Хоча нафта дешевшає: Ціни на бензин в Україні можуть вирости в умовах карантину

Станом на 24 березня середня по Україні вартість бензину А-95 становить 26,35 грн за літр, дизпалива - 25,72 грн, скрапленого газу, - 10,92 грн.​

За два тижні, що минули після різкого обвалу цін на нафту, ситуація на ринку майже не змінилася: вартість «чорного золота», як і раніше знаходиться на найнижчому за останні десятиліття рівні. Це призвело до зниження цін на пальне в багатьох країнах. Але не в Україні. У вівторок, 24 березня, вартість бареля нафти марки Brent на Лондонській біржі склала 28 доларів, а марки WTI - 24,45 долара. Оптові ціни на пальне, в тому числі і на те, що поставляється в Україну, також продовжують знижуватися. Наприклад, оптові ціни дизпалива за останні два тижні опустилися на 10%, або на 1,9 грн за літр, до 17,55 грн за літр. Це найменший рівень з липня 2017 року. У той же час роздрібні ціни на українських АЗС майже не змінюються. Чому так відбувається і який вплив на вітчизняний паливний ринок надає пандемія коронавируса, ЗМІ поцікавилися в експерта. Патріоти України пропонують вам ознайомитися із його міркуваннями. Далі - мовою оригіналу статті.

«Минимум 25% автозаправок будут закрыты»

О том, отразится ли эпидемия коронавируса на украинском топливном рынке, рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

— Введение карантина уже серьезно отразилось на отечественном топливном рынке. В первую очередь резко упал спрос на все виды нефтепродуктов. По данным операторов рынка, к субботе, 21 марта, продажи горючего в Киеве упали более чем на 20% по сравнению с предыдущей субботой. В западных областях ситуация еще хуже. Спад в регионах в среднем составил 40%, в Закарпатье и Черновицкой области еще больше. На заправочных станциях в районе пограничных переходов продажи упали на 90%! На текущей неделе спад продаж усилится.

Ожидания продавцов горючего в целом негативные, но при этом разнятся. По расчетам оптимистов, объемы реализации топлива в апреле упадут в среднем на 40−50%. Для сравнения: в Италии с началом карантина автозаправки потеряли 70−80% от объема продаж. Но самое тревожное — неопределенность. Ведь никто не может даже приблизительно сказать, как долго продлится карантин, сниженное потребление горючего, а значит, период убытков для топливного рынка. Меньше чем на четыре месяца уже никто из операторов не рассчитывает.

— Какие последствия нынешняя ситуация будет иметь для продавцов нефтепродуктов?

— В первую очередь, нас ждет закрытие заправочных станций с небольшим объемом реализации топлива. Их работа просто станет нерентабельной. По нашим расчетам, это минимум 25% от ныне существующих заправок. Если честно, я давно удивлялся, как они выживают. Теперь их уход на карантин становится неизбежным. Не исключаю, что в нынешней ситуации часть таких заправок будет скуплена более крупными топливными компаниями.

Еще около 10−15% заправок находятся в так называемой группе риска, то есть, скорее всего, будут закрыты на период карантина. Например, какой смысл в работе приграничных АЗС, если граница сейчас закрыта, а когда откроется, пока не ясно. Местные жители, ранее занимавшиеся челночным бизнесом, в таких условиях не смогут обеспечить объемов продаж для поддержания даже минимальной рентабельности АЗС.

— Какова сейчас ситуация с поставками топлива?

— Уверен, что никакой угрозы дефицита нет, топливом будут обеспечены все, и в первую очередь, агропредприятия в преддверии посевной кампании. Горючего и так хватало, просто теперь, в связи с форс-мажорными обстоятельствами, импортеры будут отказываться от поставок по длинным договорам. Партии станут меньше, но рынок будет насыщен.

«Снижение цен на АЗС сдерживает девальвация гривни»

— Что будет с ценами на АЗС? Нефть резко подешевела, но ценники на украинских заправках практически не изменились.

— Начну с того, что падение цен на мартовские поставки (а для розницы они, по сути, февральские) съела девальвация. Ведь курс доллара вырос с 24 до 28 грн. На апрель большинство нефтетрейдеров закладывают в цену курс 30 грн за доллар. Расчеты показывают, что в таком случае потенциал снижения розничных цен на бензин составляет 3 грн на литре, а по дизельному топливу — 2,5 грн. Если в апреле курс удержится на отметке 28 грн за доллар, то цены могут снизиться на 4,2 и 3,7 грн соответственно. Если бы не снижение курса гривни, мировое падение цен на нефть и нефтепродукты дало бы уменьшение закупочных цен в апреле на 6 грн для бензина и 5,5 грн для дизтоплива.

Хотя на самом деле не так уж важно, будет курс доллара 30 или 28 грн. Дело в том, что рассчитанное снижение должно составить 10−15% от актуальных ныне розничных цен. Но, как я уже говорил, объемы продаж по всей стране уже провалились минимум на 20%. Ситуация ухудшается с каждым днем, и к апрелю это падение будет больше 30%. Параллельно в условиях карантина растут затраты на эксплуатацию АЗС .Это индивидуальная доставка сотрудников на рабочее место, обеспечение средствами защиты, бесконечная дезинфекция помещений и прочие карантинные мероприятия. А к этому еще нужно добавить снижение выручки в кафе и магазинах АЗС, также являющейся неотъемлемой частью их доходности.

Таким образом, постоянные расходы остаются, к ним еще добавляются немалые карантинные расходы, но при этом доходы резко падают. У владельцев АЗС возникает естественный вопрос, как сохранить бизнес и людей, в нем работающих? Ответ универсальный для любого бизнеса — только за счет увеличения наценки. Если мартовский потенциал снижения цен «съела» девальвация, то сегодня экономику АЗС уже вовсю «съедает» обвал объемов продаж. В таких условиях ценовая стабильность будет очень неплохим вариантом, уж точно лучше, чем рост цен, как на другие товары. Если же государству удастся остановить девальвацию гривни, то вполне вероятно и небольшое снижение цен на заправках. Хотя в долларом эквиваленте розничные цены упадут в любом случае.

Хочу обратить внимание также на то, что такие факторы, как поставки горючего и цены, которыми живет топливный рынок в обычных условиях, сегодня отошли на второй и даже на третий план. Сейчас все операторы рынка ищут способы защитить персонал, клиентуру и все сильнее включаются в закупки товаров и услуг экстренной необходимости для нужд общества. Здесь и пригодится накопленный за последний год финансовый «жирок», — подытожил Сергей Куюн.

Джерело: Факты

В Україні одночасно високий рівень безробіття та дефіцит працівників: Гетманцев оцінив вплив мобілізації на ринок праці

п’ятниця, 26 квітень 2024, 16:30

Мобілізація є одним із факторів, що призводить до дефіциту кадрів на українському ринку праці, що посилюється високим рівнем безробіття в країні. Проте цю проблему можна вирішити - зокрема, шляхом впровадження заходів з поліпшення системи бронювання та...

Закрутять гайки: США можуть оштрафувати Росію за відмову від долара, під прицілом й інші країни. - Bloomberg

п’ятниця, 26 квітень 2024, 15:39

У разі обрання президентом США наприкінці 2024 року Дональд Трамп може запровадити штрафні санкції для країн, які відмовляються від долара. Зокрема для Росії. Можливі дії передбачають, зокрема, експортний контроль та збори за маніпулювання валютою. Про...