взвод. https://war.obozrevatel.com/batalonnaya-artilleriya-skoro...
Была рассмотрена необходимость расширения номенклатуры РСЗО и повышения внимания к легким реактивным системам. https://war.obozrevatel.com/pered-ukrainoj-ostro-vstal...
Кроме того, важным аспектом противодействия пехоте были, есть и остаются противопехотные заграждения. Но в условиях численного превосходства РОВ данная компонента обороны должна быть гипертрофированной и выведенной за рамки стандартов, что также рассматривалось в соответствующем материале. https://war.obozrevatel.com/rossijskie-okkupantyi...
Как ни странно, дивизионная система управления тоже является неотъемлемой частью повышения обороноспособности в условиях тотального численного превосходства противника и именно этой теме посвящен сегодняшний материал. Но начнем с вопроса ее отсутствия у Сил обороны Украины.
Проблемы отсутствия ДСУ
На сегодняшний день Оперативно-тактические группы, основной единицей которых являются формирования уровня «бригада», вынуждены противодействовать противнику, применяющему в войне группы войск на базе Общевойсковых армий (ОВА) и Армейских корпусов (АК).
Фактически возникает ситуация, когда несколько бригад на одном участке фронта противостоят одной и более ОВА или АК. При этом взаимодействие между бригадами Сил обороны Украины, мягко говоря, не всегда может похвастаться высоким показателем, в то время как, грубо говоря, единоначалие ОВА и АК, при всех недостатках их действий на тактическом уровне, сохраняет высокий уровень контроля над подразделениями на любом этапе проведения наступательных и оборонных операций.
К слову, о живучести системы управления РОВ говорилось еще в 2022 году. Несмотря на довольно примитивную концепцию, они сохраняли стабильность управления войсками при серьезных потерях в командном составе младшего, среднего и даже высшего офицерского звена.
В свою очередь в СОУ, к сожалению, уникальные примеры полной синергии между бригадами в большинстве случаев как раз наоборот: действует принцип «моя хата с краю», то есть, вот зона ответственности и дальше ее границы - ни ногой. В ряде случаев командиры бригад даже докладывали «наверх» обстановку, значительно приукрашая действительность, что приводило к неверному понимаю ситуации командованием, а когда происходили прорывы РОВ, то… То выводов особо не делалось, поскольку проблема взаимодействия как была, так и остается.
Практически 50% случаев прорыва РОВ и захвата территорий и населенных пунктов в куда более короткие сроки, чем возможно было их удержать – это проблемы взаимодействия подразделений. А если населенный пункт, который враг захватил за неделю, можно было удерживать в обороне месяц, два, полгода, то это перемалывание вражеского ресурса и истощение его без существенного изменения линии боестолкновения.
Именно поэтому изменение системы управления является важным моментом в адаптации Сил обороны Украины к растущему людскому ресурсу российских оккупационных войск. Ведь при продолжающемся отсутствии координации действий и лишних звеньев в управлении противостояние бесконечным волнам маршевых батальонов врага может обернуться непоправимыми потерями оперативно-тактического уровня.
Плюсы ДСУ
Дивизионная система управления решает проблему плохой координации, либо ее полного отсутствия, между подразделениями.
В рамках ДСУ зона ответственности охватывает больший участок, в границах которого проводится слаженное управление не приданными, а имеющимися подразделениями. В результате повышается степень взаимодействия и координации между подразделениями и значительно расширяется свобода действий без рисков на тактическом уровне.
Не менее важным является отсутствие ответственности на уровне бригады за «плохие новости» и принятие решений о купировании проблемы на оперативно-тактическом уровне - без задействования командного звена стратегического уровня. Проще говоря, проблематика может решаться на дивизионном уровне.
Такой подход в перспективе может на порядок повысить эффективность противодействия российским оккупантам. И при реализации в 2025 году не только значительно повлиять на процесс истощения врага, переориентирующегося на применение в основном пехотной компоненты в наступлении, но и расширить возможности по контратакующим и контрнаступательным действиям.
Минусы ДСУ.
У любой системы всегда есть как плюсы, так и минусы. И дивизионная ситема управления не исключение.
Прежде всего, минусом является командный состав, который должен быть высокопрофессиональным и полностью понимать работу данной системы в соответствующих реалиях. За время полномасштабной войны мы неоднократно были свидетелями назначения на должность, например, командиров бригад тех людей, которые и близко не смыслили в данной области, что вызывало негативную реакцию у подразделений.
Также минусом является тот факт, что реформирование может вызвать сопротивление среди тех звеньев, которые пользовались нынешней структурой в своих интересах и будут упразднены либо реформированы. Поэтому не исключены случаи саботажа и вредительства.
И самым важным недостатком, на мой взгляд, является то, что это реформирование должно будет проводиться в горячую фазу противостояния на поле боя. То есть, по объему и риском задача стоит титаническая, так как не просто сломать старую систему и внедрить новую, но при этом не навредить фронту. Это требует серьезнейшей подготовки и слаженности на всех уровнях исполнения и внедрения новой концепции.
Выводы.
Переход на дивизионную систему управления - это давно назревающее решение, от принятия и правильного внедрения которого будет зависеть, ни много ни мало, будущее Украины.
Нынешняя система управления уже неоднократно подтверждала свою недееспособность и архаичность - в противопоставлении на поле боя концепции ОВА и АК. В 2025 году ситуация ухудшится за счет расширения возможностей командования РОВ осуществлять больше давления на тактическом уровне, что, при игнорировании этой проблемы, может привести к серьезным негативным последствиям на фронте. Поэтому подготовка, адаптация, применения всех имеющихся инструментариев и концепция СОУ с ориентиром на противодействие таким угрозам уже должны происходить.
От разговоров давно пора переходить к действиям. В противном случае в 2025 году мы будем говорить не о контрнаступлении и освобождении территорий, которые не сможет удерживать под натиском истощенный и ограниченный в ресурсах враг, а об очередных потерянных тысячах квадратных километров.
21 ноября, удар российской межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) сопровождался довольно масштабной ИПСО, призванной посеять панику среди украинцев, а так же масштабировать степень угрозы. . Первый этап ИПСО был разделён на два противоположны...
Бійці ударної групи «Чорний лебідь» 225 штурмового батальйону витратили 13 скидів на російського штурмовика, який ніяк не хотів помирати. Відео влучань було оприлюднено 21 листопада на каналі групи, зазначають Патріоти України. . Хитрий та спритний ро...