"Так, друзі - сьогодні буде дуже цікавий і давно задуманий мною пост з дуже популярної рубрики блогу "кіно", про існуючий в СРСР культ радянської сірої миші. Мова йде про досить поширене культурне явище - а саме про образ жінки в радянській культурі - в радянських кіно, театрі, літературі, а також і на радянській естраді. Явище це було повсюдним і по суті було частиною радянської пропаганди з очорнення "загниваючого Заходу" і вигадування окремої "радянської людини", у якої нібито якісь інші потреби, ніж у його побратимів з-за кордону", пиit Максим Мирович у своєму блозі., передають Патріоти України.
Далі текст мовою оригіналу
Советская серая мышь — это культурный образ женщины, которую совки пытались представить как что-то идеальное. Такая женщина, как правило, не имеет собственного мнения, легко управляема, ведома и ко всему прочему асексуальна — секс для такой женщины не является ценностью сам по себе, а является лишь средством привлечения мужчины, а также каким-то постыдным в целом занятием, которое отвлекает от Великих Идей Строительства Коммунизма. Этот образ был основной совкового кинематографа примерно с пятидесятых годов и оставался на плаву примерно до времён Перестройки — когда в кино начали появляться яркие женские образы, пишет Максим Мирович в Facebook.
Что ещё интересно — обычно для контраста рядом с советской серой мышью в советском искусстве показывались яркие, интересные и сексуальные женщины — но вот делалось это с невероятным апломбом и осуждением — мол, посмотрите на них, какие они плохие! Нужно быть серой мышью, а не яркой и интересной женщиной, которым место только в буржуазном обществе.
Ну а под катом — более подробный рассказ о некоторых фильмах, где очень ярко выведен образ серой мыши и их противоположностей.
Для начала давайте попробуем разобраться, для чего вообще в СССР были нужны женщины-серые мыши. После переворота 1917 года советское государство влезло во все сферы жизни и решило контролировать вообще все сферы жизни собственных граждан — полностью уничтожив личную свободу. Нормой стало вмешательство в личную жизнь и личные семейные дела граждан — совки решили строить "идеальный мир" по неким своим странным представлениям.
Женщины в СССР были лишены каких-либо прав и свобод, существовавших в развитом мире. Одинокая женщина считалась "какой-то не такой", женщина не имела права не работать (трудовая повинность была всеобщей), женский труд часто был крайне тяжёлым, практически до конца СССР советские женщины не имели нормальных декретных отпусков, а товары женской гигиены, вроде прокладок, в СССР не производились вовсе.
Вместе с этим, проповедовался культ подчинения — свободные граждане не были нужны тоталитарному государству. Культурный образ серой мыши — безынициативной, асексуальной и тусклой женщины — по сути был частью этой модели подчинения. Всю сексуальную энергию советские женщины должны были тратить во время криков на бессмысленных "собраниях коллектива" — а дома беспрекословно обслуживать мужа и молчать.
При этом предъявлять какие-либо требования к мужу советская серая мышь вообще не имела права — она должна быть счастлива одним фактом наличия мужика в доме, пусть он был даже распускающим руки скотом или алкашом. Если вы посмотрите советские фильмы — то увидите, что в очень многих из них показаны именно такие женщины-мыши и страшные, уродливые семейные отношения.
А теперь давайте пройдёмся по некоторым фильмам подробнее.
Фильм, любимый многими. В принципе, кино действительно неплохо снято с точки зрения драматургии и сценария — но если вдуматься, то главная героиня ленты (Тося) — является самой настоящей советской серой мышью. Женского в ней очень мало — она напоминает скорее ещё не сформировавшегося подростка. Илья Ковригин вступает с Тосей в странные, манипулятивные отношения , которые в СССР подавались как норма — мол, так и надо начинать семейную жизнь, мучая друг друга всякими сценами.
Для контраста к советской серой мыши Тосе (которая является "положительной героиней") авторы сценария вводят персонаж Анфисы — которая является как раз яркой и интересной женщиной, очаровывающей мужчин одним взглядом. В СССР это подаётся как невероятное зло — такой быть очень плохо, это что-то буржуазное и чуждое нам, "ох уж эти Анфиски" и всё такое.
Вообще для понимания того, насколько тусклыми и серыми были персонажи советских фильмом — полезно посмотреть любую западную ленту тех же лет. После "Девчат" посмотрите, к примеру, фильм "В прошлом году в Мариенбаде", снятый в 1961 году — чтобы сравнить, как в те же годы выглядели отношения, что говорили люди в развитых европейских странах, и какой женский (да и мужской тоже) образ там считался нормальным.
Горячо любимый мною фильм, высмеивающий совок и по сути хорошо объясняющий всю суть советской системы — но даже в ленте гениального Рязанова не обошлось без классического образа советской серой мыши и противопоставления ей красивой и яркой женщины.
Речь конечно идёт о героине Лии Ахеджаковой (которая гениально передала мышиный образ) — её героиня вся очень хорошая и правильная, но при этом по сути являющаяся тусклой и серой советской мышью — без внешности, без сексуальной жизни, без женственности вообще. Вся сексуальная энергия мыши уходит на "общественную деятельность" — о чём по ходу фильма недвусмысленно намекают герои.
В противовес серой мыши в фильме представлена директриса рынка — яркая, красивая и сексуальная женщина, но при этом (как и Анфиска в "Девчатах") являющаяся отрицательной героиней. Рязанов здесь в каком-то смысле пошёл на поводу у советского стереотипа и вставил в фильм такую даму, чтобы зрители её осудили как явление — мол, красивая но вредная и так далее.
Как по мне — намного больший эффект возник бы, если бы Рязанов ввёл в свой фильм образ красивой, сексуальной и свободной женщины — которая борется с произволом совкового начальства. Но, как вы понимаете — тогда он не был бы советским режиссёром)
Ещё один любимый мною фильм, который увы тоже не обошёлся без образа советской серой мыши и противопоставлению ей образа яркой и сексуальной женщины. Что интересно — два этих образа в "Чародеях" уживаются в одном человеке — в Алёне Игоревне, которую в начале фильма заколдовала а в конце расколдовала Кира Шемаханская, директриса "волшебного института" НУИНУ.
Лично я, когда в детстве смотрел этот фильм, не мог понять — что плохого случилось с Алёной, которую "заколдовали злыми чарами"? Наоборот — она стала амбициозной, красивой и сексуальной и, по-моему, наконец-то почувствовала себя женщиной. Но в советском фильме это считалось чем-то "плохим" — Алёну нужно было обязательно вернуть в прежнее состояние серой мыши — когда она говорила детским сюсюкающим голосом, не имела собственного мнения и полностью подчинялась мужчинам.
И вот даже если взять любовную линию с Иваном (героем Абдулова) — кто сказал, что Алёна обязана была жить с ним до скончания веков? "Заколдованная" Алёна могла выбрать себе кого угодно (даже снова влюбиться в Ивана), или вообще жить одна — но в советском фильме это подаётся как невероятное зло, ведь женщина должна быть собственностью мужчины и даже не заикаться о какой-то свободе.
В общем — и здесь образ яркой и интересной женщины должен был изначально проиграть советской серой мыши — в которую по итогу Алёна обратно и превратилась. Попробуйте пересмотреть "Чародеев" с этой мыслью в голове — и вы взглянете на это кино по-новому.
Вместо эпилога.
Ну что тут сказать? Как видите — советский мышиный образ вовсю культивировался в кино и другом искусстве. По сути — он был частью советского домостроя, при котором главой семьи мог быть только мужчина, а женщина была чем-то вроде бессловесного придатка для него — который вообще не имел право на собственное мнение и собственную сексуальность. Советская женщина должна была обслуживать мужчину — и точка.
Ну а в комментариях напишите, что вы обо всём этом думаете. Знаете ли вы ещё фильмы с образами советской серой мыши? И поменялась ли ситуация в искусстве в наши дни?
Расскажите, интересно.
"Заява Путіна – вимушений крок, бо Захід не продемонстрував очікуваної Кремлем реакції. Захід не зрозумів дуже товстого «натяку» - довелось роз’яснювати особисто. Путін пів доби чекав на прояви паніки, на чергу дзвінків з усіх столиць НАТО, може навіть...
Православне свято 23 листопада за новим календарем (6 грудня за старим) - день пам'яті святителя Амфілохія. Також сьогодні поминають усіх, в Україні голодом заморенних. За юліанським календарем - день пам'яті апостолів від 70-ти - Іродіона, Ераста, Олі...