Верховна Рада 15 червня ухвалила закон про одноразове декларування активів фізосіб для легалізації свіх доходів. Оскільки відповідний законопроект був поданий президентом, то шанси, що глава держави його підпише, дуже високі. Патріоти України пропонують розібратися, з якою метою оголошена амністія капіталів і які її основні параметри. Далі - мовою оригіналу.
"Мы живем в мире, в котором деньги становятся все более публичным вопросом — человек не может из ниоткуда достать их и купить квартиру. И деньги, которые имеют паспорт в виде декларации об уплате налогов, дороже, чем те, что наши чиновники привыкли закапывать у себя в саду", — так видит логику принятия закона управляющий партнер юридической компании Juscutum Артем Афян.
Движение в сторону нормальной уплаты налогов, по его мнению, невозможно без нулевой декларации (сразу отметим — ее пока не вводят), а нулевая декларация обязательно должна быть сопряжена с амнистией. Государство как бы подводит черту и говорит: "Ок, мы не будем сейчас гоняться за каждым и спрашивать — уплатил ли ты налоги? Вы заплатите компромиссную сумму и с этого момента легально станете богатыми людьми. И после этого — с недвижимостью, ценными бумагами и деньгами на счетах в банке — вы можете двигаться дальше: инвестировать или тратить на что угодно".
По мнению Афяна, государство и так ведет учет всех уплаченных гражданами налогов, но этим законом хочет провести сверку: если человек жил на минимальную зарплату, но за это время стал владельцем трех квартир, стоимость которых намного выше полученных доходов, то эти доходы можно обелить.
В свою очередь Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner, считает, что налоговой амнистией государство подталкивает всех, кто хранил накопленные средства дома в наличной форме, отнести их в банк и заплатить за это государству 5% налога. Ведь сейчас налоговая не может просто так обнаружить эти деньги — разве что во время обыска, для которого нужно основание. "Соответственно, обложить налогом накопления, что находятся в сейфе или под подушкой, не представляется возможным", — сказал он.
Легализовать незадекларированные доходы можно и сейчас, заплатив 18% налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора. "Однако это касается только тех доходов, которые были получены легально — например, иностранные дивиденды", — уточняет Владимир Мисечко, управляющий партнер компании "Мисечко и Партнеры". Если же такие доходы были получены иным способом, то прежде чем декларировать, нужно объяснить их происхождение. А вот доходы, полученные преступным путем, не могут быть включены в добровольное декларирование, их не получится обелить.
Государство постепенно усиливает контроль за деньгами граждан, требуя доказывать их происхождение. Например, сегодня все расчеты по нотариальным сделкам на сумму свыше 50 тыс. грн должны осуществляться только по безналу — то есть через банк. Банки же проводят финансовый мониторинг этих средств по закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». И пороговая сумма для начального финмониторинга — от 400 тыс. грн.
"Другими словами, покупка недвижимости на суму свыше 400 тыс. грн потребует объяснения происхождения средств. В случае отсутствия таких документов банк может отказать в проведении платежа, а в некоторых случаях даже заморозить средства", — пояснил Мисечко.
По словам партнера практики налогового и корпоративного права ASA GROUP Юлии Федосюк, сейчас у многих возникают трудности с финмониторингом при покупке, например, новых автомобилей или квартир у застройщиков, внесении средств в уставной капитал наличными, поскольку банки требуют показать их происхождение.
Однако в банковской сфере с 2019 г. нет единого стандарта проверки происхождения средств, отметил адвокат адвокатского объединения Moris Group Артем Устюгов. НБУ теперь задает лишь политику в этом направлении, а методы проверки и перечень подтверждающих документов банки выбирают и определяют самостоятельно. Но при этом, если будет установлено, что банк допустил нарушения при проведении финмониторинга клиента, ему угрожают большие штрафы. Поэтому ситуация с проверкой происхождения средств зависит от конкретного банка — вопросы могут возникнуть и при внесении на счет даже 100 тыс. грн. Хотя могут быть варианты, когда, наоборот, вопросов можно избежать, если 1 млн грн внести не одноразово, а, например, разбив на четыре части.
Таким образом, предложенная амнистия — это выгодное предложение для тех, у кого есть крупные активы сомнительного (в смысле уплаты налогов) происхождения и кто не хочет рисковать, засвечивая эти суммы или имущество, уже сейчас. Заплатить 5% лучше, чем 18% + 1,5%, да еще и пеню за несвоевременность.
Напомним, что закон устанавливает определенную имущественную "планку", и власть предлагает декларировать доходы и активы, которые выше нее. Планка имеет такие параметры: квартира площадью до 120 кв. м, дом до 240 кв. м, нежилое помещение до 60 кв. м, земля в рамках норм бесплатной приватизации, машина с объемом до 3 000 куб. см и не дороже 2,25 млн грн. и еще активы на 400 тыс. грн. Владельцу активов даже самого сомнительного происхождения, которые не превышают эту планку, подавать декларацию не имеет смысла.
Однако несмотря на масштабность кампании, некоторые юристы считают, что декларироваться будут не самые крупные суммы. Артем Устюгов пояснил, что, с одной стороны — закон запрещает подавать добровольные декларации чиновникам высокого ранга, а это значит, они не смогут легализовать доходы, с которых не заплатили налоги.
С другой стороны — те, кто зарабатывает несколько миллионов гривень в год, как правило, уже позаботились о том, чтобы объяснить происхождение денег и, например, зарегистрировали ФОП (включение в третью группу плательщиков единого налога позволяет иметь максимальный годовой доход в 7 млн грн в год). Очень уж большие деньги, с которых не уплачены налоги, по мнению Артема Устюгова, владельцы декларировать не будут — побоятся рисковать. Поэтому остаются в основном те, кто работает за хорошую зарплату в конверте и планирует в будущем дорогие покупки.
Несмотря на предложение власти гражданам "зарыть топор войны", обелиться, уплатить компромиссный налог и жить дальше спокойно, в законе есть и подводные камни. И здесь нужно провести разграничение — между ответственностью за неуплату налогов и проверкой происхождения средств. Освобождение от первой не означает автоматического избежания второго.
Закон прописан таким образом, что существенных выгод физлица от него не получат, считает Атрем Устюгов. Более того, может быть обратный эффект в случае, если человек захочет задекларировать наличные средства. Ведь после того, как он откроет спецсчет в банке, зачислит на него деньги и потом задекларирует их, может показаться, что все проблемы решены: налоги с этих денег будут удержаны и налоговые органы не будут иметь по ним претензий. Но не все так просто.
Конечно, проблем с налоговой действительно может не возникнуть: налогоплательщик обязан хранить документы до трех лет и налоговая проверка может быть проведена не больше, чем за три года деятельности (с момента подачи последней декларации). Поэтому даже если физлицо по принятому закону добровольно не задекларирует 800 тыс. грн, то с суммы до 400 тыс. грн платить налог не нужно, а относительно остальных 400 тыс. — можно заявить, что они заработаны пять лет назад и проверить это законных механизмов у налоговой не будет.
Сказанное выше касается лишь отношений с налоговой. Но не все так гладко. Почему?
"В этом случае физлицо столкнется с гораздо большей проблемой, чем налоговая — с финансовым мониторингом банковского учреждения, которое будет проверять источники происхождения средств", — сказал Устюгов.
В принятом законе о налоговой амнистии прямо указано, что размещение на спецсчетах денег в банках не освобождает от прохождения физлицом финансового мониторинга — установления источника происхождения денежных средств. При этом финмониторинг в качестве подтверждения обычно требует документы не старше 3-4 лет, что очень усложняет доказывание легальности происхождения даже действительно легальных средств. А если подтверждения не предоставить, то финмониторинг банка может заблокировать деньги на всех ваших счетах, и сообщить об этом в правоохранительные органы. "А как мы помним, закон о налоговой амнистии освобождает лишь от ответственности по уклонению от уплаты налогов и ЕСВ, но не от ответственности за легализацию средств, полученных преступным путем — статья 209 Уголовного кодекса", — сказал Артем Устюгов.
Сложности могут возникнуть и у тех, кто задекларирует, например, большой перечень недвижимости. "Если человек задекларирует, что у него есть несколько десятков квартир, то информация об этом с высокой долей вероятности уйдет в правоохранительные органы. А те уже станут задавать вопросы в связи с той же статьей 209 Уголовного кодекса", — отметил Артем Устюгов.
И он не одинок в своих опасениях. "Финмониторинг никто не отменял, и никто не гарантирует, что СБУ или Нацполиция не заподозрит, что средства или активы получены в результате каких-то иных преступлений, не налоговых", — отметила Юлия Федосюк.
Принятый закон не предполагает ужесточения наказания за уклонение от уплаты налогов. Можно сказать, что он предлагает людям, у которых есть "небелые" доходы и купленное на них крупное имущество, легкий способ выйти на свет, своего рода "пряник". Однако если бы после амнистии все просто вернулось на круги своя, то это была бы полумера: ведь многие, кому есть что скрывать, и сейчас не легализируются (даже с описанными выше рисками при крупных покупках) и, возможно, не захотят лишаться 5% от наколенных сумм. Однако через год ничто не мешает власти придумать новые "кнуты".
Во-первых, есть очевидная тенденция: скрывать доходы с каждым годом становится все сложнее (тот же закон о финмониторинге действует только с 2020 г.). Во-вторых, юристы склоняются к тому, что после окончания кампании по добровольному декларированию можно ждать ужесточения наказания за сокрытие доходов от налогообложения.
"Ожидается, что после завершения сроков налоговой амнистии последует «закручивание гаек», ужесточение ответственности, возможно, введение непрямых методов контроля уплаты налогов", — сказала Юлия Федосюк.
Согласен с коллегой и Владимир Мисечко, который считает, что, скорее всего, ужесточатся требования к наличным расчетам, а также будут предоставлены права фискальным органам проверять незадекларированные активы граждан.
Можно развить эту мысль: если постоянно снижать планку для расчета наличными, как делают некоторые европейские страны, то за наличку уже мало что можно будет купить, а расходы по безналу — легко отследить (особенно если расширить права уполномоченных органов).
Добавим, что самым логичным продолжением амнистии капиталов было бы введение так называемой нулевой декларации — обязательной для всех граждан. Тогда вырисовывается такая схема: сначала государство ставит точку отсчета (это либо имущество, которое гражданин внес в добровольную декларацию, либо, если он этого не делал — перечисленный выше минимум в виде 400 тыс., 1 квартиры и т.д.). Точка отсчета — это результаты амнистии 2021-2022 гг. А далее — вводится налог на прирост капитала. И если потом у гражданина обнаружится "неучтенный дом" — то придется раскошелиться. Остается еще раз напомнить, что речь, конечно, идет только о том имуществе и средствах, происхождение и уплату налогов с которых нельзя доказать.
Юлія Саніна, яка заявила про скасування концерту The Hardkiss у Києві, чим спричинила бурхливе обговорення в мережі, похвалилася сімейним відпочинком на гірськолижному курорті та нарвалася на хейт. На особистій сторінці в Instagram співачка виклала сер...
Очільниця німецького МЗС Анналена Бербок відмовилась робити спільне фото з канцлером Олафом Шольцом після його відмови погодити новий пакет допомоги Україні. Світлина, яку опублікувало видання Bild, викликала бурхливу реакцію у мережі, зазначають Патрі...