Хоча нафта дешевшає: Ціни на бензин в Україні можуть вирости в умовах карантину

Станом на 24 березня середня по Україні вартість бензину А-95 становить 26,35 грн за літр, дизпалива - 25,72 грн, скрапленого газу, - 10,92 грн.​

За два тижні, що минули після різкого обвалу цін на нафту, ситуація на ринку майже не змінилася: вартість «чорного золота», як і раніше знаходиться на найнижчому за останні десятиліття рівні. Це призвело до зниження цін на пальне в багатьох країнах. Але не в Україні. У вівторок, 24 березня, вартість бареля нафти марки Brent на Лондонській біржі склала 28 доларів, а марки WTI - 24,45 долара. Оптові ціни на пальне, в тому числі і на те, що поставляється в Україну, також продовжують знижуватися. Наприклад, оптові ціни дизпалива за останні два тижні опустилися на 10%, або на 1,9 грн за літр, до 17,55 грн за літр. Це найменший рівень з липня 2017 року. У той же час роздрібні ціни на українських АЗС майже не змінюються. Чому так відбувається і який вплив на вітчизняний паливний ринок надає пандемія коронавируса, ЗМІ поцікавилися в експерта. Патріоти України пропонують вам ознайомитися із його міркуваннями. Далі - мовою оригіналу статті.

«Минимум 25% автозаправок будут закрыты»

О том, отразится ли эпидемия коронавируса на украинском топливном рынке, рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

— Введение карантина уже серьезно отразилось на отечественном топливном рынке. В первую очередь резко упал спрос на все виды нефтепродуктов. По данным операторов рынка, к субботе, 21 марта, продажи горючего в Киеве упали более чем на 20% по сравнению с предыдущей субботой. В западных областях ситуация еще хуже. Спад в регионах в среднем составил 40%, в Закарпатье и Черновицкой области еще больше. На заправочных станциях в районе пограничных переходов продажи упали на 90%! На текущей неделе спад продаж усилится.

Ожидания продавцов горючего в целом негативные, но при этом разнятся. По расчетам оптимистов, объемы реализации топлива в апреле упадут в среднем на 40−50%. Для сравнения: в Италии с началом карантина автозаправки потеряли 70−80% от объема продаж. Но самое тревожное — неопределенность. Ведь никто не может даже приблизительно сказать, как долго продлится карантин, сниженное потребление горючего, а значит, период убытков для топливного рынка. Меньше чем на четыре месяца уже никто из операторов не рассчитывает.

— Какие последствия нынешняя ситуация будет иметь для продавцов нефтепродуктов?

— В первую очередь, нас ждет закрытие заправочных станций с небольшим объемом реализации топлива. Их работа просто станет нерентабельной. По нашим расчетам, это минимум 25% от ныне существующих заправок. Если честно, я давно удивлялся, как они выживают. Теперь их уход на карантин становится неизбежным. Не исключаю, что в нынешней ситуации часть таких заправок будет скуплена более крупными топливными компаниями.

Еще около 10−15% заправок находятся в так называемой группе риска, то есть, скорее всего, будут закрыты на период карантина. Например, какой смысл в работе приграничных АЗС, если граница сейчас закрыта, а когда откроется, пока не ясно. Местные жители, ранее занимавшиеся челночным бизнесом, в таких условиях не смогут обеспечить объемов продаж для поддержания даже минимальной рентабельности АЗС.

— Какова сейчас ситуация с поставками топлива?

— Уверен, что никакой угрозы дефицита нет, топливом будут обеспечены все, и в первую очередь, агропредприятия в преддверии посевной кампании. Горючего и так хватало, просто теперь, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, импортеры будут отказываться от поставок по длинным договорам. Партии станут меньше, но рынок будет насыщен.

«Снижение цен на АЗС сдерживает девальвация гривни»

— Что будет с ценами на АЗС? Нефть резко подешевела, но ценники на украинских заправках практически не изменились.

— Начну с того, что падение цен на мартовские поставки (а для розницы они, по сути, февральские) съела девальвация. Ведь курс доллара вырос с 24 до 28 грн. На апрель большинство нефтетрейдеров закладывают в цену курс 30 грн за доллар. Расчеты показывают, что в таком случае потенциал снижения розничных цен на бензин составляет 3 грн на литре, а по дизельному топливу — 2,5 грн. Если в апреле курс удержится на отметке 28 грн за доллар, то цены могут снизиться на 4,2 и 3,7 грн соответственно. Если бы не снижение курса гривни, мировое падение цен на нефть и нефтепродукты дало бы уменьшение закупочных цен в апреле на 6 грн для бензина и 5,5 грн для дизтоплива.

Хотя на самом деле не так уж важно, будет курс доллара 30 или 28 грн. Дело в том, что рассчитанное снижение должно составить 10−15% от актуальных ныне розничных цен. Но, как я уже говорил, объемы продаж по всей стране уже провалились минимум на 20%. Ситуация ухудшается с каждым днем, и к апрелю это падение будет больше 30%. Параллельно в условиях карантина растут затраты на эксплуатацию АЗС .Это индивидуальная доставка сотрудников на рабочее место, обеспечение средствами защиты, бесконечная дезинфекция помещений и прочие карантинные мероприятия. А к этому еще нужно добавить снижение выручки в кафе и магазинах АЗС, также являющейся неотъемлемой частью их доходности.

Таким образом, постоянные расходы остаются, к ним еще добавляются немалые карантинные расходы, но при этом доходы резко падают. У владельцев АЗС возникает естественный вопрос, как сохранить бизнес и людей, в нем работающих? Ответ универсальный для любого бизнеса — только за счет увеличения наценки. Если мартовский потенциал снижения цен «съела» девальвация, то сегодня экономику АЗС уже вовсю «съедает» обвал объемов продаж. В таких условиях ценовая стабильность будет очень неплохим вариантом, уж точно лучше, чем рост цен, как на другие товары. Если же государству удастся остановить девальвацию гривни, то вполне вероятно и небольшое снижение цен на заправках. Хотя в долларом эквиваленте розничные цены упадут в любом случае.

Хочу обратить внимание также на то, что такие факторы, как поставки горючего и цены, которыми живет топливный рынок в обычных условиях, сегодня отошли на второй и даже на третий план. Сейчас все операторы рынка ищут способы защитить персонал, клиентуру и все сильнее включаются в закупки товаров и услуг экстренной необходимости для нужд общества. Здесь и пригодится накопленный за последний год финансовый «жирок», — подытожил Сергей Куюн.

Джерело: Факты

Кілька категорій: Стало відомо, хто ще від 1 січня отримає надбавку до зарплати

п’ятниця, 22 листопад 2024, 12:30

Від 1 січня 2025 року педагогічні працівники середніх шкіл почнуть отримувати щомісячну доплату в розмірі 1 300 грн, а від 1 вересня сума збільшиться до 2 600 грн. Про це йдеться в постанові Кабінету міністрів України №1286, передають Патріоти України....

Є значний дефіцит: Енергетики попередили, що у п'ятницю можуть змінюватися обсяги відключень світла

п’ятниця, 22 листопад 2024, 11:30

В енергосистемі зберігається значний дефіцит, і ситуація в ній змінюється - можливі зміни в застосуванні заходів обмеження світла. Про це повідомляє пресслужба НЕК "Укренерго", передають Патріоти України. Зазначається, що зараз українська енергосистема...