"Развитие военного флота все годы независимости Украины шло хаотически. Вплоть до 2014 г. генералы не могли определиться с вероятным противником, а значит и расставить приоритеты", - пише військовий експерт Михайло Жирохов у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"А пока время уходило, наиболее современные корабли понемногу «пускали на иголки», моряки массово переходили на службу в российский флот — благо для этого даже не надо было уезжать из Крыма.
Когда весной 2014 г. россияне оккупировали АРК, наши ВМС лишились всего — от баз до личного состава и наиболее современных кораблей и судов. А вскоре начались попытки воссоздания флота и попутно написания чего-то похожего на доктрину развития Военно-Морских сил Украины.
Сначала упор делался на создание «москитного флота» из катеров разного назначения с опорой на собственные силы. Но с изменением общей политической ситуации в стране начались и попытки написать новую концепцию И вот в конце апреля свет увидела доктрина, разработанная Институтом Военно-Морских сил Национального университета «Одесская морская академия» совместно с кафедрой ВМС Национального университета обороны Украины имени Ивана Черняховского и командованием ВМС Украины.
Кроме довольно-таки стандартных мантр о «строительстве, закупке или получении за счет международной технической помощи новых кораблей и модернизации имеющегося корабельного состава» прозвучал и тезис о возрождении подводных сил флота.
Стоит сказать, что опыт Украины в плане эксплуатации подводных лодок был крайне скудным — в составе военного флота была единственная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641, спущенная на воду в мае 1970 г. Б-435/U01 «Запорожье». Полученная в результате раздела Черноморского флота СССР в 1997 г., она практически все время службы была проблемной. Россияне передали Украине самую плохую в техническом состоянии технику, в частности, аккумуляторные батареи лодки были с истекшим сроком службы. Поэтому говорить о том, что она имела какую-то боевую ценность, не приходится — все время на нее искали деньги для ремонта.
Весной 2014 г. она была захвачена россиянами и ныне находится в Южной бухте оккупированного Севастополя. Российские власти, с одной стороны, заявляли, что не планируют включать ее в состав ВМС РФ из-за плохого технического состояния, а с другой — проводили все плановые работы по поддержанию ее в нормальном состоянии. Регулярно звучат предложения о превращении лодки в музей, однако никаких конкретных шагов для этого не предпринимается.
Но вернемся к перспективам. Возобновление парка средних дизель-электрических лодок практически невозможно, так как у Украины осталась единственная военно-морская база в Одессе, где донный не позволяет сразу же после выхода занимать подводное положение (минимальная безопасная глубина для подводных лодок среднего класса — 40 м). Чтобы добраться южнее Змеиного, подводная лодка из Одессы должна идти в надводном положении под сильным корабельным и воздушным прикрытием. То есть теряется одно из основных преимуществ подлодки — скрытность выдвижения.
В таких условиях практически единственным вариантом для развития подводного флота может быть покупка малых или сверхмалых подводных лодок. Такие лодки могут быть разного назначения — как торпедно-ракетные, так и разведывательно-диверсионные, предназначенные только для разведки или минирования (самостоятельно или с помощью водолазов). Попутно отметим, что под «сверхмалой подводной лодкой» обычно подразумевают субмарину с водоизмещением меньше 150 т, которой может управлять экипаж из двух-трех человек.
Опыт использования таких лодок в мире накоплен достаточный. Можно вспомнить хоть Северную Корею, которая наравне с разработкой баллистических ракет подводного базирования и носителей под них, сделала упор на сверхмалые подлодки, которые ныне составляют основу ее подводного флота.
Как показал инцидент в Желтом море в марте 2010 г., когда торпеда, выпущенная одной северокорейской подлодкой, потопила южнокорейский корвет типа Pohang, потенциал этой военной техники не исчерпан. Быстро строящиеся и экономичные в эксплуатации малые подлодки дают возможность даже небольшому военно-морскому флоту уничтожать современные корабли противника.
С другой стороны, вполне очевидно, что такой подводный флот не сможет противостоять ЧФ РФ в открытом море, зато может быть использован для уничтожения кораблей в местах базирования и противодействия амфибийным силам противника на десантоопасных направлениях.
Да и доставка групп морского спецназа для выполнения специфических задач с помощью таких лодок намного эффективнее, чем вертолетом или самолетом.
Таким образом, можно говорить о том, что наличие достаточно большого флота малых или сверхмалых подводных лодок в составе ВМСУ могло бы быть серьезным асимметрическим ответом России на развертывание в акватории Черного моря мощных морских сил.
Создать подводный флот собственными силами Украина не сможет — у наших предприятий нет абсолютно никакого опыта постройки даже небольшого подводного судна. Поэтому стоит рассматривать только варианты покупки.
В Европе наиболее известными производителями являются французские и итальянские фирмы. Из реальных вариантов — это прежде всего серия подводных лодок итальянской фирмы DRASS – длиной от 21 до 34 метров с различными возможностями. Малую подводную лодку можно купить за $70-80 млн, а сверхмалую еще дешевле. Если вспомнить, что только на один корвет государство планирует потратить $250 млн, то становится понятно, что создание подводного флота — не такая уж неподъемная задача для скромного украинского военного бюджета".
Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...
"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...