Країни-підписанти Паризького кліматичної угоди виявилися нездатні повною мірою виконати свої зобов'язання. Але навіть якщо б вони і змогли це зробити, рівень моря все одно буде рости. Що є загрозою тим державам та окремим регіонам, які знаходяться в низинах. Одне з них - Нідерланди. Автор Politico Наомі О'Лірі в своїй статті розповідає, наскільки великі ризики і що уряд Нідерландів робить для вирішення майбутніх проблем. Патріоти України пропонують прочитати її у перекладі, який був опублікований у виданні "Деловая столица".
Телефонная книга в голландском Нордваарде - это записи о сообществе, которого больше нет: список номеров снесенных уже домов, от фундаментов которых на траве остались лишь следы квадратной формы.
Некогда процветающий сельскохозяйственный район Нордваард в настоящее время представляет собой обширное болото на юго-западе Нидерландов, намеренно отведенное под затопление, чтобы в близлежащих голландских городах было сухо. "Несколько лет назад, если бы вы заглянули на этот польдер, то увидели бы большие прекрасные фермы, акры картофеля и лука", - сказал Стэн Флираккерс, фермер-молочник, который живет неподалеку. "Теперь, когда вы приезжаете туда, ничего этого уже не увидите".
Польдер Нордваард был одним из 39 таких районов, выбранных для программы правительства "Пространство для реки" (Ruimte voor de Rivier), в рамках которой землю вернули большой воде. Так происходит сегодня изменение многовековой практики мелиорации земель страны, которая расположена в основном ниже уровня моря.
Это также взгляд в будущее, с которым сталкивается страна: из-за беспрецедентного прогноза повышения уровня моря в результате изменения климата, правительство Нидерландов устроило гонку со временем, чтобы понять, как не допустить исчезновения в Северном море одной из богатейших стран мира.
Прогнозы повышения уровня моря различны: от тех, в которых его можно контролировать, до апокалиптических сценариев, на которые власти не успеют отреагировать. Потому эксперты с согласия правительства начали моделировать возможные сценарии.
В более оптимистичных известные во всем мире голландские дамбы, штормовые барьеры, насосы и прочие приспособления могут справиться с водой, но только на побережье - и даже тогда - только до определенной степени.
"В конце списка стоит контролируемый отказ от территории, что нехорошо, потому что нам как-то нужно куда-то переселить 10 миллионов человек, - сказал Маартен Кляйнханс, профессор геологии и физической географии в Утрехтском университете. - И как только об этом станет известно, как только это дерьмо попадет на вентилятор, инвестиций больше не будет, и местная экономика рухнет".
"Это действительно кошмарный сценарий, однако серьезный, - добавил он. - Ситуация может быть не такой кошмарной, если мы начнем все планировать сейчас".
Определенного подъема уровня моря уже не избежать, поскольку он вызван глобальным потеплением и таянием льда, что спровоцировали десятилетия выбросов углерода. Межправительственная панель по климатическим изменениям климата (IPCC) ООН, занимающаяся сопоставлением и оценкой научных результатов, прогнозирует подъем уровня моря до 30-60 см к 2100 году, даже если страны выполнят свои обязательства по сокращению выбросов в соответствии с Парижским климатическим соглашением. Чем быстрее сокращаются выбросы, тем меньше риск неконтролируемого подъема. Но пока развитый мир не может достичь поставленных целей.
При текущих выбросах в атмосферу, согласно прогнозу IPCC, к 2100 году уровень моря поднимется на 84 см и на целых 5,4 м - к 2300 году. IPCC также подчеркнула, что к 2100 году море вряд ли поднимется выше метра, но рекомендовала странам из зоны риска учитывать такую вероятность. Столь быстрый подъем с вероятным ускорением приведет к тому, что многие страны не смогут своевременно реагировать.
Повышение уровня моря создает эффект снежного кома. По сути, чем хуже становится, тем хуже становится: пузырьки парниковых газов высвобождаются, усиливая глобальное потепление, а талая вода способствует уничтожению оставшегося льда. Антарктический ледяной покров также настолько велик, что оказывает гравитационное воздействие на океаны: по мере его сокращения морская вода будет перераспределяться в направлении от Южного полюса, дополнительно провоцируя подъем уровня моря.
"На сегодняшний день мы потеряли почти половину арктического льда, и ледниковые щиты Гренландии и Антарктиды также теряют в массе и вносят значительный вклад в повышение уровня моря", - сказал Михель ван ден Брук, профессор полярной метеорологии в Утрехтском университете.
"В какой-то момент это может стать необратимым, и мы должны быть очень осторожны, чтобы не пропустить этот переломный момент, потому что это означает, что мы столкнемся с подъемом уровня моря на несколько метров, с чем Нидерланды не смогут совладать".
С сколькими метрами лишней воды Нидерланды могут справиться, зависит от времени, которое у них есть на подготовку. В правительстве королевства говорят, что нынешняя защита рассчитана на срок до 2050 года. Ее укрепление - дело не быстрое: последние 30 лет работ по защите от наводнений в Нидерландах позволили им справиться лишь с 40 сантиметрами повышения уровня моря.
Доступные варианты также требуют компромиссов. На пляжи можно свезти больше песка, если на то хватает времени и песка. Дамбы можно увеличить, но это создает риски для тех, кто живет на территориях между ними, если что-то пойдет не так. Кроме того, воду можно откачать, а соль - нет. В итоге засоление земель будет еще сильнее, что повлияет на сельское хозяйство Нидерландов.
Штормовые барьеры можно закрыть, но это заблокирует перевозки в порт Роттердам, которые являются немалой статьей доходов для экономики Нидерландов. Работы на побережье также окажут влияние на рыболовецкую отрасль Нидерландов. И если территория находится ниже уровня моря, тамошние реки нужно будет откачивать через барьеры в море, что потребует затрат энергии.
Вот такое обоснование финансовой нецелесообразности сохранения территорий.
"Технически многое возможно. Мы можем укрепить побережье или дамбы. Но в определенный момент вам следует спросить себя, является ли это решение жизнеспособным, - сказал ван ден Брук. - План Б - отступление. Вернуть часть территорий морю".
Проблемой является и то, что значительные площади страны уже тонут. Это явление, характерное для дельт по всему миру: деятельность человека останавливает процессы седиментации, которые изначально поднимали уровень земли; добыча грунтовых вод в еще большей степени способствует этому, и земля проседает под собственным весом. Жемчужина голландского благосостояния и промышленности, мегаполис Рандстад, куда входят Амстердам, Роттердам, Гаага и Утрехт, как раз и находится на уязвимом низменном западе королевства.
"Некоторые из самых глубоколежащих районов Нидерландов уже на 10 метров ниже уровня моря, - говорит Кляйнханс. - Если бы вы сейчас разрыли побережье, море добралось бы примерно до Утрехта, расположенного в центральной части Нидерландов. Это действительно страшная ситуация, сопрягающаяся с ложным чувством безопасности".
Способность контролировать воду является предметом гордости в Нидерландах. Их благосостояние, сильные институты власти и технические ноу-хау дали им преимущество над другими регионами мира, находящимися в низинах.
Местные советы по водоснабжению, часть из которых была сформирована еще в XIII веке, независимы от центрального правительства, что позволяет им проводить планирование, несмотря на политические процессы. Политики установили прочные связи с научным сообществом, а институты тесно сотрудничают друг с другом.
Но зачастую масштабные работы по борьбе с наводнениями оказывались просто рефлексией, вызванной такими стихийными бедствиями, как шторм 1953 года, когда вода прорвалась через дамбы и затопила почти десятую часть голландских сельхозугодий. В результате катастрофы погибли 1836 человек, были разрушены дома и утонули десятки тысяч животных.
Ныне же правительство Нидерландов пытается быть на шаг впереди.
В этом году оно поручило группе экспертов из Программы изучения повышении уровня моря проанализировать эту проблему и найти возможные ответы. Как сообщила ученый-эколог из сследовательского института Дельтарес и Утрехтского университета Маджолин Хааснот, эксперты рассматривают сразу четыре сценария.
Два сценария - "Защитить открыто" и "Защитить закрыто" - предусматривают усиление защиты с помощью имеющихся инструментов с возможностью открытия или закрытия штормовых барьеров. Третий, "Прогресс", представляет собой сценарий наступательного характера, в рамках которого Нидерланды, напротив, отвоевывают у моря еще участки земли и создают острова.
"Смирение" - это своего рода отступление. В рамках этого сценария определяются территории Нидерландов, которые можно сберечь, а какие нужно вернуть морю ради спасения остальных. План будет включать строительство дамб и откачку воды, а также создание пойм. Некоторые здания будут рассчитаны на нахождение в воде - их поставят на сваи или же построят на вершинах холмов, как это делали в древности.
Чтобы помочь выбрать наилучший вариант, Хааснот разработала модель, показывающую вероятные будущие сценарии и дающую понять, какие действия следует предпринять в ответ на каждый из них.
По ее мнению, в ближайшие сто лет нужды в "отступлении" не будет. Однако она предупредила, что некоторые другие варианты, хотя и технически осуществимые, окажут разрушительный эффект. Например, увеличение дамб, снижение уровня приемлемого риска наводнений, более интенсивная откачка и ликвидация штормовых барьеров - все это сопряжено с издержками и компромиссами.
Она также отметила, что будущее может не соответствовать тому, что голландцы пытались предусмотреть. "Существует вероятность того, что после 2050 года уровень моря может подняться намного быстрее, и нам придется за очень короткий промежуток времени сделать очень много", - сказал Хааснот. "Некоторые из таких шагов могут быть очень серьезными. А у нас нет соответствующего опыта ".
Ученые говорят, что им трудно донести до общественности риски, связанные с повышением уровня моря, но настаивают на том, что важно продолжать это делать. По их словам, это сложно и в политическом контексте, потому что уже сейчас нужно пойти на жертвы ради неопределенного будущего.
"Даже если это случится в отдаленном будущем, нужно понимать всю серьезность последствий, да и изменение дельты - огромный вызов, - сказала Хаасноот. - Мы не можем ждать, когда столкнемся с этими последствиями, чтобы начать действовать".
Нидерланды вряд ли достигнут своей цели по сокращению выбросов на 30% к 2020 году по сравнению с показателями 1990 года. Минувшим летом семь политических партий как правого, так и левого толка объединились, чтобы принять закон относительно изменения климата, направленный на сокращение выбросов на 95% к 2050 году. Но их попытки столкнулись с ожесточенным лоббированием интересов со стороны потенциальных "пострадавших" от этих мер.
Голландские фермеры в октябре своими тракторами перекрыли улицы в городах по всей стране, протестуя против планов правительства по снижению загрязнения азотом, которое в значительной степени происходит по вине сельского хозяйства и строительной промышленности.
Чтобы обеспечить безопасность в Гааге, была задействована армия, но четыре региональных правительства приостановили данные меры под давлением фермеров. Затем последовали аналогичные акции протеста со стороны строителей с грузовиками и экскаваторами, из-за которых возникли пробки в 380 км.
"Последствия [загрязнения атмосферы] будут ощущаться десятилетиями и века. Тут нужен очень храбрый политик", - сказал ван ден Брук, профессор полярной метеорологии в Утрехтском университете. - Большая часть жителей Нидерландов по-прежнему не знают или не интересуется этими проблемами, поэтому для проведения таких изменений требуется сильное руководство".
Клейнханс, профессор физической географии, считает неуместным чувство безопасности и уверенности населения в защищенности от наводнений неуместно.
"Это вера, корни которой в прошлом, - сказал Кляйнханс. - Мы сталкиваемся с чем-то куда худшим, чем когда-либо в истории человечества, и, возможно, в геологической истории мира. У нас никогда не было такого рода вызовов, и мы не готовы к ним".
В конечном счете, однако, у Нидерландов не может быть иного выбора, кроме как адаптироваться или, возможно, отступить. Группа фермеров на польдере Овердипсе, неподалеку болот Нордваарда, продемонстрировала рамки голландской модели.
В местной газете появилась небольшая статья, предупредившая фермера Стэна Флираккера и 15 его коллег о том, что их земля была включена в программу "Пространство для реки", ставшую реакцией на Рейнские наводнения 1995 года, и согласно которой должны быть эвакуированы 250 тыс. человек.
"Мы знали, что если мы будем бороться с правительством, мы проиграем", - вспоминает Флираккерс. "Мы решили, что будем сотрудничать с правительством, и сделаем это нашим планом. Мы хотим остаться здесь, мы хотим заниматься сельским хозяйством, мы хотим расширяться".
Вместо того чтобы уйти, половина фермеров убедила власти помочь им остаться. Полученный результат - подвиг инженерии и планирования. Сейчас фермеры живут в недавно построенных больших, шикарных скандинавского типа фермерских домах на сваях, возвышающихся на шесть метров над землей. От них до ближайшей деревни тянутся дороги на той же высоте. А зимой они переводят свой скот в такие же надземные хлева.
Компромисс для оставшихся заключается в том, что их земля теперь может превращаться в водоем, поскольку предназначена для намеренного затопления, дабы спасти близлежащие города Ваалвейка и Хертогенбос. Дамбу, расположенную на границе их полей, за которой по реке Маас ходят баржи, специально опустили, чтобы речная вода могла поступать на поля, когда поднимается уровень воды. Ожидается, что она будет разливаться раз в 25 лет, а серьезное наводнение будет происходить два раза в столетие.
Вопрос в том, насколько этот вариант останется действенен по мере роста уровня моря. Переселение фермеров Овердипсе провели, когда у правительства были финансовые ресурсы и время. На переезд 16 фермеров ушло 16 лет - с 1999 по 2015 год. Каждый этап этого процесса был обильно приправлен деньгами.
Правительство за хорошую цену приобрело старую ферму Флираккерса. Он продолжал жить и работать там, пока государство строило дамбы и плотины для его нового дома. Если вдруг в не зимнее время случались наводнения, ему гарантировали компенсацию любого ущерба и потери урожая. Также у него имеется соглашение о покупке правительством фермы по той же стоимости, что и ферм, которые не находятся в поймах, если вдруг он решит переехать.
"Это не так дорого в сравнении с затоплением целой деревни", - сказал Флираккерс. "Мы в Голландии тратим много денег на контроль над водными ресурсами. Нам приходится это делать, потому что иначе нас затопит. Не будет заводов, людей, которые здесь живут. Все это исчезнет".
Керівник офісу Національної комісії з цінних паперів та фондового ринку (НКЦПФР) Михайло Янчук з 1 по 8 січня 2025-го провів у відрядженні в Фінляндії. Фактично новорічні свята чиновник, який був призначений на посаду всього три місяці тому, з дружиною...
Православна церква України 18 січня за новим стилем вшановує єпископа Афанасія Великого. За старим стилем 18 січня відзначають Водохресний святвечір - переддень Водохрещі. . У цей день колись чекали найлютіші морози року, які називають водохресними. ...