Вчера (28 жовтня - ред.) президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, в ходе митинга в стамбульском аэропорту Ататюрка произнёс настолько резкую речь, в адрес Израиля и Запада, что у многих тут же возникло множество тревожных вопросов, касательно дальнейшего развития событий на Ближнем Востоке.
И вправду, когда в течение последних трёх недель обсуждался вопрос уровня угроз и обострения на Ближнем Востоке, то в первую очередь учитывались риски вмешательства в противостояние Израиля и ХАМАС контролируемых Ираном группировок, таких как, например, Хезбола, либо, максимум, самого же Ирана. Но Эрдоган, своим жёстким выступлением актуализировал вопрос о совершенно неожиданной стороне конфликта.
Неужели Турция и вправду может силовым методом вмешаться в контртеррористическую операцию Израиля, преобразовав её в полноценную войну?
Чтобы получить ответ на этот вопрос, следует немного погрузиться в турецкую внутриполитическую предысторию.
Внутренняя политика.
В этом году в Турции проходили президентские выборы и, Реджеп Эрдоган был буквально за шаг от поражения. Во втором туре, Эрдоган набрал 52,18% голосов поддержки, тогда как оппозиционный кандидат Кемаль Кылычдароглу получил 47,82% голосов. Кемаль Кылычдароглу буквально дышал в спину Эрдогана, что стало следствием популярности политической силы того в Турции.
Но вернёмся ещё на некоторое время назад и вспомним про местные выборы в Турции в 2019-м году. Тогда, впервые за 25 лет мэром Стамбула стал не провластный кандидат. На местных выборах 2019 года победил Экрем Имамоглу.
А теперь самое главное. Реджем Тайп Эрдоган и возглавляемая им Партия справедливости и развития (ПСР) являются сторонниками исламского консерватизма и даже более того, во многом попирают идеи Кемализма, в частности - секуляризм. То есть, ставка ПСР и самого Эрдогана делается на консервативный, религиозный электорат.
Но, опираться на такую прослойку в обществе, в котором столетие взращивалась светскость, становится всё трудней. И потери позиций ПСР и самого Эрдогана, тому доказательство.
В свою очередь, у Эрдогана появилась возможность объединить консервативное общество Турции, повысив свою электоральную стабильность, воспользовавшись, как бы это цинично не прозвучало, но трендовой информационной волной на секторе Газа.
А потому, в выступлении Эрдогана, пронизанном именно религиозной тематикой, что делает его ещё более абсурдным с учётом места, где это происходило (аэропорт имени Мустафы Кемаля Ататюрка), просматривается скорее политический популизм, чем реальная готовность президента Турции обнажать ятаганы. Вот только этот популизм, если и поможет самому Эрдогану удержать позиции ещё на один срок, то самой Турции вряд ли сулит внешнеполитическое благополучие.
Не грози войной, не будучи готовым, воевать.
В этом разделе многие, наверное, ожидают увидеть нечто вроде сравнения милитарного потенциала Турции и Израиля, чем может турецкая сторона, не имея общей сухопутной границы с Израилем угрожать Иерусалиму и так далее. Но, этого здесь не будет. По одной простой причине.
Все эти красивые графики и иллюстрации, у какой армии сколько танков, истребителей и артиллерии – это забавы для дилетантов. На само деле, войны начинаются, ведутся и выигрываются не только количеством, но и качеством, а так же рядом других сопутствующих факторов. Один из самых злободневных и до сих пор кровоточащих примеров – война в Украине. Если бы выводы делались по графикам и красивым картинкам о военном потенциале Украины и россии, то украинская оборона должна была бы рухнуть… нет, не за три дня, но уж точно не продержалась бы как сейчас более полутора лет.
У Израиля есть одно отличительное свойство, которое, думаю, следует запомнить каждому пускающему жёлчь соседу. Если Израиль не трогать, то он живёт себе тихо, мирно, развиваясь, строя будущее. Но стоит Израиль задеть, то он начинает разрастаться. Хотите мира? Не приводите к войне. 75 лет истории израильского государства тому пример.
И если Эрдогану хочется поиграть в сильного лидера, то ему не мешало бы изучить в деталях опыт Анвара Садата, как имея тотальное и всестороннее превосходство, можно не просто проиграть всё, но и оказаться на шаг к потере даже своей собственной страны. На шаг к потере занимаемого поста Эрдоган оказался в этом году, зачем же заводить себя в историческую петлю, из которой ещё никому не удавалось выбраться?
Оставлять след в истории на века можно и без войн. Плохо, что мало кто это понимает. Но всё же, хочу надеяться на то, что слова Эрдогана, это больше для внутреннего политического потребления, нежели для внешнего.
Президент Сполучених Штатів Джо Байден намагається витиснути максимум допомоги для України до завершення своїх повноважень, які добігають кінця на початку 2025 року. Зокрема, в Адміністрації розглядають можливість повернення ядерної зброї. Про це повід...
Російські окупанти планували наступальну операцію на Харківському та Сумському напрямку 1−15 червня 2024 року. Про це NV повідомило високопоставлене джерело в ЗСУ, передають Патріоти України. Підготовку до нового наступу окупанти завершили наприкінці т...