"2019-й год заканчивается и хотелось бы подвести некие итоги, ведь в этом году Украина столкнулась с новыми вызовами, новым и кардинальными изменениями в политике с далекоидущими последствиями. Одним из них, безусловно, является избрание шестым президентом Владимира Зеленского, чей путь на Банковую начался с первой серии утопической многосерийной сказки, которую реальностью сделать он и его команда не смогли, да и вряд ли смогут", - пише оглядач Владислав Гірман у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:
"Однако в разрезе внешней политики Киева президентство Зеленского имееет не меньшее значение. Взрывная волна от выборов в Украине докатилась до берегов Соединенных Штатов и пронеслась по всей территории. Шутка ли, третий в истории США президент подвергся импичменту в нижней палате Конгресса из-за разговора с новоиспеченным украинским коллегой.
Дональда Трампа обвинили по двум статьям: злоупотребление властью и препятствование правосудию, которого три комитета Палаты представителей - по разведке, иностранным делам, надзору и правительственной реформе - добивались (и добились), заподозрив президента, собственно, в злоупотреблении властью, что выразилось в оказании давления на иностранное правительство (т.е. на Зеленского).
Расследование в комитетах началось 9 сентября и на основании жалобы сотрудника Нацразведки, поданной 12 августа генинспектору спецслужбы Майклу Аткинсону, который в свою очередь передал ее на рассмотрение и.о. главы Нацразведки Джозефу Магуайру. Тот, правда, счел ее не заслуживающей внимания. С ним не согласился ни Аткинсон, ни демократы, получившие большинство в Палате представителей после промежуточных выборов 2018 г. Сама жалоба касалась телефонного разговора Трампа и Зеленского, состоявшегося 25 июля, т.е. уже после президентских и досрочных парламентских выборов в Украине.
В ходе беседы, если подходить к вопросу формально, не было прямых призывов Трампа к Зеленскому возобновить расследования в отношении бывшего вице-президента США Джо Байдена и его сына Хантера, входившего в совет директоров компании Burisma Holdings Николая Злочевского. Однако разговор все же содержал признаки стимулирования Банковой к таким решениям, если взглянуть на историю целиком - с учетом множества других сопутствующих факторов. Одним из которых является приостановка по указанию Белого дома предоставления Украине военной помощи на сумму $400 млн. Правда, когда комитеты объявили о начале расследования, а точнее через два дня - помощь была разморожена. Что, правд,а стало доводом лишь в устах конгрессменов-республиканцев - для электората Трампа.
Справедливости ради, не Зеленский положил начало как процессу, получившему в итоге название "Украиногейт", так и в целом чрезмерному вовлечению Украины во внутренние дела Соединенных Штатов.
Первый промах был допущен, когда отдельные украинские чиновники и политико-общественные деятели приняли сторону бывшего госсекретаря и кандидата от Демпартии Хиллари Клинтон во время выборов 2016 г., оказав помощь в изобличении Пола Манафорта, бывшего советника Виктора Януковича и после менеджера избирательной кампании Трампа. Огромный объем сведений о его махинациях и связях стал одним из кирпичиков в расследовании спецпрокурора Роберта Мюллера о возможном сговоре с Кремлем Трампа и его окружения.
Понятно, что агрессия Кремля вынуждала укреплять отношения с ключевыми союзниками, но тогда была перейдена черта между выстраиванием диалога и вмешательством в политику другого государства. К тому же, Украина пользовалась и по-прежнему пользуется поддержкой всего истеблишмента - обеих партий. Выбор одной конкретной стороны гипотетически содержит в себе риск потери такой поддержки. Это первое. Второе - выбраться из собственноручно вырытой ловушки все сложнее. Хотя бы по той причине, что провал Клинтон на выборах не заставил Киев пересмотреть свою стратегию. Напротив, в Украине решили сменить сторону и принялись искать расположения уже у 45-го президента Соединенных Штатов.
Правда, не исключено, что значительную роль здесь сыграл сам Трамп, чьим эмиссаром на этом поприще стал Рудольф Джулиани, его личный адвокат и бывший мэр Нью-Йорка. Джулиани, согласно письмам вышеупомянутых комитетов, опирающихся на "открытую информацию", к Белому дому и Госдепартменту, в течение почти двух лет "предпринимают действия за пределами легитимных правоохранительных и дипломатических каналов, чтобы заставить правительство Украины вести два политически мотивированных расследования, прикрываясь антикоррупционной деятельностью". Речь, конечно, же о Байденах, но также и о принуждении Киева, как полагают конгрессмены, к проведению расследованию в отношении тех чиновников, в частности директора НАБУ Артема Сытника, которые "слили" Манафорта; и ко всему о принуждении помочь с дискредитацией расследования Мюллера. То, что адвокат Трампа по меньшей мере два года назад засветился в Украине, подтверждает недавняя публикация BuzzFeed о перелетах Джулиани, в том числе о его визите в Харьков в 2017 г. Да и сам Джулиани признался в эфире телеканала Fox, что лично расследовал деятельность Байденов в Украине с 2017 г., добавляя, что компромат на них ему предоставило некое лицо.
Вполне вероятно, что адвокату Трампа на самом деле кто-то предоставил данные о бывшем вице-президенте США и его сыне, что показывает насколько глубоко втянута Украина в текущие политические процессы в Штатах. Причем как и чиновники, так и олигархи. Но что же это за лицо?
15 октября журнал Time сообщил, что компромат на Байденов Джулиани передала защита пребывающего в Австрии украинского олигарха Дмитрия Фирташа, экстрадиции которого в США затягивается на фоне "Украиногейта". Ключевым в переданном пакете документов являются показания экс-генпрокурора Виктора Шокина, уволенного, вероятно, под давлением Джо Байдена за то, что вел расследования в отношении Burisma. По крайней мере, такую аргументацию приводит команда Трампа и идущие ее в кильватере консервативные СМИ. Предшественнику Юрия Луценко ими уделяется немало внимания. Шокин даже стал звездой пресловутого "расследования" Джулиани, проведенного совместно с протрамповским (даже больше, чем Fox) телеканалом One America News (OAN). Но об этом позднее.
Вернемся к Фирташу. Пусть его защита опровергает сотрудничество с Джулиани или другими помощниками американского президента, однако в то же время за время "Украиногейта" всплыло немало вызывающих вопросы совпадений.
К примеру, партнеры Джулиани Игорь Фруман и Лев Парнас, задержанные 9 октября в Вашингтонском международном аэропорту им. Даллеса, по словам источника Reuters, несколько месяцев работали на украинского олигарха, который, среди прочего, оказывал им финансовую поддержку. Какую именно, помимо оплаты перелетов в Штаты и Вену, и какие суммы имеются в виду, собеседник агентства тогда не сообщил. Однако американская прокуратура выяснила, что Парнас и его супруга получили $1 млн якобы кредита на покупку дома в штате Флорида. 18 декабря адвокат Фирташа Ральф Изенеггер подтвердил эту информацию, заверив, что это были его средства и он действовал не от имени своих клиентов. Зачастую, впрочем, так все и делается.
Еще одно косвенное доказательство вероятной связи Джулиани и Фирташа привело издание BuzzFeed. Согласно его материалу, адвокат Трампа, занимавшийся съемками фильма-расследования, для чего прибыл в Киев 4 декабря, вылетел из украинской столицы в Вену, где, как известно, находится Фирташ, 6 декабря на частном самолете Beechcraft Premier 1A, принадлежащем компании ICS Aero. Эту зарегистрированную в Сан-Марино фирму связывают с украинско-американским бизнесменом Александром Ровтом. А Ровта, в свою очередь, украинские СМИ связывают с Фирташем и его (Фирташа) давним партнером - криминальным авторитетом Семеном Могилевичем, по мнению американских правоохранителей, являющимся главарем международной российской мафии. К тому же, по данным BuzzFeed, Ровт также жертвовал $2,7 тыс. на кампанию Трампа и участвовал в предоставлении ипотечного кредита на сумму $3,5 млн Манафорту, с которым у Фирташа тоже были совместные бизнес-проекты.
С большой долей вероятности, это лишь верхушка айсберга. Еще многое остается скрытым. Однако есть основания полагать, что в кампании Джулиани против демократов, в частности, Байденов и экс-посла США в Украине Мари Йованович, был заинтересован и украинский олигарх. К тому же, общие знакомцы Джулиани и Фирташа - Парнас и Фруман - помимо того, что сорили деньгами в Штатах, спонсируя кампанию Трампа, также, по данным американской прокуратуры, обещали в 2016 г. $20 тыс. некоему "Конгрессмену 1" в обмен на помощь в отзыве Йованович. Этим конгрессменом, похоже, является член Палаты представителей из Техаса Пит Сешнс.
С конгрессмена-республиканца по сути началась активная фаза кампании против Йованович, а вслед за ней - и против Байденов. Сешнс в 2018 г. направил в Госдепартамент кляузу на Йованович, утверждая, что та с презрением относится к администрации Трампа, чему он, мол, располагает соответствующими доказательствами. Это самое письмо Сешнса упоминается в первой из цикла статей Джона Соломона для The Hill на эту тему. Автора, между прочим, тоже связывают с Джулиани. Что стало известно не так давно и вызвало новый скандал в контексте обоюдного вмешательства США и Украины в дела друг друга. Соломон покинул The Hill во второй половине ноября, а главред газеты Боб Кьюсак, реагируя на скандал, пообещал изучить все статьи автора и, при необходимости, пересмотреть, обновить и исправить их. Кьюсаку еще не понравился тот факт, что Соломон перед публикацией отправлял материалы своим "соратникам", среди которых, видимо, был и Джулиани.
Письмо Сешнса приводится Соломоном наряду с заявлениями Юрия Луценко о роли Байдена в увольнении Шокина, о Burisma Holdings, о вмешательстве посольства США под руководством Йованович в работу правоохранительных органах, помощи так называемым "евроинтеграторам", блокировании средств, выделенных правительством США Генпрокуратуре, и т.д. Луценко даже обвинил дипломата в том, что та дала ему список "неприкосновенных лиц", среди которых вроде как были Сергей Лещенко, сливший "амбарную книгу" Партии регионов, которая привела к заключению Манафорта; бывший и нынешний замгенпрокурора Виталия Касько, главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина.
Правда, теперь, после того, как его интервью вызвало бурю в Штатах, Юрий Луценко говорит, что списка и не было, и вообще это частично ошибка переводчика. В интервью Джулиани, которое экс-глава ГПУ дал в Будапеште, он заявил: "Тогда я взял со стола лист бумаги и написал три фамилии: Касько, Лещенко, Шабунин. И сказал: "Госпожа посол, давайте продолжим ваш список неприкосновенных". Она меня спросила - мол, почему вы так всерьез все воспринимаете? И тогда я уничтожил этот листок и сказал: пока я генпрокурор, ни посол, ни президент не могут оглашать мне подобные списки".
На самом деле Юрий Луценко дистанцироваться от заваренной каши, чему он помог, пытается давно. Еще в мае бывший генпрокурор заявил, что у него нет никаких доказательств совершения Байденами правонарушений в Украине. В интервью OAN он пожаловался на то, что лишь одно из 16 иностранных изданий, с которыми он общался после отставки, процитировало его в точности: мол, по украинскому законодательству нет нарушений, но в США - возможно. Однако суть от этого не меняется. Луценко действительно хотел отдалиться от этой истории, поскольку уже и экс-спецпредставитель Госдепа по вопросам Украины Курт Волкер на закрытых слушаниях в Конгрессе назвал экс-главу ГПУ свидетелем, не заслуживающим доверия. Досталось Луценко и от Джулиани. Адвокат Трампа хвастал тем, как устроил ему допрос с пристрастием и сравнил Луценко с Шокиным, не в пользу первого.
И все же Луценко, решивший влезть в эти дела, все еще представляет интерес для Джулиани и Трампа, поэтому его уговорили поучаствовать в съемках переполненного оценочными суждениями фильма OAN. Расследование Джулиани стало своего рода ответа на процедуру импичмента. И на этом он скорее всего не остановится, поскольку, как пишет The Daily Beast со ссылкой на свои источники, Трамп поручил своему адвокату продолжать копать под Байденов.
Следовательно, Юрию Луценко, возможно, придется еще принимать предложения участия в неких новых медиа-манипуляциях. И мало того, есть основания полагать, что некая игра с его активным вовлечением уже ведется. В дополнение к "интервью" Джулиани. В пятницу, 20 декабря, господин Луценко побывал на ток-шоу Савика Шустера, где озвучил ряд претензий и весьма громких обвинений в адрес Йованович. Экс-глава ГПУ обвинил бывшего посла в том, что она, якобы, препятствовала его встрече с руководством ФБР для обсуждения возвращения $7 млрд, украденных Януковичем. Потому, по мнению Луценко, Йованович, по сути, помешала возвращению в Украину этих средств. А помешала она, утверждает он, поскольку эти деньги, дескать, упали на счет хедж-фонда Franklin Templeton, являющегося одним из крупнейших доноров предвыборной компании.
Новая власть ошибки прошлой не учла. Да, у Зеленского пытались, по крайней мере, публично дистанцироваться от истории с Байденами. Но при этом "100% человек" Зеленского - новый генеральный прокурор Руслан Рябошапка - 4 октября заявил, что его ведомство пересмотрит в целом 15 производств, касающихся Burisma Holdings, в том числе закрытие дела по Хантеру Байдену. Этому предшествовало и неоднократное жонглирование личной встречей с Зеленским, и встречи американским дипломатов и, собственно, Руди Джулиани с окружением президента Украины, в частности с его помощником Андреем Ермаком, который по какой-то причине взял шефство над внешней политикой.
Кстати, вопрос о новом визите Зеленского в Белый дом по-прежнему открыт. Киев и Вашингтон все никак не выйдут из стадии переговоров. И все, вероятно, упирается в дело Байденов. С другой стороны, процесс, похоже, сдвинулся с мертвой точки, поскольку Штаты наконец дали агреман на кандидатуру Владимира Ельченко на должность посла Украины в Вашингтоне. Также в американских СМИ появилась информация, что в Белом доме вскоре определятся со своим послом, учитывая, что срок полномочий временного поверенного в делах США в Украине Уильяма Тейлора истекает 1 января.
Не исключено, что Банковая и Белый дом все же "порешали порешить" Байденов. Просто сделают это максимально непрозрачно, дабы не подыграть демократам. Показания Тейлора, да и других дипломатов, в Конгрессе, между прочим, показали, что у Зеленского не совсем понимают важность сохранения хороших отношений с американским истеблишментом в целом, не выбирая "ослов" или же "слонов". Сам Тейлор признавался, что неоднократно говорил об этом и Ермаку, и Зеленскому.
Если на Банковой на самом деле не вняли советам Тейлора, делая (оправданно) ставку на то, что импичмента Трампу не будет, то Украина еще на долгое время останется фактором внутриамериканской политики и, в том числе, сыграет свою роль в нынешних медиакампаниях как республиканцев, так и демократов в рамках "Украиногейта". Только вот в 2024 г. в Белый дом точно придет новый человек и, не исключено, что это будет демократ. Как тогда, под занавес декларативно единственного президентского срока Зеленского, будет выстраивать отношения с США его команда? Сменит сторону, по уже сложившейся в Украине традиции или возьмет более нейтральный курс? В любом случае, если говорить о текущем году, то Украина может "гордиться" - нам удалось удержаться на первых полосах, стать еще более токсичной для главного союзника и партнера и войти в историю США в качестве главного фактора импичмента, хоть он и вряд ли будет доведен до конца, президента этой страны".
Гарною новиною є той факт, що російські агенти отримують підозри. Проте важливо не зупинятися на досягнутому та звернути увагу на Верховну Раду, адже там подібних колаборантів дуже багато. Таку думку висловив підполковник ЗСУ, заступник командира 3 ОШБ...
У Запоріжжі внаслідок ракетного обстрілу, який РФ здійснила у суботу, 18 січня, вибуховою хвилею пошкоджений Свято-Андріївський кафедральний собор УПЦ МП. Військовий прокоментував, як "відреагували" представники собору. Про це військовослужбовець ЗСУ С...