Про масове звільнення заступників міністра оборони Андрія Тарана і його можливого наступника журналісти поговорили з політологом Віталієм Куликом. Патріоти України пропонують вам прочитати текстовий запис цієї бесіди. Далі - мовою оригіналу.
21 июля Кабмин уволил трех заместителей министра обороны - Игоря Старобинского, Александра Миронюка и Игоря Халимона. Значит ли это, что подготовка к отставке самого министра Андрея Тарана идет полным ходом и в сентябре у нас будет новый министр?
В.К. Предварительно говорилось вообще о пакете. То есть кроме отставки Тарана может быть отставка генпрокурора Ирины Венедиктовой, министра юстиции Дениса Малюськи, министра окружающей среды Романа Абрамовского и еще некоторых министров — и переформатирование правительства с изменением премьера.
На данный момент отставки заместителей могут свидетельствовать о том, что Тарану сделали предложение, от которого он не смог отказаться, и на освободившиеся позиции приходят люди, которые непосредственно имеют отношение к окружению президента, в контексте каких-то их собственных представлений о формировании Министерства обороны.
С другой стороны, я слышу о том, что кастинг на министра обороны продолжается. К самому Тарану на Банковой таких вопросов, как к его заместителям, не возникает. Однако они есть относительно настроений в Вооруженных силах: сможет ли министерство контролировать ситуацию, когда Банковая пойдет на шаги, которые могут вызвать недовольство в армии. Речь идет об имплементации политической части Минска, по факту капитуляции. Еще один момент: освобожденные заместители были связаны в первую очередь с закупками и оборонкой. В отношении них возникали вопросы у наших западных партнеров, которые касались цен при закупках.
Как известно, Таран — креатура руководителя ОП Андрея Ермака, позиции которого во власти сейчас очень сильны. Но зачем Ермаку менять стопроцентно своего человека?
В.К. Не стоит забывать о визите Зеленского в США, то есть чистка министерства — демонстрация того, что ситуация под контролем президента, он учел критические замечания западных партнеров в части наведения порядка и контроля за процессами, которые происходят в министерстве, в частности, относительно использования международной финансовой помощи в сфере безопасности. А мы знаем, что в январе подтвердили финансирование проектов в рамках реформирования армии — $200 млн. У американцев возникал вопрос о том, как используются средства Минобороны и коррупционных составляющих этого процесса, и министра это не могло не задевать.
Впервые о том, что Тарана может заменить Ирина Верещук, рассказал широкой общественности Александр Дубинский в марте. Это был троллинг ОП? Или такая экзотическая идея действительно обсуждалась на Банковой? Кому она могла прийти в голову и по каким причинам?
В.К. Начнем с того, что есть определенное желание некоторых ключевых деятелей на Банковой играть на хайпе, любовь к таким жестам. Она свидетельствует о том, что это может произойти и слух может осуществиться.
Мы давно шли к назначению министром обороны гражданского человека, и так оно и будет в конце концов. Должна быть разведена функция министра обороны и начальника Генштаба. Военные возглавят Генштаб, а министерство — это менеджмент военной организации, более широкие вопросы. Должен быть баланс, и он обеспечит уменьшение коррупции. Но на данном этапе у меня больше вопросов к такой идее, чем я вижу из нее выгод.
Насколько политик Верещук соответствует должности министра обороны?
В.К. У нас оценивают Верещук по рекламе с зонтиком и провалу ее избирательной кампании в Киеве. Она профессиональный человек, она разбирается в менеджменте, в том числе военной организации, у нее есть опыт военных контактов и взаимодействий. Но при всем уважении к бывшему мэру Равы-Русской, в условиях воюющей страны, недоверия Вооруженных сил к политическому руководству и к руководству Министерства обороны приход гражданского министра-женщины на ключевую должность может иметь лишь смутные внешние политические дивиденды на короткую перспективу, но глобально мы можем подорвать управляемость войсками со стороны Минобороны.
Если бы мы не были в фазе возможного военного обострения конфликта с Россией и не было бы негативного бэкграунда Верещук в Киеве, то такое назначение было бы неплохой идеей, наверное. Но сейчас, я думаю, это может не сработать.
У Владимира Зеленского крайне невысокий авторитет в армии, в том числе из-за назначения им министром обороны Тарана. Может ли его замена на Верещук поднять авторитет Зеленского среди военных?
В.К. Однозначно нет. Мы не знаем, ухудшит ли, но неприятие этой позиции будет очевидным.
Есть ли реалистичные способы поднять авторитет Зеленского в армии?
В.К. Наша армия голосовала в том числе и за Зеленского, у него достаточно большое количество сторонников в Вооруженных силах, поэтому сказать, что здесь все плохо, — это не так. Есть определенное недовольство среди контрактников, которые находятся на передовой. На данный момент на Банковой считают, что с этим не все так трагично и можно проводить кадровый эксперимент.
По вашей информации, обсуждаются ли другие кандидатуры в министры обороны, кроме Верещук?
В.К. Я слышал, что двух генералов, один из которых в запасе, но без фамилий.
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...