Чому український транспорт опинився у залежності від "Роснефти", - аналітик

"Импорт сжиженного газа за 28 дней марта увеличился на 10% по сравнению с аналогичным периодом февраля и составил 119,1 тыс. т, сообщила Консалтинговая группа "А-95". При этом поставки из России выросли на 19% — до 55 тыс. т, из Казахстана — на 5% до 40 тыс. т, однако из Беларуси сократились — на 10%", - пише економічний оглядач Олександр Суков у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Объемы закупок сжиженного газа из-за границы увеличиваются второй месяц подряд — в феврале импорт вырос на 6,4% по сравнению с январем — до 108,4 тыс. т.

Причина проста: сжиженный нефтяной газ (сжиженный углеводородный газ, СУГ, LPG) — это сезонный продукт, его потребление начинает расти весной, становится максимальным летом и осенью снижается, при этом минимум обычно приходится на январь-февраль, пояснил директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

При этом СУГ отличается от бензина, сезонное изменение потребления которого составляет не более 5%.

Импортозависимое топливо

В случае со сжиженным газом наблюдается такая же ситуации с зависимостью украинского рынка от импорта, как и с бензинами и дизельным топливом. При этом производство LPG за период 2009-2019 гг. в Украине сократилось с 733 тыс. т до 400 тыс. т, что связано с сокращением добычи нефти и газового конденсата. А вот импорт — вырос с 99 тыс. до 1466 тыс. т в год.

По итогам 2019 г. структура импорта сжиженного газа выглядит так: 46% ресурса поставляется из России, 26% — из Беларуси, и 20% — из Казахстана. Хотя еще за три года до этого на долю РФ приходилось 73%, а на Беларусь — 22,5%.

Если же говорить о минувшем годе, то распределение рынка потребления СУГ в Украине выглядит следующим образом: газ собственного производства занял 21% рынка, импорт из России — 34%, из Беларуси — 23%, из Казахстана — 15%, и из других стран — 7%.

И хотя диверсификация поставок СУГ происходит постоянно (в 2010 г. импорт осуществлялся из 5 стран, а в 2019 г. — уже из 15), уйти от зависимости от российских поставок не удастся, поскольку именно там находится основная ближайшая к Украине добыча нефти и газового конденсата. При этом также нужно учитывать, что основной способ доставки сжиженного газа в Украину — перевозки по железной дороге, на долю которых в 2019 г. приходилось 76,5% поставок, тогда как на автомобильный транспорт приходилось 20%, а на морские пути — 3,5%. И канал завоза по морю имеет ограничение по пропускной способности — 15-16 тыс. т в месяц. Поэтому от поставок СУГ из России Украина будет зависеть еще долгое время. Кстати, в разбивке по марту больше всего СУГ в Украину поставляла "Роснефть" (32 тыс. т.), также Иркутская нефтяная компания (3,2 тыс. т), "Сургутнефтегаз" (2,3 тыс. т) и "Газпром" (1,1 тыс. т).

Растет вместе с бензином

Средняя розничная цена на автомобильный газ в Украине в этом году стабильно растет — с 12,36 грн по состоянию на 14 января и до 15,78 грн на 30 марта. Цены на сжиженный газ увеличиваются точно так же, как и на остальные нефтепродукты, и примерно одинаковыми темпами с бензином. Причина подорожания ресурса — рост цен на границе. "Производители реагируют на мировые тенденции. Сжиженный нефтяной газ производится точно так же, как и бензин, из нефти или природного газа. Нефть и природный газ в последние месяца дорожали, поэтому дорожает и сжиженный нефтяной газ", — пояснил Геннадий Рябцев.

Главный "бензин" страны

За последние 10 лет сжиженный углеводородный газ в Украине вошел в тройку главных видов автомобильного топлива наряду с бензинами и дизелем (ДТ). В период с 2000 г. по 2018 г. объем украинского рынка LPG вырос в шесть раз, тогда как объем рынка бензинов — снизился на 52%, а ДТ — увеличился на 33%. При этом, по данным Украинской ассоциации сжиженного газа, в 2019 г. в структуре потребления топлива украинским рынком LPG впервые обогнал бензин — 17,6% против 16,7%.

Такой популярности LPG обязан тем, что его можно использовать в качестве автомобильного топлива в бензиновых двигателях без внесения существенных конструкторских изменений: стоимость установки газобалонного оборудования (ГБО) постоянно снижается, а качество — возрастает. Кроме того, количество заправок, на которых можно "задуть" газ в авто, растет.

Но первопричина роста популярности газа, который "откусил" долю рынка у бензина, кроется в его дешевизне. Например, если в 2015 г. на одну зарплату украинец мог купить 215 л бензина А-95 или 420 л LPG, то в 2019 г. — 362 л бензина А-95 или 855 л газа. То есть, увеличение по бензину составило 1,7 раза, а по газу — более, чем вдвое.

И соотношение цен постоянно улучшается в пользу сжиженного LPG: если в 2015 г. стоимость литра газа составляла 51,3% от цены литра бензина, то в 2019 г. — уже 42,4%.

Поэтому даже с учетом затрат на установку ГБО и повышенного на 20% по сравнению с литражом бензина расхода на 100 км пробега, использование LPG становится способом существенно сократить бюджет на эксплуатацию автомобиля.

Еще один фактор (хотя и очень незначительный) — существование налоговых льгот: при установке ГБО на автомобиль можно компенсировать часть затрат за счет возврата части налога на доходы физических лиц. В итоге, использование газа в автомобилях в Украине за 10 лет (с 2009 г. по 2019 г.) значительно выросло — в 2,2 раза до 13,9 млн авто".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Народні прикмети на 3 травня

п’ятниця, 3 травень 2024, 7:05

3 травня за новим церковним календарем згадують мучеників Тимофія і Мавру, а також відзначають день пам'яті ікони Божої Матері Успіння Києво-Печерська. Цього ж року на 3 травня випала Велика п'ятниця Страсного тижня. Про традиції та прикмети 3 травня, ...