Таку ідею, - обов'язкове декларування всіх українців, - висловив Данило Гетманцев, який відповідає за сферу економіки, фінансів і оподаткування в команді новообраного президента. Механізми примусу і покарання поки не ясні.
Фокус поцікавився, наскільки реально впровадити в Україні загальне декларування доходів і до яких наслідків для економіки це може привести, передають Патріоти України. Продовжимо мовою оригінальної статті.
В команде Владимира Зеленского рассматривают возможность введения всеобщего декларирования доходов граждан. Такую идею высказал Даниил Гетманцев, который отвечает за сферу экономики, финансов и налогообложения в команде новоизбранного президента.
По словам Гетманцева, декларирование затронет всех граждан Украины, кроме тех, которые получают доходы от государства. Например, пенсионеров или бюджетников. Одной из составляющих этого процесса станет налоговая амнистия, которая не будет касаться доходов, полученных преступным путем.
Фокус поинтересовался, насколько реально внедрить обязательное декларирование в Украине и к каким последствиям для экономики это может привести.
Что предлагает команда Зеленского?
Даниил Гетманцев предложил ввести всеобщее декларирование для граждан, которые получают доходы не от государства. По его мнению, это изменит отношения между государством и гражданином, потому что каждый будет знать, сколько налогов он платит. По замыслу, декларирование должно происходить в электронной форме.
Накануне внедрения такого шага предлагается сделать налоговую амнистию капитала. Цель — заставить бизнес выйти из тени. Амнистия не коснется только доходов, полученных преступным путем.
"Мы должны в первую очередь нивелировать возможность уклонения от налогообложения крупного бизнеса и олигархов. Как? Автоматический обмен налоговой информацией, имплементация в законодательство Украины плана (борьбы с) BEPS (размыванием налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения – Фокус), трансфертное ценообразование, реальные изменения на таможне, ответственность за незаконное обогащение и т.д.", — объяснил советник Зеленского.
Где в мире такое есть?
Идея всеобщего декларирования не нова. Как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике всеобщее декларирование применяется в ряде стран мира. Среди них США, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили и многие другие.
Например, в США налоговую декларацию подают работающие граждане страны, владельцы рабочей визы, а также лица, которые получают нетрудовые доходы (алименты, дивиденды, ренту, авторские отчисления).
Налоговиков в США интересует, прежде всего, откуда плательщик берет средства и платит ли налоги, а не количество и стоимость его имущества. Американцы заполняют декларацию самостоятельно, либо с помощью специалистов. Она подается в электронном формате. Для удобства существуют специализированные программы.
В Германии также введено декларирование для граждан. От этой процедуры освобождены люди, заработок которых не превышает прожиточного минимума (9 тыс. Евро). Граждане заполняют декларацию самостоятельно на специальном сайте.
В Швеции и Финляндии налоговые органы отправляют уже заполненные декларации налогоплательщикам. Гражданин обязан подтвердить указанные там данные или внести исправленные сведения о доходах и имуществе.
Готова ли Украина к всеобщему декларированию?
Эксперты, с которыми пообщался Фокус, сходятся во мнении, что введение всеобщего декларирования в Украине не приведет к желаемым последствиям – снижению уровня коррупции и теневой экономики.
"Если это делается ради наполнения бюджета, то в Украине существует ряд других актуальных проблем и подходов к их решению. Во-первых, минимизация наличных расчетов лучше будет способствовать уплате налогов в бюджет и мониторинга движения средств. Во-вторых, необходимо научиться собирать налоги и бороться с коррупцией. К слову, потери от неэффективности той же таможни составляют $5 млрд", — подчеркивает эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Егор Киян.
По мнению эксперта, в Украине сначала должна быть выработана культура уплаты налогов и усилена институциональная способность, а затем может вводиться обязательное заполнение деклараций.
"Часто количество бумаг и проверок увеличивается, а вот результата — ноль. В стране, где не умеют собирать/проверять даже существующие налоги, вряд ли удастся собирать/проверять какие-то дополнительные средства после введения практики декларирования", — отмечает Киян.
Представитель Ассамблеи общественных организаций малого и среднего бизнеса Эдуард Курганский считает, что попытка таким образом снизить уровень теневой экономики приведет к обратному эффекту.
"Если Гетманцев считает, что главной проблемой является теневая экономика и он таким образом пытается с ней бороться, то это второй Гройсман, который перед этим поднял минималку, в результате чего еще больше людей начали получать серые зарплаты, — говорит эксперт. — Люди, которые работают в теневой экономике, делают это, потому что государство не создало условия для легализации, а государство, понимая, что оно не способно создать эти условия, пытается поймать всех, то есть еще больше загоняет людей в теневую экономику".
Эксперты подчеркивают, что идея всеобщего декларирования требует значительных ресурсов и в конечном итоге будет иметь достаточно сомнительный эффект, возможны и негативные последствия. В частности, нужны средства на компьютерное оборудование, программное обеспечение, содержание штата, обучение по заполнению деклараций и т.д.. При этом существуют риски, связанные с утечкой персональных данных, увеличением нагрузки на налоговиков и выборочными проверками.
"Если позволить нашим налоговикам по американской модели проверять физических лиц, это будет ужас, по сравнению с которым нынешнее налоговое администрирование покажется цивилизованным. Это означает, что налоговый инспектор может входить в жилье, оценивать "на глаз", кто сколько тратит. То есть абсолютную власть налоговых инспекторов и государства в их лице над простыми людьми", — отмечает Владимир Дубровский, старший экономист CASE Украина.
По его мнению, пока люди не контролируют государство, мы не можем предоставлять государству широкие контролирующие возможности.
Другой аспект, связанный с общим декларированием — налоговая амнистия, которая тоже имеет немало рисков.
По словам Владимира Дубровского, мировой опыт налоговой амнистии довольно противоречив. Он доказывает, что амнистия работает исключительно тогда, когда это является частью реформы, сопровождающейся очень решительными шагами.
"В Грузии это было привязано к перезагрузке налоговой и это сработало. После перезагрузки налоговой должны быть внедрены новые правила администрирования с гораздо большей ответственностью налоговиков, с резким сокращением полномочий по проверкам финансового результата", — подчеркивает эксперт.
В противном случае, считает Дубровский, налоговая амнистия будет восприниматься как прощение грехов, как это было в 90-е годы, когда списывали долги предприятиям, в том числе и приватизированным.
По мнению Эдуарда Курганского, амнистия капитала должна касаться прежде всего тех людей, которые имеют большой капитал и, соответственно, они должны заплатить за легализацию.
Администрирование процесса декларирования может стать значительной нагрузкой как для органов, которые будут проверять, так и для самих декларантов.
"Нагрузка на налоговиков возрастет в разы. Кто будет проверять эти десятки миллионов деклараций. Далеко не все смогут нормально их заполнить. Почему наши псевдореформаторы думают, что все такие же умные, как их соседи по элитному дому? В Украине есть много людей, которые не умеют пользоваться ни компьютером, ни даже смартфоном и для них это станет большой проблемой", — считает Владимир Дубровский.
Кому выгодно всеобщее декларирование?
По мнению экономиста Егора Кияна, декларирование интересно прежде всего тем, что оно будет сопровождаться налоговой амнистией. Это может сыграть на руку олигархам или тем, кто скрывал значительные доходы.
"Такой шаг позволит легализовать их. Не давая уверенности, что они будут раскрыты полностью. Кроме того, механизмы принуждения и наказания пока не ясны", — отмечает эксперт.
С другой стороны — декларирование может стать инструментом контроля и давления для определенных категорий людей.
"Может сложиться ситуация, что пока одни легализуют свое состояние, другие окажутся под пристальным наблюдением. При этом смысл этого надзора является сомнительным — около половины населения Украины живет за чертой бедности", — отмечает он.
Такого же мнения придерживается и экономист Владимир Дубровский, отмечая, что под прицелом могут оказаться прежде всего общественные активисты и те, кто выступает против власти.
"Будут люди, которых, никто не станет проверять, а будут люди, которых проверят в первую очередь, потому что они, например, являются местными активистами. Так что эта идея абсолютно ложная, ни в коем случае нельзя допустить ее реализации. В команде Зеленского есть большие проблемы с экспертами, а за налоговые вопросы отвечает человек, который не понимает, о чем он говорит", — отмечает Дубровский.
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.