"Десять красивейших аллей в Николаеве — Богоявленская, имени Гагарина, «Аллея катальп», высаженная к 60-летию Победы, «Анюткина аллея», посвященная рождению правнучки, и многие другие аллеи и скверы — его рук дело. Вадим Андреевич озеленяет город совершенно бесплатно и подключает к работе окружающих — читает лекции в школах, проводит акции, раздает саженцы всем желающим. Несмотря на почтенный возраст и недавний перелом тазобедренного сустава, почти каждое утро этот удивительный человек берет тележку, загружает туда новые саженцы и, как сам объясняет, идет спасать планету от глобального потепления.
— Деревья сажаю уже семьдесят семь лет, — рассказывает Вадим Сердцев. — Вырос я в Мещере на границе Московской, Рязанской и Владимирской областей России, там очень много лесов. Когда учился в пятом классе, нас вместо занятий повели в лес — сосны сажать. Мы натягивали веревку, на которой на равном расстоянии друг от друга были завязаны тряпочки. На месте каждой из них копали ямку, сажали сосенку, закапывали. Потом передвигали веревку и делали следующий ряд. Вернувшись домой, я сказал отцу, что уроков сегодня не было — мы деревья сажали. А время тогда сложное было, 1942 год, война. Отец обрадовался, говорит, если наше правительство думает не только о фронте, но и о деревьях, мы войну у немцев выиграем. Так и случилось.
Мне тот разговор очень запал в душу, и я решил, что буду в свободное время сажать деревья. Делал это и на Урале, куда переехал после учебы. Там был завод, который выпускал глинозем и алюминий, на нем работала моя жена Лидия, а я трудился на электростанции. И когда в Николаеве открылся глиноземный завод, нас пригласили сюда. Конечно, мы согласились — жизненные условия и климат на юге Украины намного лучше, чем на Урале. Вот с апреля 1979 года мы с семьей живем в Николаеве.
— Здесь вы тоже сразу начали сажать деревья?
— Да, когда немножко обустроился. У нас был пустынный район, неуютно. Но тогда очень помогал ЖЭК — работники привозили саженцы, раздавали, кому было нужно, я их брал и сажал. Весь наш двор засадил деревцами, и возле загса сажал, и на других улицах. Посадил много, но сколько именно — не знаю. Учет тогда не вел — работа, семья… Не было времени. А в 1998 году, выйдя на пенсию, завел специальный журнал «Что? Где? Когда?», где фиксировал, какие посадил саженцы, когда и где. Сейчас на моем счету более 21 тысячи деревьев.
— Где берете саженцы? Ведь ЖЭКи их уже не раздают.
— Некоторые выкапываю в диких лесопосадках, прореживая там, где слишком густо. В последнее время это в основном вязы. Их легко выкапывать, они хорошо приживаются и не требуют много воды на первых порах после пересадки. Каштаны, гибискусы, катальпы и грецкие орехи выращиваю из семян в пластиковых бутылках. Когда саженец уже высокий, около метра, отрезаю в бутылке дно, и прямо в ней сажаю растение в землю. Такой способ называется контейнерным.
Зачем нужны бутылки? Я ведь сажаю деревья практически круглый год. Осенью и весной принимаются выкопанные поросли, но летом, на жаре и в сухой земле, они погибнут. Поэтому выращиваю их в бутылках и в них же, не повреждая корневой системы, высаживаю деревца на постоянное место. Саму бутылочку потом поднимаю выше по стволу и снимаю. Или же оставляю на какое-то время на поверхности земли — так при поливе расходуется меньше воды, ведь вся она идет прицельно на корень, как через воронку. Все свои деревья обязательно поливаю. Ведь посадить растение — это только пять процентов дела. Не будешь ухаживать — не приживется. Подсчитал, что за эти годы израсходовал на полив больше двухсот кубометров воды — две железнодорожные цистерны. И десять кубометров песка ушло для выращивания саженцев в бутылках. В песке все деревья и даже чубуки винограда подрастают лучше, чем в черноземе, и меньше болеют.
— Раз уж сами заговорили о болезнях. Не так давно вы поломали тазобедренный сустав и очень горевали, что не сможете высаживать деревья.
— Да, была у меня такая, как я ее называю, производственная травма. Вез с дачи саженцы в тележке и, не дойдя до маршрутки метров 300, упал. Встать не мог и позвонил по мобильнику дочке и внучке, чтобы забрали меня. А тем временем ко мне подошли люди, один даже знакомый оказался — председатель садового товарищества. Подняли меня, помогли дождаться приезда родных. Перелом тазобедренного сустава пришлось лечить два месяца. Ходил на костылях, потом перешел на костыль и палочку. А как только смог передвигаться самостоятельно, только с палочкой, тут же вернулся к посадке деревьев. Тазобедренный сустав меня уже не беспокоит, зато спина стала болеть очень сильно. Если куда-то иду, приходится останавливаться и делать передышку каждые сто метров. Обращался с жалобами на спину в военный госпиталь — там меня всегда рады видеть, потому что их территорию тоже засадил деревьями. Врачи сказали, что состояние моего позвоночника такое, что медицина уже бессильна.
— А это значит, что вам надо прекращать таскать саженцы и воду, копать и сажать деревья. Пусть теперь «дело Сердцева» продолжают другие, а вы будете руководить процессом.
— Мы с волонтерами сегодня как раз об этом говорили. Они собрались сажать деревья возле 47-й школы, а я буду у них консультантом. Саженцы тоже им дам свои. А еще меня пригласили в эту школу прочитать детям лекцию на экологическую тему. Я с радостью согласился. Очень люблю общаться с детьми, вдохновлять их своим примером. Бывает, даже на улице подсаживаюсь к молодежи и спрашиваю: «А что едят деревья?» В основном все отвечают: воду! А ведь это не так. Деревья «едят» углерод (кстати, многие школьники даже не знают его формулу), который берут из углекислого газа.
Из-за глобального потепления страдает вся земля, вымирают животные. И решать эту проблему обязаны мы, люди. Каждый из нас по мере своих сил должен принимать в этом участие. Например, сажать как можно больше деревьев, чтобы справляться с переизбытком углекислого газа на планете. Я рассказываю ребятам, как посадка деревьев спасает планету. Демонстрирую фотографии деревьев, которые посадил. А потом мы вместе сажаем молодые деревца.
— Какое у вас самое любимое дерево?
— Катальпа. Я их выращиваю уже пятнадцать лет. Они быстро растут и дают отличную тень. Первые годы занимался акациями — целую аллею акаций посадил, но потом от них отказался. Корни у акации глубокие, выкапывать ее трудно и долго. Тополя теперь тоже не высаживаю — из-за пуха. Большинство моих аллей вязовые. Самая длинная из них — 800 метров. Аллею имени Гагарина я посадил в честь 50-летия первого полета человека в космос. В ней как раз пятьдесят деревьев.
— На программе «Сюрприз, сюрприз» телеканала СТБ вам подарили пятьдесят магнолий.
— А я в свою очередь подарил их городу. Посадил в разных районах Николаева — в зоопарке, в детском городке «Сказка», у вечного огня и на главной площади Николаева — Соборной.
— Побоялся, что такие красивые и дорогие деревья разворуют, если они будут все вместе. А на главной площади их побоятся выкапывать — тут же здания городских властей.
— Вы обращались в мэрию с предложением поделить город на участки и поручить каждому району заниматься его озеленением. Но вам отказали.
— Сейчас никому до этого нет дела. Не так давно я устроил акцию — привез тридцать пять саженцев, чтобы раздать депутатам нашего горсовета. Но им это было ни к чему, ко мне даже никто не подошел. Я отдавал свои молодые деревца обычным людям, недоумевая, зачем же потратил на дорогу 200 гривен, если мог точно так же раздать саженцы у себя возле дома.
Нашему городскому начальству нужно брать пример с Киева, где в 1886 году генерал-губернатор Алексей Игнатьев издал указ о глобальном озеленении Киева с подробным описанием, какие именно деревья и на каких улицах сажать. Благодаря его указу на Крещатике появились первые каштаны. С того времени Киев расцвел, став самым зеленым городом Украины и одним из самых зеленых во всей Европе. Просто потому, что этим занимался не один человек, а весь город.
А у нас деревья сажают только активисты и волонтеры — своими силами и за собственные деньги. Конечно, городу это выгодно — представляете, сколько бюджетных средств николаевская администрация сэкономила благодаря моим стараниям? Ведь ни за одно посаженное дерево я никогда не брал ни копейки. И не возьму! Мне просто нравится смотреть, как дерево произрастает. И знать, что, посадив его, я принес пользу людям. От этого душа радуется. Особенно когда появляется все больше людей, готовых присоединяться и помогать.
— Среди них, конечно, вся ваша семья?
— Жена моя не по этой части. Она за всю жизнь посадила только одно дерево — в нашем дворе. А вот внук Павел, который живет в Одессе, заразился от меня любовью к деревьям. Уже два года мы с ним специализируемся на павловниях. Это красивое и самое быстрорастущее дерево в мире. Павел проращивает в стаканчиках семена, передает мне, я их пересаживаю в пластиковые бутылки, а потом, когда подрастут, — в землю. Правнуки, девятилетняя Анечка и пятилетний Ванюша, вместе со мной сажают деревья на территории их детского сада.
Всеми силами стараюсь привлекать людей к озеленению планеты. Часто бывает, что беру свою тележку, загружаю саженцами, вывожу в людное место и ставлю рядом плакат: «Посади свое дерево! Саженцы бесплатно». Горожане подходят, спрашивают, что к чему. Многие берут саженцы. Единственное мое требование — сказать, где будет расти дерево. Это нужно для статистики, проверять не собираюсь. Знаю, если человек уже взял саженец, то он его не просто посадит, а станет ухаживать, ведь ему будет жалко своего труда."
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...