Запаси вугілля в Україні стрімко тануть. І якщо найближчим часом не вирішити цю проблему, то до початку опалювального сезону ситуація з паливом стане і зовсім критичною. За наявною інформацією, сьогодні Україна завантажує на склади близько 49 тисяч тонн кам'яного вугілля, в той час як фактична щодобова витрата складає 73 тисячі тонн. Гостро постає питання: де і за якою ціною ми будемо купувати тепер вугілля? На тлі цієї проблеми вже заметушилися в фейкових республіках Донбасу. На підконтрольній проросійським бойовикам території Донецької області почалися роботи по збільшенню видобутку вугілля. Із затоплених раніше шахт відкачують воду. Ватажки невизнаних республік у відкриту заговорили про те, що готові продавати вугілля Києву за цінами, набагато нижчими, ніж ті, за якими він закуповується Україною за кордоном. Чи можлива відкрита торгівля з фейковими республіками? На який шантаж може піти Кремль, щоб змусити Україну закуповувати вугілля у Донецька і Луганська? Про це журналісти поговорили з доктором юридичних наук, професором Борисом Бабіним. Патріоти України пропонують вам ознайомитися із його міркуваннями. Далі - мовою оригіналу.
— Задача Москвы — вывести так называемые «ДНР» и «ЛНР» на самоокупаемость. Конечно же, им в связи с этим было бы выгодно, если бы Киев начал покупать уголь на временно -оккупированных территориях, — говорит Бабин. — Но делать этого ни в коем случае нельзя. Так война никогда не закончится. Потому что, если Украина начнет покупать уголь у боевиков «ДНР», она тем самым будет фактически финансировать террористов.
А так — да, и в Донецке, и в Луганске готовы с нами торговать. Каждый хочет получить свою денежку. А если копнуть вглубь, то, смотрите, какая вырисовывается ситуация. На словах на временно оккупированных территориях происходит национализация имущества. Но на самом деле бенефициары остались все те же. И живут они где-то на Печерских холмах или Рублевке. Им очень выгодно иметь там свои предприятия и не платить налоги, не выдавать людям зарплату. Но, живя в Киеве, они не меньше других заинтересованы в том, чтобы боевики «ДНР» и «ЛНР» торговали с Украиной. Заработать на этой ситуации желающих будет много, их имена знает вся страна.
— Есть такая версия, что уголь с оккупированного Донбасса все равно, так или иначе, попадает в Украину. Например, через Беларусь. Мол, существует такая схема, что уголь с Донбасса, который добывается в шахтах на неподконтрольных территориях, покупает Польша. Транспортируется он через территорию Беларуси. Там Украина его и покупает. За последние годы импорт угля из Беларуси вырос в разы. Откуда его столько у наших соседей?
— Оттуда же, откуда и белорусские креветки. Помните, когда Россия якобы начала отказываться от товаров, произведенных в странах, наложивших на них санкции, у них на полках магазинов появились «белорусские креветки»? Вот и тут такая же ситуация. Теперь мы покупаем «белорусский уголь». Говорить о том, что этот уголь может быть именно с территории так называемой «ДНР» нельзя. Но на самом деле вполне возможно, что так оно и есть.
— С этим можно как-то бороться? Напрямую покупать в псевдореспубликах нельзя, а через посредников — дороже…
— А как с этим бороться? Не будет угля из Беларуси — появится уголь из Молдовы.
— Может Россия каким-то образом загнать Украину в ловушку и все-таки заставить пойти на то, чтобы покупать уголь у непризнанных республик?
— Как?
— Может быть, воспользоваться тем, что новые украинские власти могут быть не очень осведомлены в подобных вопросах?
— Я считаю, что это исключено. Вот назначен новый премьер-министр — Алексей Гончарук. Я бы не стал говорить, что он не осведомлен в этих вопросах. Как раз наоборот, очень хорошо осведомлен. На такие сделки с Россией, я надеюсь, идти никто не собирается. Если кто-то хочет пойти по такому пути, то пусть посмотрит на Молдову с Приднестровьем.
— Россия все равно будет искать момент, чтобы надавить на нас. Как бывший представитель президента в Крыму что можете сказать о поставках днепровской воды в Крым? Ситуация с водой там, насколько мы знаем, очень критическая.
— По поводу Крыма сразу же отмечу: там ситуация на самом деле несколько иная, чем с Донбассом. Более сложная. Если Донбасс соединен с Россией железнодорожным сообщением, туда поставляются товары, продукты питания, то Крым — это, по сути, остров. Да, они построили Керченский мост. Но воду, например, по нему не пустишь.
Крымские власти пытались решать проблему с водой сами. Но это происходило до поры до времени. Невозможно постоянно перебрасывать воду горного Крыма на засушливые территории полуострова. Эти запасы не бесконечны. Если каждый раз выбирать пресную воду по максимуму, в скважинах начнется процесс засаливания. По нашим данным, в ближайшие годы в Крыму будет очень сильная засуха. Поэтому в России думают, как заставить Украину пустить воду на полуостров.
— Что именно может предпринять Путин? Шантаж?
— Да, будут шантажировать. Вариантов у них для этого не мало. Это и подкуп, и постоянные угрозы вторжения, и обещание уступок по Донбассу. Ну, что ж, пусть пробуют. А мы понаблюдаем. У меня есть осторожный, но оптимистический прогноз. Он основан на том, что воду незаметно в Крым пустить нельзя, как уголь из Донбасса в Украину через третьи страны. Независимо от того, кто будет премьером, кто президентом в Украине, вода в Крым на условиях Кремля никогда не пойдет.
— А мы можем диктовать условия россиянам? Имеем свои козыри?
— У украинской стороны есть такое предложение: мы можем дать воду на некоторые территории Северного Крыма, где совсем невмоготу от засухи. Мы пускаем воду на часть этой территории, берем на себя ответственность за экономическое развитие этого региона. Но уже на наших условиях. Российские солдаты должны оттуда уйти. Мы же не можем начать там отстраивать инфраструктуру под дулами российских военных.
— То есть речь идет о постепенной деоккупации Крыма?
— Именно так. В Крыму сейчас очень сложная ситуация в городах Армянске и Красноперекопске. Россиянам нужно уже думать, что делать. Или полностью эвакуировать жителей, оставив после себя пустыню, что свойственно политике «русского мира», или принять наши предложения. Если Кремль согласится на наши условия, то мы готовы к переговорам. Но переговорам именно о Крыме. Не о заложниках, не об уступках по Донбассу, а именно по конкретной части Крыма. Вы уходите — мы даем воду и начинаем развивать освобожденный регион украинского полуострова.
Юлія Саніна, яка заявила про скасування концерту The Hardkiss у Києві, чим спричинила бурхливе обговорення в мережі, похвалилася сімейним відпочинком на гірськолижному курорті та нарвалася на хейт. На особистій сторінці в Instagram співачка виклала сер...
Очільниця німецького МЗС Анналена Бербок відмовилась робити спільне фото з канцлером Олафом Шольцом після його відмови погодити новий пакет допомоги Україні. Світлина, яку опублікувало видання Bild, викликала бурхливу реакцію у мережі, зазначають Патрі...