"Вместе с холодами и Новым годом к нам подкрадывается юбилей большого скелета в шкафу нескольких живых и мертвых поколений. В период длинных ночей, по описанному в англоязычной Википедии сценарию, 100 лет назад был создан СССР, агломерация разношерстных наций и культур, соединенных пролетарским мечом и утопической мечтой неимущих", - пише одесит Олександр Прилипко на своїй сторінці у соцмережі "Фейсбук", передають Патріоти України, та продовжує:
"Хотя создание не совсем точное определение факта. Скорее это была перерегистрация Российской империи под новым именем, и замена сливок общества на сыворотку после пятилетней сепарации в гражданской войне.
Формально СССР скончался в 1991 году, проведя, после прощания с Леонидом Брежневым, в реанимационном отделении КПСС почти 10 лет. Методы интенсивной терапии не помогли и кончина, ускоренная тронной борьбой Б. Ельцина и М. Горбачева, наступила в такой же хмурый день, как и рождение.
Союз нерушимый умер, но избежал похорон. Тело осталось гнить на свежем воздухе истории. В процессе разложения и мумификации оно послужило многим людям в духовном и материальном значении. Прежние начальники взяли кусочки мощей на счастье продолжения карьеры, интеллигенция прихватила звания народных артистов, художников, заслуженных мастеров всяческих отраслей. Народу достались хрущёвки и почетные грамоты, а бизнесу - инженерный мотлох, сработанный еще рабами пятилеток. Словом, особого горя, как и особых изменений мы не почувствовали, до конца века продолжая функционировать на инерции пружины, заведенной ближайшими предками.
Кое-что начало меняться с приближением миллениума. Значительная часть народа поймала кайф от новшеств спланированного реформаторским крылом КПСС криминально-олигархического капитализма. Пролетариат затосковал по короне гегемона, пенсионеры – по дешевой колбасе, селяне по тракторам, переехавшим из колхозной собственности в частную. В рефлексию народа вошло новое чувство ностальгии, ранее существовавшее только в репертуаре французских певцов.
В Москве, единственном месте, где искренне убивались в горе утраты СССР, нашлось достаточное количество исполнительных и творческих кадров, увидевших в ностальгии по некогда проклятому совку, инструмент возвращения сбежавших народов back to USSR. Снова под крылом самолета вышли в степь донецкую шаланды полные кефали, заработали на победу давно законченной войны все радиостанции распавшегося Союза, буржуи вступили в компартию, а сами коммунисты подались в буржуи, ликвидировав придуманный марксистами антагонизм. В процесс вовлеклись реакционеры и либералы. Одним нравилось носиться с Лениным- Сталиным, другим с «намеднями» и возросшим спросом на серпасто-молоткастые раритеты.
Первые рекламировали идеи прошлого, вторые – предметы. В результате получилась привлекательная картина недавней истории с заботливыми вождями и доступными для народа вещами. И сегодня в Телеграм полно роликов типа «Что можно было купить в СССР за 50 рублей», хотя в стране никто ничего не покупал, все доставалось, воровалось, либо выдавалось. Тем не менее слезоточивые напоминания о былом пришлись по душе секретарям парткомов, обкомов, председателям колхозов, и другим надежным кадрам, вышедшим из вторых ролей в КПСС на посты руководителей республик, переименованных в страны. Возникли целые ритуалы трогательной тоски руководящих масс по пионерскому детству, комсомольской юности и партийной зрелости. Один из них у нас назывался «Честь имею пригласить».
Умозрительное пришествие совка осеняло вполне естественное желание людей гордиться прошлым. У каждого в роду были мужественные китобои, летчики-герои, трудолюбивые отцы и деды. Это же наша с тобой биография, -говорили себе ностальгирующие, с теплотой вспоминая дни своей и родительской молодости, где слово «бесплатное» прилагалось ко всем нуждам и заботам человека, не исключая еды и одежды. Пусть кое-кого, кое-где там порой мордовали, но прошлое выглядело гораздо привлекательнее настоящего, где за все приходилось платить, и все делать самому.
Личные биографии оказались крепкими цепями, которыми человек приковался к общественному строю. Через 20 лет после беловежского развода постсоветский житель национальных окраин столкнулся с мировоззренческой дилеммой. Либо признавать западный взгляд на СССР, как империю зла, соглашаясь, что отцы и деды посвятили свою жизнь ее процветанию. Либо поступить с ним, как со старым комодом: отшлифовать, отлакировать и выставить в гостиной для демонстрации унаследованной ценности.
В Российской Федерации такой дилеммы не существовало только потому, что вариант с сундуком был единственным из возможных после объявления себя правопреемниками империи зла. Не мог же Ельцин сказать своему народу: «Наследство неотделимо от проклятия». Так что Россия занялась тюнингом Союза, а входившие в него народы раскололись на команды возрождения и уничтожения прелестей специфического строя. Вновь зазвучавший гимн СССР не резанул уши подготовленных для путешествия назад граждан. Напротив, настроил мембраны на лучшее восприятие совкового звона.
Далее все происходило автоматически по давно известным алгоритмам. В 1943 году Сталин ввел погоны, Невского и Кутузова для стимуляции имперского духа. В нулевых (так называют в России двухтысячные) Путин определил Малюту Скуратова, Бирона и Бенкендорфа в ряды ветеранов ФСБ. То и другое служило одной стратегической цели – распространению СССР не только в будущее, но и в прошлое, вверх и вниз, вширь и вглубь.
И вот наступил день, когда всплыла дохлая рыба. Выпившие вечером «за защитников отечества», утром проснулись от взрывов русских ракет, выпущенных поклонниками 23 февраля. Неужели такое возможно? Почему выросшие на книгах самых лучших русских классиков, на добром советском кино, на примере самоотверженных победителей фашизма, на многих других положительных образах СССР, его преемники пришли в Украину с оружием? Наш среднестатистический гражданин, начитавшийся насмотревшийся, наслушавшийся того же, с удивлением и ужасом обнаружил расхождение между собственной повестью об СССР и доработанным после 1991 года оригиналом, предъявленным ему совсем в неожиданном виде.
Неужели это те самые люди, с которыми мы каждый год ели оливье с «Иронией судьбы», шли в банкиры из комсомола, вместе боялись НАТО, завидуя Китаю? Куда подевалось все то милое и смешное, как «приключения Шурика» в приятной для жизни стране добряков, где преступления совершаются исключительно симпатичными людьми?
Кто ответит на вопрос детей и внуков отважных летчиков и смелых моряков, талантливых писателей и просто хороших людей, глядящих с пожелтевших фотографий семейных альбомов на нас, занятых просмотром цветных изображений преступлений Шуриков, приехавших из Москвы убивать украинцев".