"Замглавы Офиса президента Кирилл Тимошенко в интервью агентству "Интерфакс-Украина" рассказал, что швейцарская компания Stadler готовится развернуть в Украине завод по производству электропоездов, и уже выбрала место для него", - пише оглядач Денис Стаджи у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"Проект, который начинаем воплощать в жизнь, нужен Киеву и агломерациям вокруг. Комфортабельные поезда со стыковками к метрополитену разгрузят подъезды к столице. Уже в этом году Stadler передаст нам один или два поезда для тестирования", — отметил Тимошенко. Также он увязал начало выпуска городских электричек Stadler с проектом City Express для Киева, Днепра и Харькова, а все в целом — с президентской программой "Большое строительство".
Компания Stadler Rail AG со штаб-квартирой в Швейцарии — один из мировых лидеров по производству подвижного состава для рельсовых дорог: трамваев, поездов метро, пригородных и скоростных поездов, железнодорожных и маневровых локомотивов, а также пассажирских вагонов. Холдинговая компания контролирует девять дочерних предприятий, расположенных в Алжире, Германии, Италии, Нидерландах, Австрии, Швейцарии, Испании, Чехии, Венгрии, США, а также соседних нам Польше и Беларуси.
В прошлые годы взаимодействие концерна Stadler с украинским руководством шло не очень интенсивно: на редких встречах по привычке обсуждались "возможности взаимодействия в модернизации подвижного состава украинской железной дороги". Все резко поменялось в 2021-м.
29 января президент Украины Владимир Зеленский встретился с делегацией Stadler Rail AG во главе с председателем совета директоров, совладельцем холдинга Петером Шпулером (крупнейший акционер, владелец 40% акций компании). "Украинская сторона заинтересована в развитии линий метро в Киеве, Харькове, Днепре, а также в развитии сообщения электричкой и скоростным трамваем в разных городах", — заявил Зеленский и подчеркнул, что Украина имеет собственных производителей рельсового подвижного состава, поэтому важным условием сотрудничества с иностранными компаниями будет максимальная локализация производства на территории Украины.
В свою очередь, Петер Шпулер заявил, что ему интересно создание в Украине совместного производства.
7 мая по результатам переговоров с участием представителей Офиса президента Украины, Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности и Министерства инфраструктуры Украины был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между АО "Укрзалізниця" и компанией Stadler Rail AG. После чего на сайте президента появилось сообщение: "Сейчас Stadler будет искать площадку для строительства завода по производству подвижного состава пригородных поездов и городских трамваев. Следующими шагами будет трансфер технологий и обучение работников для обеспечения качества продукции, соответствующей стандартам компании. Завод будет ориентироваться как на внутреннего украинского потребителя и участие в тендерах, так и на экспорт продукции в другие страны".
На самом деле решение по площадке на тот момент уже было принято. Сперва экс-глава "Укрзалізниці" Владимир Жмак заявил, что представители Stadler, изучая возможности локализации производства в Украине, посетили Киевский вагоноремонтный завод, Дарницкий вагоноремонтный завод, депо "Фастов" и площадку в Бобрике (Броварской р-н). 23 февраля стало известно, что в качестве приоритетной площадки в Украине швейцарская компания рассматривает Киевский электровагоноремонтный завод (КЭВРЗ). Впрочем, официального сообщения об этом пока не было.
22 февраля, выступая на форуме "Украина 30. Инфраструктура", Владимир Зеленский рассказал о работе над усовершенствованием существующих маршрутов поездов "Интерсити", а также анонсировал новый проект пригородных поездов City Express. "Это другой, качественный, современный уровень пригородного сообщения, который, в частности, поможет преодолеть проблемы с трафиком в больших городах. Первый этап проекта включает Киев, Харьков, Днепр", — заявил президент. По его словам, уже стартовала разработка этого проекта по Харькову и Днепру. Касательно Kyiv City Express сейчас идут переговоры с потенциальными партнерами.
Итак, City Express — проект пригородного сообщения электричками в городах-миллионниках Украины. Его задача — разгрузить городской трафик. За счет City Express в "Укрзалізниці" рассчитывают увеличить пассажиропоток пригородного ж/д транспорта с 70 тыс. до 150 тыс. пассажиров ежедневно.
Уже в начале марта директор подразделения "Пассажирская компания" АО "Укрзалізниця" Александр Перцовский заявил, что киевский City Express будет состоять из 40 поездов: 20 модернизированных и 20 новых. На строительство ж/д инфраструктуры проекта, по его словам, необходимо порядка 2,5 млрд грн. А для закупки подвижного состава — около 200 млн евро. "В результате приблизительная цифра — 10 млрд грн, — заявил Перцовский. — На реализацию проекта может уйти три-четыре года. Сроки будут зависеть от стабильности финансирования, качества документации и скорости принятия решений".
Цифры вполне адекватные: Минск по населению вдвое меньше Киева, и там для реализации аналогичного проекта потребовалось 18 электричек Stadler. То есть потребности City Express в Харькове и Днепре составят 15-20 таких поездов в каждом городе.
В Украине готовится к принятию законопроект о локализации, точнее, он был принят в первом чтении еще в 2020 г. Он вводит понятие "степень локализации производства" — показатель местной составляющей в удельном весе стоимости сырья, материалов, узлов, агрегатов, деталей, составных частей и комплектующих изделий, работ, услуг и других составляющих.
Попасть в Prozorro до 2030 г. такие товары смогут только в том случае, если степень их локализации будет превышать определенный, установленный законом, уровень. В первый год действия закона (если его примут) предусматривается 10%-ная локализация, но дальше процент будет ежегодно расти — до 40% в 2027-м.
Смогут ли украинские производители обеспечить потребности Stadler в комплектующих — конечно, отдельный вопрос. С другой стороны, компания может поступить, как в Беларуси — построить собственные цеха по выпуску критических комплектующих (это были электрические преобразователи).
Стоит заметить, что и представители Stadler, подписывая 7 мая меморандум с УЗ, поступили довольно хитро: компания пообещала рассмотреть возможность локализации производства в Украине в том случае, если победит в одном из тендеров и получит заказ на поставку подвижного состава для "Укрзалізниці" (не только для City Express, но и для пригородных и региональных пассажирских перевозок).
Повторимся: если посмотреть на историю взаимоотношений компании Stadler и украинской власти, то мы видим эпизодические контакты в прошлые годы — и бурное развитие отношений с января нынешнего года. Об этом не говорят публично, но все выглядит так, будто Stadler готовится перенести в Украину свое очень мощное производственное подразделение, созданное в прошлые годы в Беларуси.
Дочерняя компания Stadler Minsk была основана в белорусском городе Фаниполь в 2013 г., начала производство трамваев и поездов в 2014-м. До 2020 г. был реализован ряд инвестиционных проектов, швейцарская компания построила полноценный завод по производству вагонов и локомотивов, в Фаниполе она выпускает пригородные, международные поезда и поезда метро, а также трамваи и ряд комплектующих. Общий объем швейцарских инвестиций в проект достиг 100 млн евро.
На предприятии в Фаниполе работает более 1500 человек, выпускается около 400 вагонов Stadler в год, белоруское правительство закупило несколько десятков поездов для железной дороги и метро. Также произведенные в Беларуси поезда и вагоны Stadler поставляются в Россию, Грузию, Азербайджан, все страны СНГ, Боливию, Венгрию и Норвегию. Белорусская "дочка" Stadler достигла 20% мирового объема выпуска этой международной корпорации — это второй по масштабу завод швейцарской группы.
Однако белорусские власти и в прежние годы использовали предприятие как "дойную корову" — то для решения проблем БелЖД, то для внеочередного пополнения бюджета или создания благоприятного международного имиджа. А после 9 августа 2020 г. у белорусского предприятия возникли новые проблемы.
В частности, гендиректор концерна Петер Шпулер в интервью швейцарскому радио SRF заявил, что завод в Фаниполе "столкнулся уже не с экономической, но с политической проблемой". По его словам, дело не только в забастовках: швейцарские правозащитные организации требуют, чтобы компания Stadler Rail и ее руководитель ясно дистанцировались от правительства Александра Лукашенко, который считает себя президентом Беларуси.
Но куда большую угрозу для предприятия сейчас представляют экономические санкции, вводимые против Беларуси, — они могут полностью парализовать производство. В этой ситуации все выглядит так, что руководство концерна Stadler решило создать производственную площадку в Украине, чтобы перенести туда мощности завода в Беларуси, где риски для ведения бизнеса стали слишком высоки.
В таком случае для украинского предприятия собственно украинский рынок будет важным, но не ключевым — если на него переведут экспортные контракты завода в Фаниполе (а слухи об этом уже ходят в Беларуси), он будет вполне загружен работой".
Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...
"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...