"Чому нові БТР-4 залишаються рідкісними гостями в нашій армії", - військовий експерт

Сьогодні на лінії бойового зіткнення на Донбасі, як і раніше, їздять на радянських БТР-80, БТР-70 і БТР-60.

Про це у своєму блозі пише військовий експерт Михайло Жирохов, передають Патріоти України. Далі - мовою оригіналу:

"За годы независимости украинская военная промышленность довела от стадии разработки до серийного производства совсем немного проектов. И один из них — создание бронетранспортеров БТР-3 и БТР-4. До 2014 года они имели успех на международном рынке вооружений, а с началом войны стали поступать и на вооружение армии и Национальной гвардии Украины. Тогда многие менеджеры от ВПК говорили военным — «дайте денег, и мы завалим вас бронетранспортерами».

Однако по состоянию на 2020 год на линии боевого соприкосновения на Донбассе по-прежнему ездят на советских БТР-80, БТР-70 и БТР-60. При этом военные вкладывают деньги в программу модернизации парка БТР-80. Так, 27 ноября «Укроборонпром» отчитался, что ГП «Николаевский бронетанковый завод» передал армии партию БТР-80 с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Количество БТРов в партии не называется, как и объемы капитального ремонта (а сомнений, что это именно он, а не модернизация, нет).

Николаевский бронетанковый завод не единственный, занимающийся ремонтом БТР-80. Только в этом году 18 машин армии передал Киевский бронетанковый завод. Однако речь идет о машине, которая серийно производилась в СССР с 1984 года. К слову, в России она до сих в производстве, но после серии кардинальных модификаций это совсем другая машина. Наши же БТРы — все сделаны до 1991 года.

И, судя по всему, восьмидесятке предстоит служить еще очень долго. Ведь наладить крупносерийное производство БТР-3 и БТР-4 так и не удалось. И для этого есть объективные причины — начиная от нехватки квалифицированных кадров до технологической отсталости производства, в частности бронекорпусов.

Дело в том, что их производство шло (и идет) по технологии, освоенной еще во времена СССР. Она заключается в том, что сначала закупается листовая, закаленная определенным образом броневая сталь. Затем она режется по шаблонам, зачищается кромка, потом бригада сварщиков на специальных стапелях сваривает сам корпус. Потом эта заготовка корпуса загружается в гигантскую печь, где закаливается до нужной температуры и затем постепенно охлаждается.

При этом результат зависит от многих факторов. И, как показывает опыт, хорошо получается не всегда. Например, в 2013 году Ирак отказался от целой партии БТР-4 именно из-за трещин в броне.

В чем главные сложности? Сам процесс производства корпуса очень долгий и предполагает высокую квалификацию сварщиков, большое количество ручного труда и как итог — достаточно высокая себестоимость работ. В итоге максимум, который на пике своих возможностей мог достигать Лозовский кузнечно-механический завод (до 2014 г. это было единственное предприятие, где делались корпуса), — это двадцать единиц в месяц.

При этом нельзя не сказать, что в большинстве стран от такой технологии уже давно отошли. У современных бронетранспортеров корпуса свариваются сразу из закаленной брони, причем выполняют эту работу аппараты роботизированной линии, а не люди.

А именно люди в нашем случае оказались одним из самых проблемных узлов всей технологической цепочки. Потому что когда Министерство обороны дозрело до заказа бронетранспортеров большими партиями, то оказалось, что в Лозовой просто некому их выполнять.

В 2018 году писали о том, что из нескольких бригад сварщиков образца 2014 года проводить работы по корпусам могла лишь одна. Кто-то уехал в Европу за хорошей зарплатой, а кто-то банально вышел на пенсию. Сегодня же квалифицированный сварщик — это очень дефицитная профессия.

Кадровые проблемы привели к тому, что государственный заказ оказался под угрозой срыва — неимоверными усилиями только летом 2020 года Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению имени Морозова, входящему в состав ГК «Укроборонпром», удалось реализовать контракт от 2016 года на поставку 45 БТР-4Е в армию. После такого долгостроя вряд ли можно серьезно говорить о новых больших контрактах на производство БТР-4МВ1, хотя харьковчане все-таки заявляют о начале работ по заказу Нацгвардии.

Как выйти из этого тупика? Наиболее перспективным видится сотрудничество с иностранными производителями в плане локализации производства бронетранспортера с широким использованием отечественных наработок, а также узлов и агрегатов. Вариантов тут хватает — от Pandur II с колесной формулой 8х8 до Piranha V. Ведь очевидно, что перестроить производство под нынешнюю конструкцию просто нереально — корпус БТР-3 состоит из такого количества элементов, которые воспроизвести с помощью роботизированной техники настолько проблематично, что проще спроектировать новый.

Таким образом, можно говорить о том, что проблема с заменой парка бронетранспортеров советского производства для украинской армии останется актуальной как минимум на ближайшие лет десять."

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Потрібний перекладач

четвер, 25 квітень 2024, 14:21

Пояснити б їм це… Бо парламентськими методами доходить надто повільно

Тільки шолом потягне на 25 тисяч грн: У воїна ЗСУ запитали, скільки коштує його "вбрання"

четвер, 25 квітень 2024, 13:55

Блогер Ніколас Карма, який цікавиться у звичайних людей і знаменитостей, скільки коштує їхній "лук", поставив те саме запитання воїну ЗСУ, який служить у 6 батальйоні 12 бригади "Азов", передають Патріоти України. Під час прогулянки Львовом захисник бу...