Рівні умови з вітчизняним бізнесом: Навіщо Україна ввела "Податок на Google", - аналітик

"3 июня Верховная Рада приняла закон об изменениях в Налоговый кодекс (законопроект №4184), который вводит уплату налога на добавленную стоимость для компаний-нерезидентов, предоставляющих электронные услуги на территории Украины. Чтобы эти изменения вступили в силу, их еще должен будет одобрить президент", - пише оглядач Олександр Суков у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

"Этот закон уже успели прозвать "Налогом на Google", и он касается таких крупных компаний, как Amazon, Facebook, Apple, Instagram, Linkedin, YouТube, Viber и многих других, услугами которых украинцы пользуются каждый день.

В законе перечислены виды услуг, за которые теперь международные компании должны будут платить налог в Украине. Сюда входит поставка через интернет различных текстов или изображений, в том числе — фотографий, журналов и электронных книг, аудиовизуальных произведений, игр. В перечень входит предоставления доступа к информационным, образовательным и развлекательным ресурсам. Также под налогообложение подпадают услуги облачных технологий для вычислений и размещения данных, поставка программного обеспечения, мобильных приложений.

При этом к электронным услугам не относятся (а значит, не будут облагаться налогом) те услуги, которые только заказываются через интернет, но предоставляются физически, не через сеть. Например, заказ через интернет-магазин AliExpress товара, который затем физически доставляется почтовой службой, облагаться НДС не будет. Не считаются электронными услугами поставка программного обеспечения или игр на материальных носителях.

Ну и самое главное — под налогообложение не попадает сама услуга доступа к интернету. То есть НДС международные компании будут платить только за тот контент, за который они берут с украинцев деньги. Поэтому, например, заказ через интернет такси, еды и различного рода консультации по электронной почте электронными услугами не считаются и облагаться налогом не будут.

Отразится ли это на цене электронных услуг, которые мы покупаем через интернет, — вопрос неопределенный: закон не указывает, что именно конечный потребитель должен оплатить НДС компании, а уже та — в государственный бюджет. Поэтому в одних случаях, в зависимости от рыночной ситуации, компании могут взять дополнительные затраты, возникшие в связи с уплатой налога, на себя, ужав свою прибыль, а в других — переложив новые затраты на потребителя.

Платить НДС в Украине будут те компании-нерезиденты, объем продаж электронных услуг на территории Украины которых превышает 1 млн грн в год. Однако никто их бухгалтерию проверять не будет — потенциальные плательщики сами должны будут подсчитать, сколько отдать украинской казне. Для этого они должны будут идентифицировать клиентов в Украине, ориентируясь на код страны в телефонном номере, местонахождение провайдера, IP- адрес клиента или банк, с которого пришли деньги.

Зачем нам этот закон

Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, который и был инициатором этого закона, пояснил, что никаких новых налогов он не вводит, лишь заставит такие цифровые гиганты и транснациональные корпорации, как Facebook или Netflix, платить НДС в стране, где они зарабатывают деньги. И это не изобретенный в Украине "велосипед" — мы просто идем курсом цивилизованных стран, которые перекрывают налоговые лазейки. Лазейки состоят в том, что крупные технологические гиганты структурируют свой бизнес таким образом, чтобы платить в тех странах, где они получают огромные прибыли, лишь крошечные суммы налогов.

Поэтому, например, Франция в 2019 г. ввела так называемой налог GAFA (по первым буквам названий компаний, которых он коснулся в первую очередь, — Google, Apple, Facebook и Amazon). Он предусматривал, что интернет-компании с доходов более 750 млн евро, из которых не менее 25 млн зарабатывают во Франции, должны будут платить во французскую казну 3% подоходного налога. Только за вторую половину 2019 г. техногиганты должны были заплатить около 400 млн евро.

Еще за два года до Франции налогообложение крупных интернет-компаний было введено в России — они также должны были оплачивать НДС. На налоговый учет с момента введения налогообложения стало почти 1,6 тыс. компаний, которые только за 2018 г. заплатили 12 млрд руб. налогов (около 5 млрд грн по курсу на то время). Аналогичные налоговые правила для интернет-компаний были введены в 2018 г. и в Беларуси.

Особо следует отметить, что закон установит одинаковые правила налогообложения для международных гигантов, которые только зарабатывают в Украине, и отечественных компаний, которые созданы здесь и платят налоги с первого дня своего существования. Ведь если сегодня украинец пользуется платным сервисом хранения данных, который предоставляет компания-нерезидент, то эта компания в украинский бюджет НДС не платит. А вот если украинец решил создать такой же сервис здесь же, в Украине, платить налог ему придется уже с первого клиента.

Как техногиганты зарабатывают в Украине

Сколько международные компании зарабатывают на украинцах, подсчитать сложно, но можно составить приблизительное представление. Например, по данным исследовательской компании Gemius Ukraine, в 2019 г. Google и Facebook вошли в пятерку крупнейших продавцов рекламы в Украине. Месячные просмотры рекламы у Google за этот год составили 5271 млн, а Facebook — 547 млн, и Google являлся лидером по показателю месячных просмотров рекламы с долей 65%.

У Google есть представительство в Украине — ООО "Гугл" , основным видом деятельности которого является реклама. Украинское подразделение Google еще в 2017 г. получило доход около 1,6 млрд грн и заплатило около 260 млн грн налога на прибыль, а в 2018 г. — уже около 2,5 млрд грн дохода и 31 млн грн налога. А в 2019 г. ООО "Гугл", по данным Государственной фискальной службы, заняло 75-е место в рейтинге крупнейших налогоплательщиков в Украине, заплатив около 750 млн грн всех налогов.

В то же время Facebook своего представительства в Украине не имеет, поэтому, очевидно, ведет рекламную деятельность через иностранную компанию. Хотя охват аудитории соцсетью Facebook и принадлежащей ей же сетью Instagram — огромный. По данным коммуникационного агентства PlusOne, по состоянию на январь этого года Facebook выросла до 16 млн пользователей, а Instagram — до 14 млн. При этом аудитории обоих сервисов прибавили за последние полгода по 1 млн пользователей. А аудитория в Украине, которую можно охватить рекламными инструментами Facebook, выросла до 22 млн человек.

Другие сервисы также не намного отстали от лидеров. Например, численность игроков World of Tanks – популярной игрушки, созданной белорусской компанией Wargaming, составляет 8 млн человек. При этом три из 10 игроков платят за игры, и те, кто платит, тратят в месяц 250-500 грн.

Взимание налога с электронных сервисов позволит привлечь в бюджет дополнительно около 3 млн грн в год только за счет сборов с рекламы. А с учетом того, что реклама постоянно перетекает из классической в электронную, объем поступлений будет только возрастать".

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

GAME OF CHICKEN / ГРА В БОЯГУЗА

четвер, 21 листопад 2024, 22:25

Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. "Текст трохи...

Геополітичні "наперстки" Байдена-Трампа: Зеленський у грі, - Голобуцький

четвер, 21 листопад 2024, 22:04

"Схоже, своєю заявою щодо Криму президент України послав західним лідерам сигнал, що готовий сідати і домовлятися. Путін - стоїть на своїх, давно озвучених позиціях. Чи вдасться дуету американських президентів Байдена і Трампа за допомогою певних дій і...