Як дешевий газ для Білорусі вдарить по українських заводах, - аналітик

"На встрече в Санкт-Петербурге 13 июля, президент РФ Владимир Путин и считающий себя президентом Беларуси Александр Лукашенко договорились о цене на природный газ для Беларуси на нынешний год. Тут все просто: было решено, что цена на газ для наших северных соседей в 2022 г. не будет индексироваться и сохранится на уровне 2021-го. ("Газпром" — единственный поставщик голубого топлива в Беларусь.) Это означает, что цена российского природного газа для Беларуси в 2021 г. составит $128,5 за 1000 куб. м. Что интересно, Лукашенко и такой ценник (самый низий для потребителей за пределами РФ) считает несправедливой и уже много лет настаивает на поставках газа по цене для Смоленской области — что-то около $47. Но, конечно, не получает — и не получит, пока Беларусь не станет частью России: таково давнее условие Москвы", - пише оглядач Денис Стаджи у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Беларусские госпредприятия (это 85% всей промышленности страны) получают от государства природный газ с наценкой 10-15% (в зависимости от отрасли и ведомственного подчинения), но и она с лихвой нивелируется другими государственными поблажками — такими, как директивное кредитование госбанками под очень низкий процент.

А вот в Украине для предприятий, по данным Украинской энергетической биржи, средневзвешенная цена газа составляет 15 662 грн/тыс. куб. м в августе и будет составлять 18 058 грн/тыс. куб. м в сентябре. То есть, соответственно, $582 в августе и $671 будет в сентябре.

Получается, в текущем месяце украинские производители будут платить за газ в 4,5 раза больше, а в сентябре — в 5,2 раза больше, чем их беларуские коллеги.

Для сравнения еще можно привести европейские котировки: стоимость природного газа на границе Украины сейчас составляет уже 18 691,5 грн/тыс. куб. м — $694.

Фактор конкуренции

Беларуские предприятия существуют не в конкурентной среде: цены на их продукцию (в том числе идущую на экспорт) устанавливает государство. Украинские предприятия — в полностью рыночной среде. При этом получается, стоимость такого энергоносителя, как газ, для беларуских производителей в разы ниже — и они получают неоправданное конкурентное преимущество перед предприятиями Украины, которые выпускают аналогичную продукцию.

Это значит, что беларуские производители с энергоемкими производствами (например, азотных удобрений, машиностроение, цемент, шифер и т.д.) будут "давить" украинских, у которых вместе с ценой на газ резко растет себестоимость.

По данным Гостаможслужбы, Украина в прошлом году закупила у Беларуси удобрений на $155 млн, наземного транспорта — на $109 млн, пластмасс и полимеров — на $74 млн, химикатов — на $50 соответственно. Это мы перечислили как раз энергоемкие продукты, либо продукты, в составе которых — большая доля природного газа как сырья. И пусть они (в отличие от бензина, дизтоплива и битума) не составляют основы украинского импорта из Беларуси, но нашим производителям аналогичных товаров от этого не легче. Они могут модернизировать оборудование, оптимизировать производственные и управленческие процессы, вкладываться в маркетинг…

Доля газа в себестоимости удобрений составляет около 70%. Так что условный комбинат "Ривнеазот" на открытом рынке в любом случае проиграет конкуренцию "Гродно Азоту", получающему газ в 4-5 раза дешевле.

У украинских аграриев наиболее востребованными являются как раз азотные удобрения и карбамид, аммиачная селитра, сульфат аммония, карбамидо-аммиачная смесь (КАС). Производят их из аммиака, который синтезируется из природного газа. Поэтому для рентабельного производства азотных удобрений необходим дешевый природный газ. То, что есть белорусов, но нет у украинцев.

Еще один сектор, зависимый от импорта из Беларуси, где украинским производителям сложно конкурировать — машиностроение. Украина имеет развитую горнодобывающую промышленность, но не имеет достаточного производства тяжелой грузовой автотехники, без которой эта промышленность не работает. Да и по другим направлениям украинский рынок прочно освоен беларускими производителями железнодорожной, тракторной, специальной и коммунальной техники. Это и крупные предприятия, как МАЗ или МТЗ, и многие компании поменьше.

Так, например, несколько крупных контрактов на поставку в украинские города автобусов позволили войти в топ-10 крупнейших беларуских компаний в Украине "дочке" холдинга "БелАвтоМАЗ" — Торговому дому "МАЗ-Украина". Объем его выручки по итогам прошлого года составил 1,61 млрд грн. В частности, на рынке грузовой техники доля МАЗ составила 21,7%, что стало лучшим показателем с 2015 г. А в сегменте автобусов доля МАЗа составила 24,08%, это наибольший показатель за весь период работы "МАЗа" на рынке Украины.

Как Украине защититься от демпинга?

В конце июня ЕС ввел экономические санкции против Беларуси. Под них попал экспорт из этой страны всех видов калийных удобрений и нефтепродуктов, а также товары двойного назначения (включая колесный транспорт). Также ЕС закрыл Беларуси доступ на свои финансовые рынки, запретил страховать и перестраховывать беларуские государственные фирмы и учреждения и остановил выплаты Европейского инвестиционного банка.

Но Украина не стала вводить подобные экономические санкции. Это привело бы к кризису на рынке моторного топлива: импорт из Беларуси в 2020 г. составил около 40% всего баланса бензина и около 30% баланса дизельного топлива в Украине. Кроме бензина и дизтоплива, важная строка беларуского импорта — спрос на который в Украине уверенно растет, в частности, благодаря "Большому строительству". В прошлом году потребление битума составило 1,2 млн т, из которых за счет внутреннего производства удалось закрыть только 300 тыс. т. Большая часть импорта этой продукции идет как раз из Беларуси — 582 тыс. т.

За январь-июнь нынешнего года Украина импортировала 365,6 тыс. т дорожного битума против 197,7 тыс. т годом ранее. Основным поставщиком битума в Украину остается Беларусь, которая отправила в Украину 228,4 тыс. т (+50%), заняв 48% всего украинского рынка. Для сравнения: поставки из Польши составили всего 31,9 тыс. т, из Литвы — 11,5 тыс. т битума. Еще 93 тыс. т битума были доставлены морским транспортом из Греции, Италии, Азербайджана, других стран.

То есть если бы Украина присоединилась к европейским санкциям, она получила бы кризис на рынке топлива (а значит, в том числе, подорожание продуктов и снижение доходов от экспорта), а также приостановку "Большого строительства" — любимого проекта президента.

Но в других отраслях Украина пытается вводить заградительные пошлины. Так, в апреле нынешнего года постановлением украинской Межведомственной комиссии по международной торговле была введена таможенная пошлина в размере 35% на грузовую и автобусную технику из Беларуси (за исключением шасси). Свое решение комиссия мотивировала установленными фактами дискриминационных и недружественных действий Республики Беларусь в отношении украинских предприятий автомобилестроения. Вступить в силу постановление должно было в начале мая.

Однако, по мнению юристов, решение комиссии было неправомерным. Его приняли с нарушением статей 2 и 19 Договора о зоне свободной торговли. В ответ на этот шаг Беларусь ввела режим индивидуального лицензирования на импорт украинских товаров. Таким образом, обе страны очутились на пороге торговой войны.

Затем торговый дом "МАЗ-Украина" обжаловал это решение в судебном порядке и добился приостановления санкций на время рассмотрения иска. После чего в Украину возобновился импорт беларуской автотехники МАЗ в беспошлинном режиме, а действие постановления Межведомственной комиссии №486/2021/4411-03 приостановлено определением суда.

В свою очередь Союз химиков Украины потребовал ввести ограничения на импорт беларуских азотных удобрений. Соответствующее антидискриминационное заявление было подано в Минэкономики. Украинские производители удобрений хотят таким образом частично вернуть себе отечественный рынок сложных удобрений.

И если в случае с химпромом ситуация, скорее, двоякая, потому что дешевые удобрения (пусть даже из Беларуси) выгодны украинскому агросектору, то демпинг со стороны северных машиностроителей бьет по нашей экономике.

В целом же Украине, чтобы реально защитить своих производителей, стоило бы быстро оценивать рыночную конъюнктуру в тех отраслях, в которых беларуские производители реально выигрывают от большой разницы в ценах на газ. И столь же быстро — вводить антидемпинговые пошлины. Но при этом умудриться не "убить" всю взаимную торговлю, что было бы только на радость Москве".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Пекін намагався це приховати: У Китаї затонув новітній атомний підводний човен

четвер, 26 вересень 2024, 21:54

Китай намагався приховати затоплення новітнього підводного атомного човна. Про це повідомляє The Wall Street Journal, передають Патріоти України. За інформацією видання, навесні 2024 року в Китаї затонув новітній атомний ударний підводний човен. Інциде...

"Росіяни завжди відслідковують інформацію у публічному просторі": Військовий різко висловився про заяви щодо виходу ЗСУ з Вугледару

четвер, 26 вересень 2024, 21:28

Українські бійці замість того, щоб воювати за Вугледар, через "всіляких корисних дурнів, політиків" змушені спростовувати їхні заяви. Про це в ефірі "КИЇВ24" сказав Іван Тимочко, військовослужбовець, голова Ради резервістів Сухопутних військ Збройних с...