Впервые комиссия по тарифам, как независимый регулятор, была создана еще в декабре 1994 г. по указу Президента Леонида Кучмы, и ее полномочия распространялись только на регулирование сферы электроэнергетики, но в 1997 г. ее полномочия были распространены и на нефтегазовый сектор. В 2000 г. НКРЭ была органом исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольным и подотчетным Президенту, а в 2001 г. подотчетность НКРЭ перешла Верховной Раде.
В августе 2014 г. президент Петр Порошенко своим указом создал НКРЭ заново, расширив ее полномочия и на установление тарифов на коммунальные услуги. Он же назначил и членов НКРЭКУ, в частности, временно исполняющего обязательности председателя регулятора Дмитрия Вовка, который до этого работал в корпорации Roshen.
Спустя два года, в сентябре 2016 г. Верховная Рада урегулировала статус КНРЭКУ, приняв специальный закон об этом регуляторе. Согласно этому закону, членами НКРЭКУ (т.е. главными лицами в органе, принимающими решения) являются семь человек, которые выбираются конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия из 5 человек формируется по принципу: 2 человека - от Президента, 2 - от Верховной Рады, 1 человек - от Кабинета министров. Избранных конкурсной комиссией кандидатов в члены Регулятора назначает на их должности и увольняет Президент, что вкупе с участием в формировании конкурсной комиссии дает гаранту конституции очень большое влияние на кадровый состав НКРЭКУ. Например, Дмитрий Вовк, которого Порошенко назначил временным председателем НКРЭКУ еще в 2014 году, затем прошел конкурс, стал членом НКРЭКУ и снова стал во главе регулятора. Он занимал эту должность до самого конца каденции - до мая 2018 г., и не потерял своего кресла даже несмотря на шквал критики и обвинений в коррупции его лично и Президента Порошенко за введение формулы "Роттердам+".
Такое влияние президента Порошенко на НКРЭКУ, а значит - и на тарифы в стране, очень не понравилось его политическим противникам, и в начале 2017 г. 46 депутатов Верховной Рады обратились в КСУ с просьбой признать неконституционными отдельные положения этого закона, которые касались полномочий Президента в ее формировании.
КСУ открыл производство по этому делу в марте того же 2017 г., однако, как пишет "Зеркало недели", под председательством Станислава Шевчука суд затягивал рассмотрение этого дела в течение двух лет.
КСУ в своем решении указал, что, издав Указ о создании НКРЭКУ, Президент превысил свои конституционные полномочия, поскольку, согласно Основному закону, он не имеет полномочий создавать подобные органы. Кроме того, Конституция не предусматривает полномочий Президента и Верховной Рады формировать конкурсную комиссию для отбора кандидатов в члены НКРЭКУ, а у Президента нет права назначать и увольнять членов НКРЭКУ.
КСУ также считает, что создание НКРЭКУ, как постоянно действующего независимого государственного коллегиального органа, который по своим функциям, сфере деятельности и полномочиям имеет признаки центрального органа исполнительной власти, но при этом не подчиняется Кабинету Министров и не входит в систему органов исполнительной власти, не согласовывается с Конституцией. Другими словами, деятельность НКРЭКУ должна направляться рукой премьер-министра, а не Президента или парламента.
Решение КСУ застало действующую администрацию президента Владимира Зеленского врасплох. Комментируя на брифинге в пятницу этот документ, главный энергетик его команды Андрей Герус (который в свое время был членом НКРЭКУ и впоследствии критиковал узаконенную комиссией формулу "Роттердам+"), выглядел немного растерянным - он еще не успел как следует изучить решение КСУ, не до конца понимал его последствия для НКРЭКУ, и назвал ситуацию "неприятной".
Отвечая на вопрос о том, как быть с решениями НКРЭКУ, которые были приняты Регулятором в теперь уже не совсем конституционном статусе, Андрей Герус сослался на юристов, которые "говорят, что те решения, скорее всего, остаются в силе".
Единственное, что он смог четко спрогнозировать - что положения закона, которые КСУ признал неконституционным, отменяются не прямо сейчас, а только с 1 января 2020 г., и что на урегулирование возникших вдруг лакун в законодательстве еще есть время до конца года.
Решение КСУ создало массу вопросов, на которые пока нет ни у кого ответов. В частности, попытки "ДС" обратиться к юристам за комментариями не увенчались успехом - никто не рискнул спрогнозировать, что будет дальше с Регулятором и принятыми им решениями.
И у Андрея Геруса также не было под рукой даже черновых набросков того, как команда Зеленского видит возможное решение проблемы. Между тем, проблема для нового президента может быть весьма значительной, ведь формировать руководящий состав НКРЭКУ руками Президента и Верховной Рады теперь нельзя, а единственный орган, который (по мнению КСУ) может служить направляющей силой для деятельности НКРЭКУ - Кабинет Министров, но при нынешнем законе об НКРЭКУ его полномочий недостаточно, чтобы управлять этим органов в одиночку.
Для Игоря Коломойского, имеющего значительный интерес в сфере энергетики, это решение наверняка было неприятным. Ему намного легче было бы вести дела, просто влияя на состав НКРЭКУ через президента Владимира Зеленского.
Теперь же Игорю Коломойскому придется, по всей видимости, идти окружным и более длинным путем: нужные ему формулировки в законе об НКРЭКУ, который еще предстоит написать, он сможет получить, если пропрезидентская партия "Слуга народа" получит карт-бланш в новом парламенте. А также - сформирует "свой" Кабинет Министров.
Президент Володимир Зеленський обіцяв, що всі зарплати і пенсії в Україні будуть виплачені згідно із законом, уряд має на це гроші. Крім того, у березні 2025 року буде проведено індексацію пенсій, що частково компенсує зростання споживчих цін, передают...
Від 1 січня 2025 року педагогічні працівники середніх шкіл почнуть отримувати щомісячну доплату в розмірі 1 300 грн, а від 1 вересня сума збільшиться до 2 600 грн. Про це йдеться в постанові Кабінету міністрів України №1286, передають Патріоти України....