"F-16: все, что вы хотели знать, боялись спросить, но с видом знания дела делали вид, что в курсе", - Злий Одесит

Пока официально не подтверждено, что F-16 уже в Украине, но разного рода околоофициальные ресурсы и ретрансляторы сообщают, что это так. При этом в информационном поле стали появляться скептические мнения – от “нам передали F-16 слишком мало, они ничего не решат" до “нам передали настолько старые F-16 , что российская авиация их разнесет в хлам". Что же, на первый вопрос я уже не единожды отвечал, настало время для второй “му-у-у-удрой мысли". Но обо всем по порядку.

Новость о передаче европейскими странами Украине многофункциональных истребителей F-16 еще в прошлом году возбудила экспертные слои с обеих сторон, выдвинувших ряд версий, как же будет проходить противостояние Воздушных сил ВСУ и ВКС РФ с учетом возможностей американского самолета и российских.

И с какой бы оценкой я ни встречался, практически в каждом случае была предвзятость и перетягивание одеяла на свою сторону. Особенно это выглядело неуместно на фоне того, что в большинстве случаев анализ ограничивался банальным сравнением характеристик самолетов и крайне урезанными выводами о том, что в формате воздушного боя будет лучше тот или иной самолет потому, что в его ТТХ одна или две циферки выше, нежели у конкурента.

Сразу хочу отметить, что классических воздушных боев, как себе большинство представляют, проводиться между F-16 и его российскими антагонистами – не будет. Использование истребителя будет носить несколько иной функционал, поэтому никакого “Top Gun” в небе над Украиной никто не увидит. если уж в большинстве случаев все сравнение сводится именно к ТТХ и к тому, у кого что “больше” - начнем именно с такого подхода.

F-16 против всех.

Соперниками F-16 со стороны ВКС РФ могут стать самолеты самого разнообразного типа и предназначения - это Су-27/30/35, Су-34, Су-57, МиГ-29/31/35. В целом, сравнивать F-16 с Су-35 или Су-57 в корне некорректно, поскольку по своему классу он представляет собой легкий истребитель, что соответствует МиГ-29/35.

Но все же многие забывают о том, что боевые самолеты подразделяются на истребители, легкие и тяжелые, фронтовые бомбардировщики, перехватчики и т.д.

И как бы странно ни выглядело, но в ряде важнейших боевых показателей, в частности, в дальности фиксации и сопровождения цели РЛС, у всех российских самолетов практически одинаковые возможности.

Уверен, эксперты сейчас вскочат с диванов и воскликнут: “Что за чушь ты несёшь?” И будут, по-своему правы, ведь, как известно, у радиолокационной станции “Барс”, стоящей на Су-30, максимальная дальность обнаружения цели – 150 км, у РЛС “Заслон-М” на МиГ-31БМ – 320 км, а у РЛС “Ирбис” на Су-35 – 400 км! Разные самолеты, разные РЛС, разные тактико-технические характеристики! На самом деле – нет.

F-16 старый, но глазастый.

Дело в том, что когда вы читаете ТТХ той или иной РЛС, то обращаете внимание на сухой показатель цифр, например - РЛС “Заслон-М” на МиГ-31БМ – 320 км. Но мало кто знает, что эти значения можно просто смять и выбросить в мусорный ящик, поскольку на них также влияет целый ряд факторов, относящихся к ТТХ самолета противника. В частности показатель его эффективной поверхности рассеивания (ЭПР).

Показатели для РЛС “Заслон-М” рассчитывались и приводились, исходя из ЭПР противника 15 м², но при этом ЭПР у F-16 составляет, внимание, 1,2-5 м²! В три раза и более, в зависимости от ряда факторов, меньше того показателя, для которого проектировался РЛС “Заслон-М”. К слову сказать, у МиГ-31БМ, по разным источникам, ЭПР составляет 16 м² и более, у Су-27 - 15 м².

Следует понимать и то, что во времена СССР и современной России РЛС для авиации испытывались в противостоянии с такими же советскими самолетами, а потому ТТХ выводились, исходя именно из показателей противостояния советской техники, но не западной.

В свою очередь Украина получит от своих партнеров старую версию истребителя F-16А Block 15, улучшенную до модификации F-16АМ. Большинство российских экспертов по этому поводу злорадствовали, а некоторые из украинских погрузились в депрессивное состояние, ведь самолеты F-16А Block 15 и вправду старой версии. А про то, что на модификации АМ была установлена РЛС APG-66(V)2A, как-то никто не вспоминал.

Стоит сразу отметить, что максимальная дальность обнаружения цели РЛС APG-66(V)2A хоть и составляет до 130 км, что делает ее ниже возможностей большинства российских РЛС в чистом виде их ТТХ, но она с учетом ЭПР цели, внимание, 3 м²!

То есть, российские самолеты в РЛС F-16 будут гарантировано светиться как новогодняя ёлка на расстоянии до 130 км, в то время как F-16 на заявленных 150, 320 и 400 км - нет.

Также следует упомянуть и тот факт, что F-16АМ, несмотря на свою устарелость в сравнении с F-16C/D, все же обладает куда более мощными электронно-вычислительными характеристиками в сравнении с российской авиацией. То есть, американец намного быстрее обрабатывает получаемую радиолокационную информацию и имеет гораздо более высокий коэффициент обнаружения цели в отличие от российских самолетов.

В итоге можно сказать, что в противостоянии с российскими боевыми самолётами, F-16 имеет практически равные шансы в вопросах обнаружения цели. Какого либо тотального и неотвратимого преимущества у российских самолетов в этой категории над американцем нет. Но что же тогда по вопросу средств поражения цели?

F-16 и средства поражения.

С первых дней появления информации о передаче Украине F-16 российская пропаганда неистово убеждала потребителей информационного фастфуда, что эти американские истребители будут щелкаться как орешки ракетами класса «воздух-воздух» Р-37.

На первый взгляд это выглядело не пустой угрозой, ведь заявленные ТТХ этой ракеты в категории дальность - от 200 до 300 км поражения цели. Кроме того, в ходе полномасштабной войны в Украине было верифицировано поражение украинского истребителя МиГ-29 российским перехватчиком МиГ-31БМ на дальности 213 км.

При этом прекрасно известно, что главным дальним средством поражения воздушных целей у F-16 является ракета AIM-120D с дальностью поражения 180 км. То есть, в вопросах средств поражения Россия впереди?

Не совсем так и чтобы понять почему, следует прочитать вышеизложенный раздел о том, кто кого раньше увидит. В нынешних условиях у F-16 и МиГ-31БМ практически одинаковые шансы увидеть друг друга и совершить пуск не на недостижимых, доминирующих расстояниях для противника, а на вполне равноценных.

То есть, ракета у тебя может быть хоть на тысячу километров, но применить ты ее сможешь все равно только на 100-150 км.

Предвкушаю возмущение экспертов: “Но ведь тремя абзацами выше ты сам писал, что Р-37М сбила украинский МиГ-29 на расстоянии 213 км!” Верно, но то МиГ-29 со своим советским ЭПР, колеблющимся от 5 до 15 м², а не F-16.

Кроме того, имелся еще один нюанс в этой истории с Р-37 – российскому МиГ-31БМ оказывал поддержку в вопросах фиксации и сопровождения цели самолет ДРЛО А-50. Только благодаря присутствию этого дополнительного инструментария российский перехватчик смог установить такой рекорд поражения воздушной цели.

Но, как известно, с недавних пор А-50 не летают поблизости от зоны боевых действий в Украине и не могут оказывать поддержку российской тактической авиации.

Таким образом украинские F-16АМ будут практически в равных возможностях с самыми опасными российскими МиГ-31БМ, ведь дальность их радаров практически выводит их в паритет благодаря сопутствующим факторам. В противостоянии с Су-27/30/34/35, а также МиГ-29/35 украинский американец будет иметь либо превосходство, например, над Су-27/30 и МиГ-29, либо равные возможности с Су-34/35 и МиГ-35. Хотя, возможно и наоборот, ведь есть еще один нюанс.

F-16 и самолеты ДРЛО.

Выше я упомянул, что результативное поражение МиГ29 Воздушных сил ВСУ российской ракетой Р-37, запущенной МиГ-31БМ на расстоянии 213 км, стало возможным благодаря поддержке самолета ДРЛО А-50, но сейчас они не летают. С другой стороны, если ВКС РФ боятся поднимать в воздух свои А-50, у Украины появляется свой козырь в рукаве!

Как известно, Украина от Швеции получит два самолета дальнего радиолокационного обнаружения –Saab 340 AEW&C, оснащенные РЛС PS-890 Erieye AEW с ФАР, работающей в S-диапазоне 3 ГГц / ~10 см с максимальной дальностью обнаружения цели, обладающей ЭПР до 15 м² - 450 км, с ЭПР 5 м² - 360 км, с ЭПР до 5 м² - до 200 км.

Таким образом ДРЛО Saab 340 AEW&C, курсируя в безопасной зоне, способен в тандеме с F-16 раскрыть весь функционал истребителя, не подвергая его рискам быть пораженным даже самым опасным российским боевым самолетом из всех и самой опасной российской ракетой класса «воздух-воздух».

Кроме того в функции Saab 340 AEW&C входит фиксация сухопутных объектов с радиоизлучением, то есть – РЛС систем ПВО. Благодаря этому самолет ДРЛО не только может предупреждать F-16 о тех или иных рисках и опасных зонах, где может находиться вражеское ПВО, но и подсказывать, куда направить средство поражения класса «воздух-поверхность».

Именно благодаря Saab 340 AEW&C истребитель F-16 сможет чувствовать себя в воздушном пространстве Украины не только на равных против угрозы российских боевых самолётов, но и иметь над ними превосходство. Без самолета ДРЛО возможности у боевых самолетов в ряде случаев будут на равных.

Поэтому важность сопровождения Saab 340 AEW&C истребителя F-16 неоспорима. Но следует понимать, что для советских истребителей типа МиГ-29 или Су-27, которые стоят на вооружении ВС ВСУ, Saab 340 AEW&C будет не настолько полезен, поскольку на советской авиации отсутствуют терминалы канала обмена тактической информацией Link 16, обеспечивающие оперативность обмена данными между самолётом ДРЛО и F-16. Для МиГ-29 и Су-27 в этой цепочке необходимо будет добавить еще одно связующее, транзитное звено, из-за чего пострадает оперативность обмена информацией между Saab 340 AEW&C и советскими истребителями.

Выводы.

Собственно, старичок F-16АМ не так плох, как сообщают эксперты, уделяющие внимание исключительно сухим цифрам ТТХ в Wikipedia, без придания внимания специфике и особенностям работы этих характеристик.

У России по состоянию на сегодня нет боевых самолётов, с которыми F-16АМ не чувствовал себя бы на равных, а против некоторых и вообще стоит отметить его превосходство.

Но при соблюдении тандема с Saab 340 AEW&C истребитель F-16АМ в разы раскрывает свои возможности, становясь серьезной угрозой даже для самых опасных российских перехватчиков.

Конечно, российские оккупационные войска могут рискнуть и вернуть практику присутствия в воздушном пространстве А-50. Но осмелятся ли с учетом минимальных рисков для украинских Saab 340 AEW&C, но крайне высоких для российских самолетов ДРЛО? Вопрос, как мне кажется, риторический.



Джерело

Опубликовал: Андрій Савчук
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Трупы, трупы, трупы наших бойцов. Они везде. Насколько достаёт глаз - везде мертвецы": Z-воєнкор опублікував сповідь недобитого окупанда з Вовчанська

п’ятниця, 22 листопад 2024, 7:25

Поки живі окупанти на півночі Харківщини нажахані втратами своїх військ і сприймають поранення та евакуацію з полю бою як щасливий квиток, єдина можливість ще пожити, зазначають Патріоти України. Ось який матеріал з цього приводу знайшов та переказав Ю...

Хіти тижня. Народні прикмети на 22 листопада: Цього дня не варто дарувати квіти, випивати та позичати сусідкам сьогодні не варто позичати сіль і цукор, тим більше - гроші

п’ятниця, 22 листопад 2024, 7:05

Православне свято 22 листопада за новим календарем (5 грудня за старим) - день пам'яті святителя Прокопія, який володів даром чудотворення і привів у християнську віру чимало людей (У народі - Прокоп'єв день, - Патріоти України). Українські віряни тако...