"Грязная нефть, или Почему бензин в Украине будет дорожать", - експерт

"Нефть опять дорожает. Правда, существенных проблем глобальной экономике это пока не обещает. Но вот на горючее, в том числе в Украине, цены могут попрыгать", - пише у своєму блозі Денис Лавникевич, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"Нефтяной индикатор политики

Новости международной политики о том, что США собираются ввести полный запрет на импорт нефти из Ирана, подтолкнули вверх мировые цены на нефть. Ее стоимость превысила $74 — это самый высокий показатель с октября прошлого года. Нефть марки Brent подорожала в понедельник на 2,93%, до $74,08 за баррель. Во вторник было уже $74,31, к утру среды - $74,5. Нефть марки WTI также подорожала — на 2,54%, до $65,67 за баррель, а затем и до $65,83.

Итак, США объявили о строжайшем запрете со 2 мая покупать иранскую нефть. При введении ограничений в прошлом году американские власти в порядке исключения разрешили беспрепятственно закупать иранскую нефть восьми странам — Китаю, Турции, Южной Корее, Индии, Греции, Италии, Тайваню и Японии. Теперь стало известно, что продлевать это "окно возможностей" Вашингтон не будет. Свои действия Госдеп объясняет необходимостью повысить цену, которую Иран платит за "злонамеренное поведение", а также "усилить противодействие угрозе миру и безопасности, которую представляет действующий в Тегеране режим".

На данный момент к нулю свой импорт из Ирана свели только три страны из восьми, которым была дана отсрочка, — Греция, Италия и Тайвань. Остальным теперь придется выбирать между полным отказом от иранских поставок или угрозой вторичных санкций со стороны США. Сейчас именно Пекин преимущественно выкупает нефть у Ирана и Венесуэлы. Экспорт нефти из Исламской Республики оценивается в 1 млн барр./сут., до санкций было 2,5 млн. В ответ на действия США Иран в очередной раз предупредил о готовности перекрыть поставки любой нефти через Ормузский пролив — стратегическую артерию в зоне Персидского залива. Ранее эта регулярно звучащая угроза Штаты не останавливала.

На цены влияет и то, что Венесуэла за год сократила добычу нефти более чем на 40%. В марте, по данным Международного энергетического агентства, добыча в стране упала до 870 тыс. барр./сут. В начале апреля усугубилась и ситуация в Ливии. Глава национальной армии Ливии фельдмаршал Халифа Хафтар начал наступление на Триполи. Глава Национальной нефтяной корпорации Ливии (NOC) Мустафа Саналла уже предупредил, что эскалация конфликта в стране может привести к полной остановке добычи нефти и газа.

Полный запрет на покупку иранской нефти может означать потерю порядка 1,5–2 млн барр./сут. для мирового рынка. По всей видимости, санкционное давление вынудит европейские страны, а также Японию и Южную Корею свести потребление иранской нефти к нулю, а Китай и Индия после первоначального снижения объемов импорта сохранят поставки из Ирана в суммарном объеме порядка 1 млн барр./сут.

Что дальше?

Чиновники Госдепартамента считают, что потрясения на рынке в связи с этими мерами будут минимальны. Они объясняют это тем, что сейчас предложение превышает спрос и уход Ирана с рынка компенсируется поставками из Саудовской Аравии и ОАЭ. Но эксперты настроены менее оптимистично. Как отмечает Bloomberg, полный запрет на импорт иранской нефти может еще больше сократить предложение в условиях нестабильных поставок из Венесуэлы, Ливии и Нигерии и спровоцировать скачок стоимости нефти.

В случае развития событий в таком направлении, с учетом воздействия со стороны ОПЕК+, летом на нефтяном рынке может сложиться существенный дефицит предложения. И цены на нефть получат потенциал роста до уровня $80 и выше, предупреждают эксперты.

"Что это значит для Украины? Топливо на автозаправках будет дорожать даже при стабильном курсе гривни. Дополнительную нервозность вносит решение РФ остановить в будущем поставки топлива в Украину и делать это лишь по спецразрешениям. Вдобавок "Белнефтехим" выявил снижение качества поставляемой из РФ нефти. Это может привести к снижению поставок готового топлива в Украину (с Мозырского НПЗ) и дополнительной переориентации на нефтепродукты из ЕС, которые несколько дороже", — сказал в комментарии экономист-международник, координатор Экспертной платформы НБУ Андрей Блинов.

По его мнению, кумулятивный эффект может составить до 1,5 грн на литре бензина А-95 и дизеля. Плюс ко всему, как отмечает эксперт, есть сезонный спрос: весной и осенью цены дополнительно растут из-за аграриев.

"Очевидно, учитывая лаг между ценами нефти и газа в шесть–девять месяцев, мы приближаемся к минимуму цен на импортируемый природный газ. В мае–июне вполне реалистична его стоимость около 7000 грн за 1 тыс. куб. м. Ближе к осени цены на газ начнут быстро расти, как отражение роста цен нефти с $50 до $70 за баррель. Вряд ли 40%+, но на 20–25% вполне реально. Однако многое зависит от того, насколько быстро будет остывать мировая экономика и, соответственно, вести себя спотовый рынок газа", — считает Андрей Блинов.

Неопределенности украинскому рынку моторного топлива добавляют действия Москвы. На минувшей неделе Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее список товаров, которые с 1 июня можно будет вывозить из РФ в Украину только на основании специальных разрешений. Это в основном энергоносители: каменный уголь и различные виды твердого топлива, полученные из каменного угля, бурый уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Из всего этого перечня наиболее критичны для Украины уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ.

Но есть версия, по которой и анонсированное Россией для Украины топливное эмбарго, и нынешняя "нефтяная война" между Александром Лукашенко и Кремлем — только временные потрясения, и уже летом ситуация выровняется. Добавим сюда вчерашнее заявление Владимира Гройсмана о том, что Украина переживет запрет экспорта нефти из РФ с минимальными потерями.

Участники топливного рынка тоже считают, что коллапса не ожидается. Так, по мнению директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, рынку предстоит заместить большой объем дизельного топлива. По его информации, в 2019 г. Украина в среднем ежемесячно импортирует 160 тыс. т белорусского ДТ, его доля по итогам первого квартала составила 34,5% рынка.

"По оптимистическому сценарию предстоит найти 80–100 тыс. т, по пессимистическому — 150–180 тыс. т, — говорит эксперт. — Последствия сбоя белорусских поставок облегчены большими запасами дизельного топлива, которые были сформированы под посевную кампанию, а она в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохой погоды".

Проблем с обеспечением бензином в "А-95" также не ожидают: белорусский объем будет замещен топливом украинского производства, импортом из Литвы и по морю. "Цены на нефтепродукты для потребителей в ближайшее время продолжат рост, но пока основным драйвером является повышение котировок на мировом рынке вследствие уменьшения поставок из Ирана и Венесуэлы. На данный момент мировая конъюнктура сформировала потенциал роста в размере до 1 грн/л. Фактор перехода на альтернативные поставки дизтоплива скажется на ценах в мае", — прогнозируют в "Консалтинговой группе А-95".

Знову удар? Галущенко пояснив, коли можуть зрости ціни на електроенергію в Україні

субота, 18 січень 2025, 22:40

Тариф на електроенергію, який був встановлений в Україні, діятиме протягом поточного опалювального сезону. Уряд не має планів щодо його збільшення. Про це повідомив міністр енергетики Герман Галущенко під час "Години запитань до уряду" 17 січня, переда...

Попри обстріли та блекаути, мобілізацію та міграцію: За підсумками 2024 року Україна перевершила довоєнний показник ВВП на душу населення

субота, 18 січень 2025, 12:45

Економіка України попри війну продовжує зростання. Показник ВВП на душу населення перевищив довоєнний рівень. Про це повідомив заступник міністра економіки України Андрій Телюпа, передають Патріоти України. . За його словами, зростання реального ВВП У...