"Единодушия в вопросе о том, звать или не звать Путина, в Варшаве не было", - політолог

В Москві самовпевнено виходили з того, що якщо все сходило їй з рук в 2009-му, то може, і навіть має зійти і зараз, а значить, треба домагатися запрошення.

"Владимир Путин не получил приглашение от польской канцелярии президента принять участие в мероприятиях в связи с 80-летием начала Второй мировой войны, что вызвало в Кремле сильное недовольство", - пише оглядач Сергій Ільченко у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Впрочем, о том, что Путина не пригласят, было известно еще в марте. Пресс-секретарь президента Анджея Дуды, Блажей Спихальский, заявил тогда, что приглашены только члены Европейского Союза, НАТО и представители стран Восточного партнерства: Беларуси, Молдовы, Украины, Армении, Азербайджана и Грузии. Спихальский подчеркнул, что этот выбор не имеет ничего общего с историей, а основан на современных критериях.

Надо сказать, что единодушия в вопросе о том, звать или не звать Путина, в Варшаве не было. Еще в феврале замминистра иностранных дел Польши Бартош Цихоцкий, назначенный в марте послом в Украину, заявлял, что если бы канцелярия президента интересовалась мнением МИДа на этот счет, то МИД рекомендовал бы Путина пригласить. Но канцелярия не обратилась в МИД с таким вопросом. А, поскольку организатором мероприятия выступала именно она, то окончательное решение о списке гостей принимал Анджей Дуда, который счел за лучшее Путина не звать.

Тогда же, в марте, замглавы канцелярии президента Павел Муха выступил с более развернутым объяснением, напомнив, что по Польше был нанесен двойной удар, со стороны Германии и СССР, соответственно 1 и 17 сентября 1939 г., и что эти действия были согласованы заранее, в рамках пакта Молотова–Риббентропа.

Конечно, Ангела Меркель тоже входит в число приглашенных. Но, во-первых, Германия — член ЕС и НАТО. А во-вторых, современная ФРГ осудила и прокляла нацистское прошлое, в то время как Сталину в России воздвигают памятники.

В Москве, услышав о мартовском отказе, напряглись, хотя тогда еще не сильно. В конце концов, до сентября оставалась уйма времени и все могло перемениться. Конечно, ситуация вырисовывалась обидная — ведь на 70-летие начала 2 МВ Путина приглашали, несмотря на то что это был 2009 г., когда память о грузинской войне была еще очень свежа. Но когда Путина впервые, начиная с 2004 г., не пригласили на празднование 75-летия высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 г., в Кремле беспокойно заворочались. Дело начинало походить на изоляцию, а изоляция — вечный страх Кремля. На ее преодоление без раздумий бросают огромные ресурсы, а тут, после удачного возвращения в ПАСЕ, вдруг такой конфуз.

Понятно, что публичных заявлений тогда не последовало, но, вероятно, какие-то кулуарные запросы и намеки прозвучали. И Польша ответила, уже без экивоков, открытым текстом. Вице-премьер Яцек Сасин, отвечая на вопрос о приглашении Путина в эфире Polskie Radio 24, заявил, что "было бы неуместно отмечать годовщину начала вооруженной агрессии против Польши с участием лидера, который сегодня обращается со своими соседями такими же методами", а чтобы ни у кого уже не осталось сомнений, о каких методах идет речь, подчеркнул, что Путин является "лидером страны, которая осуществляет вооруженную агрессию против своих соседей".

Сасин, впрочем, тоже не стал идти на обострение и подробно разбираться в датах, напоминая вслед за Мухой, что кроме 1 сентября 1939 г., когда Германия напала на Польшу с запада, было и 17 сентября, когда СССР нанес по Польше удар с востока. При этом восточные территории были отторгнуты и входят сегодня в состав Беларуси и Украины. Это делает дату 17 сентября довольно взрывоопасной, так что говорить о сопротивлении поляков на востоке до последнего времени было как-то не принято.

О героической польской обороне Брестской крепости — действительно героической, в отличие от сильно раздутой истории с зажатыми в отбитой у поляков крепости частями НКВД, выполнявшими на "освобожденных" территориях охранно-карательные функции, заговорили только сейчас, в самые последние годы. Однако коль скоро разговор начат, то он может быть и продолжен...

А если он будет продолжен, то годовщина вступления СССР во Вторую мировую войну, отсчитываемая с 17 сентября 1939 г., а не с канонического 22 июня 1941-го, да и вообще весь первый период Второй мировой войны — такая шкатулка Пандоры для России, которую ей, право же, лучше лишний раз не открывать. Так что отказ от приглашения Путина можно рассматривать не столько как нежелание видеть его в Варшаве, совершенно, кстати, объяснимое, сколько как сугубо деликатный жест. Ведь 17 сентября неизбежно всплывает следом за первым, а за 17-м тянется длинная цепочка советских и российских преступлений: от расстрелянных в Катыни польских офицеров, трех львовских тюрем, набитых трупами при бегстве "освободителей" из Львова в июне 1941-го, до взорванного самолета Качиньского.

Однако, в Москве самоуверенно исходили из того, что если все благопристойно сходило в 2009-м, то может, и даже должно сойти и сейчас, а значит, надо добиваться приглашения. Поскольку Россия — это вам не какая-то тварь дрожащая, а такая тварь, которая право имеет, ну, или что-то в этом же духе.

Когда же в приглашении было отказано уже окончательно, притом с унизительной публичностью, Путин, вероятно, произвел над Сергеем Лавровым некие действия, от которых российский МИД разразился визгливым обиженным лаем: мол, решение Польши отметить 80-ю годовщину Второй мировой без участия России есть очередное проявление "искривленного мировоззрения польской администрации, которая в угоду сиюминутным политическим "приоритетам" систематически фальсифицирует летопись Второй мировой войны и послевоенного периода".

Вместе с тем, объективно подходя к вопросу, нельзя не признать, что и в российском подходе есть большая доля истины. Ведь без участия СССР, правопреемником которого объявила себя Россия, никакой Второй мировой войны вообще могло бы не быть. Так что в Москве, настаивая на приглашении Путина, во многом правы. В конце концов, честное прочтение истории — лучшая гарантия от повторения ее неприятных страниц. Зачем же уклоняться и умалчивать о неприятных эпизодах, превращая мероприятие в очередной протокольный ребус, когда и пригласить нельзя, и не пригласить нельзя?.. Участвовал СССР? Да, участвовал. РФ объявила себя наследницей СССР? Да, объявила. Путин вам кто: президент России или...? Ну вот. Все же прекрасно знают, кто такой Путин. Значит, и надо его приглашать, и нет тут никаких вопросов.

Иной вопрос, как будет обставлено это приглашение, и какие речи будут звучать в Вестерплятте и Варшаве, где пройдут основные мероприятия. Но, если уж в Москве так настаивают, то надо звать россиян, и проводить все мероприятия с полным уважением к исторической памяти, ставя ее выше дипломатических недомолвок. В частности, с цитированием и с репринтной перепечаткой передовиц советских газет, посвященных вторжению Германии в Польшу. В них можно прочесть много интересного даже сегодня, спустя 80 лет!

Кроме того, из уважения к России, и к ее роли во 2 МВ, можно было бы провести и отдельные мероприятия 17 сентября — как на современной восточной границе Польши, так и, по согласованию с Киевом и Минском, на старой советско-польской границе. Особое внимание можно было бы уделить Брестской крепости, затронув также дальнейшую судьбу ее защитников в советском плену.

Следовало бы упомянуть и о том, что в России, в отличие от Германии, по-прежнему гордятся этим периодом своей истории, а Сталин в сознании россиян бьет рекорды популярности. Конечно, далеко не факт, что честный, без подтасовок, опрос об отношении немцев к личности Гитлера в современной ФРГ не принес бы сюрпризов, но, в любом случае, популярность Адольфа Алоизовича была бы сильно ниже популярности Иосифа Виссарионовича.

Отчего бы и нет, в самом деле? Отчего не пойти таким путем, и не провести мероприятия в таком ключе, с честным историческим подходом, безо всяких умолчаний? Отчего бы, в этом случае, не пригласить на них Путина?

И, главное, ведь и время еще есть. Совсем не поздно еще все переиграть и поправить и написать в Москву, признав, что да, ошиблись и вот вам приглашение, ждем. Главное при этом — не раскрывать все карты заранее, оставив место для небольших сюрпризов, так, чтобы и Путин, и Лавров не заскучали от официального протокола, а, напротив, взбодрились, ощутив себя в центре всеобщего внимания".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

GAME OF CHICKEN / ГРА В БОЯГУЗА

четвер, 21 листопад 2024, 22:25

Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...

Геополітичні "наперстки" Байдена-Трампа: Зеленський у грі, - Голобуцький

четвер, 21 листопад 2024, 22:04

"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...