"3 июня Верховная Рада приняла закон об изменениях в Налоговый кодекс (законопроект №4184), который вводит уплату налога на добавленную стоимость для компаний-нерезидентов, предоставляющих электронные услуги на территории Украины. Чтобы эти изменения вступили в силу, их еще должен будет одобрить президент", - пише оглядач Олександр Суков у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"Этот закон уже успели прозвать "Налогом на Google", и он касается таких крупных компаний, как Amazon, Facebook, Apple, Instagram, Linkedin, YouТube, Viber и многих других, услугами которых украинцы пользуются каждый день.
В законе перечислены виды услуг, за которые теперь международные компании должны будут платить налог в Украине. Сюда входит поставка через интернет различных текстов или изображений, в том числе — фотографий, журналов и электронных книг, аудиовизуальных произведений, игр. В перечень входит предоставления доступа к информационным, образовательным и развлекательным ресурсам. Также под налогообложение подпадают услуги облачных технологий для вычислений и размещения данных, поставка программного обеспечения, мобильных приложений.
При этом к электронным услугам не относятся (а значит, не будут облагаться налогом) те услуги, которые только заказываются через интернет, но предоставляются физически, не через сеть. Например, заказ через интернет-магазин AliExpress товара, который затем физически доставляется почтовой службой, облагаться НДС не будет. Не считаются электронными услугами поставка программного обеспечения или игр на материальных носителях.
Ну и самое главное — под налогообложение не попадает сама услуга доступа к интернету. То есть НДС международные компании будут платить только за тот контент, за который они берут с украинцев деньги. Поэтому, например, заказ через интернет такси, еды и различного рода консультации по электронной почте электронными услугами не считаются и облагаться налогом не будут.
Отразится ли это на цене электронных услуг, которые мы покупаем через интернет, — вопрос неопределенный: закон не указывает, что именно конечный потребитель должен оплатить НДС компании, а уже та — в государственный бюджет. Поэтому в одних случаях, в зависимости от рыночной ситуации, компании могут взять дополнительные затраты, возникшие в связи с уплатой налога, на себя, ужав свою прибыль, а в других — переложив новые затраты на потребителя.
Платить НДС в Украине будут те компании-нерезиденты, объем продаж электронных услуг на территории Украины которых превышает 1 млн грн в год. Однако никто их бухгалтерию проверять не будет — потенциальные плательщики сами должны будут подсчитать, сколько отдать украинской казне. Для этого они должны будут идентифицировать клиентов в Украине, ориентируясь на код страны в телефонном номере, местонахождение провайдера, IP- адрес клиента или банк, с которого пришли деньги.
Глава налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, который и был инициатором этого закона, пояснил, что никаких новых налогов он не вводит, лишь заставит такие цифровые гиганты и транснациональные корпорации, как Facebook или Netflix, платить НДС в стране, где они зарабатывают деньги. И это не изобретенный в Украине "велосипед" — мы просто идем курсом цивилизованных стран, которые перекрывают налоговые лазейки. Лазейки состоят в том, что крупные технологические гиганты структурируют свой бизнес таким образом, чтобы платить в тех странах, где они получают огромные прибыли, лишь крошечные суммы налогов.
Поэтому, например, Франция в 2019 г. ввела так называемой налог GAFA (по первым буквам названий компаний, которых он коснулся в первую очередь, — Google, Apple, Facebook и Amazon). Он предусматривал, что интернет-компании с доходов более 750 млн евро, из которых не менее 25 млн зарабатывают во Франции, должны будут платить во французскую казну 3% подоходного налога. Только за вторую половину 2019 г. техногиганты должны были заплатить около 400 млн евро.
Еще за два года до Франции налогообложение крупных интернет-компаний было введено в России — они также должны были оплачивать НДС. На налоговый учет с момента введения налогообложения стало почти 1,6 тыс. компаний, которые только за 2018 г. заплатили 12 млрд руб. налогов (около 5 млрд грн по курсу на то время). Аналогичные налоговые правила для интернет-компаний были введены в 2018 г. и в Беларуси.
Особо следует отметить, что закон установит одинаковые правила налогообложения для международных гигантов, которые только зарабатывают в Украине, и отечественных компаний, которые созданы здесь и платят налоги с первого дня своего существования. Ведь если сегодня украинец пользуется платным сервисом хранения данных, который предоставляет компания-нерезидент, то эта компания в украинский бюджет НДС не платит. А вот если украинец решил создать такой же сервис здесь же, в Украине, платить налог ему придется уже с первого клиента.
Сколько международные компании зарабатывают на украинцах, подсчитать сложно, но можно составить приблизительное представление. Например, по данным исследовательской компании Gemius Ukraine, в 2019 г. Google и Facebook вошли в пятерку крупнейших продавцов рекламы в Украине. Месячные просмотры рекламы у Google за этот год составили 5271 млн, а Facebook — 547 млн, и Google являлся лидером по показателю месячных просмотров рекламы с долей 65%.
У Google есть представительство в Украине — ООО "Гугл" , основным видом деятельности которого является реклама. Украинское подразделение Google еще в 2017 г. получило доход около 1,6 млрд грн и заплатило около 260 млн грн налога на прибыль, а в 2018 г. — уже около 2,5 млрд грн дохода и 31 млн грн налога. А в 2019 г. ООО "Гугл", по данным Государственной фискальной службы, заняло 75-е место в рейтинге крупнейших налогоплательщиков в Украине, заплатив около 750 млн грн всех налогов.
В то же время Facebook своего представительства в Украине не имеет, поэтому, очевидно, ведет рекламную деятельность через иностранную компанию. Хотя охват аудитории соцсетью Facebook и принадлежащей ей же сетью Instagram — огромный. По данным коммуникационного агентства PlusOne, по состоянию на январь этого года Facebook выросла до 16 млн пользователей, а Instagram — до 14 млн. При этом аудитории обоих сервисов прибавили за последние полгода по 1 млн пользователей. А аудитория в Украине, которую можно охватить рекламными инструментами Facebook, выросла до 22 млн человек.
Другие сервисы также не намного отстали от лидеров. Например, численность игроков World of Tanks – популярной игрушки, созданной белорусской компанией Wargaming, составляет 8 млн человек. При этом три из 10 игроков платят за игры, и те, кто платит, тратят в месяц 250-500 грн.
Взимание налога с электронных сервисов позволит привлечь в бюджет дополнительно около 3 млн грн в год только за счет сборов с рекламы. А с учетом того, что реклама постоянно перетекает из классической в электронную, объем поступлений будет только возрастать".
Кандидат від республіканців на посаду віцепрезидента США Джеймс Девід Венс пояснив, як Трамп і його команда бачать можливості закінчення війни, яку Володимир Путін розпочав проти України, заявив Віталій Портников, передають Патріоти України. На відміну...
"Американські демократи в унісон завдали подвійного удару. У той час, коли кандидатка у президенти Камала Гарріс повільно смажила на дебатах Дональда Трампа, державний секретар Ентоні Блінкен відвідав Київ. Аби врешті поговорити про далекобійну зброю і...