"Внешняя политика Украины в свете непрекращающейся агрессии Кремля является неотъемлемой составляющей политики государственной. И с приходом на Банковую Владимира Зеленского звучало немало нареканий на то, как она осуществляется", - пише оглядач Владислав Гирман у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"Впрочем, как и на деятельность правительства Алексея Гончарука. Кабмин перезагрузили, некоторые посты заняли новые министры, в том числе сменился и глава Министерства иностранных дел. Изменятся ли подходы ведомства к работе?
Дмитрий Кулеба заявил, что намерен реформировать министерство. Каким образом? Во время встречи-знакомства с работниками МИДа новый министр сделал несколько важных заявлений.
Первое касается своего рода пересмотра статуса дипломатов на местах. По словам Кулебы, самым важным человеком в МИДе должен стать атташе, а не министр. "Человек, который снизу будет мотивировать людей, подталкивать вверх процессы и получать свою награду в виде карьерного роста. Работать по принципу, когда я раздаю поручение, - не мой стиль. Я всегда жду, чтобы ко мне приходили и говорили: "А давайте сделаем вот это", - пояснил Кулеба. В общем, если каждый украинец - президент, то каждый атташе - министр иностранных дел. Но, с другой стороны, есть различие: далеко не каждый украинец может эффективно выполнять президентские функции, а атташе, первый/второй секретарь, консул, профессионально развиваясь на дипслужбе, вполне могут дорасти до уровня министра.
Второе заявление касается среднего и верхнего звеньев МИДа. "Заместители министра будут пользоваться моим полным доверием. Разговор с заместителем министра будет иметь такой же вес, как разговор с министром. Это будет касаться не только внутренних, но и международных встреч. Исключением будут лишь несколько стран с учетом их внутренней ситуации", - отметил Кулеба.
Он дал понять, что хочет усилить институт заместителей и, по сути, провести дипломатическую диверсификацию, предлагая по примеру западных внешнеполитических ведомств включить деск-офисеров в коммуникацию с партнерами.
Такая модель, к примеру, свойственна Государственному департаменту США, где, помимо госсекретаря, публично работает целая армия дипломатов: заместители по политическим вопросам, по вопросам управления, по экономическому росту, энергетике и экологии, по связям с общественностью, по контролю над вооружениями и вопросам международной безопасности, по вопросам гражданской безопасности, демократии и прав человека.
За каждым заместителем закреплены бюро и различные службы, курирующие конкретные направления (Евразию, Африку, разведку, дипмиссии, бизнес и экономику, образование, вооружения, борьбу с терроризмом и т. п.). И нельзя сказать, что только лишь госсекретарь артикулирует позицию Соединенных Штатов. Не меньший вес имеют слова как его заместителей, так и помощников заместителей, глав бюро или одного конкретного специалиста. Таковым, например, был спецпредставитель по вопросам Украины Курт Волкер. Все они присутствуют в информпространстве и создании внешнеполитической повестки США, отвечая каждый за свое направление.
Украинский МИД таким уровнем коммуникации пока, к сожалению, похвастать не может. Что, впрочем, не означает, что департаменты с утра до вечера играют в "Косынку". Ведется огромная, но исключенная из публичных коммуникаций работа. Вот кого зачастую слышно? Министра (ранее Вадима Пристайко, сейчас уже Кулебу), время от времени постпреда при ООН Владимира Ельченко, пресс-секретаря Екатерину Зеленко, а ранее ставшую послом в Эстонии Марьяну Бецу. При Павле Климкине топ-спикером был посол в США Валерий Чалый ввиду значения отношений со Штатами. Но Чалого Зеленский уволил, а относительно преемника ведется продолжительная дискуссия с Вашингтоном. Также присутствовала в медиапространстве экс-замминистра Лана Зеркаль. Однако опять же к судебным спорам с Россией в международных арбитражах новая власть несколько охладела, и вопрос лишился актуальности.
Если Кулеба осуществит задуманное - прекрасно. Это позволит разгрузить главу ведомства, выведет на авансцену профильных дипломатов.
Проблема в том, что в Киеве, по сути, решили "слизать" модель Госдепа, существующую в данный конкретный момент. А нынешний Госдеп, как говорится, "уже не торт". Есть Дональд Трамп и его Twitter-дипломатия, и есть очень лояльный к нему Майк Помпео, который уволил посла в Киеве Мари Йованович, несмотря на неприятие со стороны дипкорпуса, и есть очень урезанный штат ведомства. Сокращения, напомним, начались сразу после прихода Трампа в Овальный кабинет.
И как бы Зеленский ни равнялся на Трампа, о чем он говорил во время телефонных разговоров с американским лидером, он все же не Трамп. Тот при всей его неординарности, скандальности, порой детском поведении все же игрок сильный. И роль Трампа в формировании внешней политики огромна. И что главное — предельно была и есть понятна: "нагнуть" Китай и Иран; заставить Канаду и Мексику пересмотреть торговое соглашение; заставить членов НАТО платить больше; поддержка Израиля и Саудовской Аравии; добиться мира с "рокетменом" Кимом; попытаться наладить диалог с Россией, когда это станет возможным и целесообразным.
Понятна ли так же внешняя политика Зеленского? Нет. Украина вроде как в НАТО и ЕС продолжает движение, и Кулеба это подтверждает, однако параллельно Зеленский заглядывает в глаза Путину. То есть внешняя политика формируется по принципу и вашим и нашим и под аплодисменты, пожалуйста. При этом, в отличие от Трампа, не Зеленским, а его подчиненным - главой ОПУ Андреем Ермаком. Именно он по большей части общается с иностранными дипломатами, в частности с послами стран G7, от имени Банковой. Да, украинский президент вчера тоже с ними встретился - в Полтаве пива выпил. Однако переговоры по существу, выходит, проводит Ермак. И не всегда публично, а в качестве украинского Руди Джулиани.
Будет ли Кулеба независимым министром с учетом влияния Ермака, у которого были нелады в отношениях с Пристайко? Пусть он и не был в откровенной оппозиции. И все равно ведь "ушли", хоть и недалеко - на должность Кулебы, потому что, как пишет один Telegram-канал с Банковой, Зеленский его уважает как профессионала. Пристайко, напомним, также заявлял о необходимости пересмотра минских договоренностей, что возмущает Москву. Интересно, продолжит ли эту линию его преемник? Или же не будет рисковать своим креслом и идти на конфликт с Ермаком?
Есть основания предполагать, что не будет. Потому-то американская модель внешнеполитического ведомства даже в текущей ее вариации в Украине невозможна. Задает тон по наиболее болезненным для Украины вопросам, повторимся, не Зеленский, а руководитель его Офиса. Мнение главы МИД и самого ведомства особой роли играть не будет. Им светит участь исполнителей".
Президент Сполучених Штатів Джо Байден намагається витиснути максимум допомоги для України до завершення своїх повноважень, які добігають кінця на початку 2025 року. Зокрема, в Адміністрації розглядають можливість повернення ядерної зброї. Про це повід...
Російські окупанти планували наступальну операцію на Харківському та Сумському напрямку 1−15 червня 2024 року. Про це NV повідомило високопоставлене джерело в ЗСУ, передають Патріоти України. Підготовку до нового наступу окупанти завершили наприкінці т...