"Тут пойдет речь о планах по изменению принципа тарифообразования компаний, обеспечивающих поставку электроэнергии потребителям – облэнерго.
На энергорынке разгорелась нешуточная борьба в связи с планами Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) ввести с 2021 г. новую методику определения тарифов на услуги энергопоставляющих компаний (облэнерго).
Сегодня их тариф НКРЭКУ устанавливает по принципу «затраты+», согласно которому он определяется исходя из затрат компаний на предоставляемые ими услуги и нормы прибыли в размере 3%.
Однако уже несколько лет власти пытаются внедрить новое тарифообразование для облэнерго – так называемое RAB-регулирование. Нормативная база для введения RAB-тарифов была подготовлена еще в 2013 г., но фактически компании на новый порядок тарифообразования так и не перешли.
Его суть в том, что в тарифе облэнерго останутся расходы на амортизацию и операционные расходы, но вместо нынешней нормы прибыли в 3% они будут получать норму доходности на свои активы. Предполагалось ввести две нормы прибыли – на старые активы (те, которые у компаний уже есть) и на новые (те, которые они будут создавать в процессе работы по новому тарифному правилу).
Еще во время руководства НКРЭКУ Дмитрием Вовком в нормативных документах была закреплена единая норма прибыли на старые и новые активы – 12,5%, но поскольку облэнерго на RAB-регулирование не перешли, то эта норма так и осталась на бумаге.
Но в апреле этого года НКРЭКУ обнародовала проект внедрения RAB-тарифов, согласно которому предполагается устанавливать для облэнерго на уже имеющиеся у них активы норму прибыли в 1%, а на те активы, которые компании будут создавать в процессе своей дальнейшей деятельности, более высокую норму – в размере средневзвешенной стоимости капитала (WACC, Weighted Average Cost of Capital), которая составляет около 15%.
Новая методика тарифообразования, по мнению НКРЭКУ, должна стимулировать облэнерго активнее вкладывать в свое развитие, ведь чем больше новых активов они создадут, тем больше заработают. RAB-тарифы должны стимулировать облэнерго обновлять свою инфраструктуру, которая изношена уже на 80%, из-за чего потери электроэнергии в сетях достигают 11%, а облэнерго половину получаемого с потребителей тарифа тратят на покрытие убытков от потерь в сетях.
Однако в июле этого года группа депутатов во главе с Людмилой Буймистер ("Слуга народа") предложила НКРЭКУ отказаться от методики разделения активов на «старые» и «новые» и установить единую ставку доходности на уровне WACC на все активы. По ее словам, такой подход используется во многих европейских странах. Предложенный же НКРЭКУ вариант методологии депутаты раскритиковали, заявив, что его уже пытались ввести еще при премьере Николае Азарове, но он провалился.
И сейчас споры вокруг методологии нового тарифообразования – в самом разгаре. 18 августа в НКРЭКУ прошли общественные слушания по поводу внедрения RAB-тарифа, и Нацкомиссия немного уступила облэнерго, согласившись повысить норму прибыли на «старые» активы с 1% до 3%.
За введение RAB-регулирования выступает и Фонд государственного имущества, который вынашивает планы по продаже находящихся у государства пакетов акций облэнерго – у ФГИ, помимо миноритарных пакетов, есть еще и контроль над пятью облэнерго.
Депутаты во главе с Буймистер аппелируют к своей модели RAB-тарифов еще и потому, что, по их мнению, это приведет к значительному росту привлекательности госпакетов облэнерго при приватизации – при единой норме доходности на старую и новую базу активов стоимость государственных облэнерго вырастет с 2-3 млрд грн до 10-13 млрд грн.
Однако какая бы модель RAB-регулирования в итоге не была введена, это будет означать однозначное повышение тарифа услуг облэнерго для потребителей, а значит, и повышения конечного тарифа на электроэнергию. В этом году уже звучали осторожные высказывания, что тарифы на электроэнергию для населения нужно поднять, но Кабмин решил пока этого не делать.
Глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк ранее прогнозировал, что если будет принят предложенный нацкомиссией вариант «мягкого» RAB-регулирования, то тарифы на услуги облэнерго вырастут на 10%, а конечная цена электроэнергии для потребителя увеличится всего лишь на 2%.
Руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий подсчитал, что если будет введена норма доходности в 1%, то тарифы на услуги облэнерго вырастут на 7%, если на 12,5% — то на 50%, и если на 15% — то тарифы облэнерго вырастут на 58%. Также Александр Паращий отметил, что согласно предложенной НКРЭКУ модели тарифов облэнерго за первый год ее действия заработают на старых активах лишь 2 млрд грн, однако после инвестирования в новые активы их прибыль будет быстро расти.
В то же время если будет принята установленная еще ранее единая ставка доходности в 12,5% на старые и новые активы, то облэнерго уже в первый год смогут собрать с потребителей около 25 млрд грн, а если с учетом налогов – то и все 28 млрд грн. «Но эта прибыль будет уплачена из карманов потребителей», — предупредил Александр Паращий.
При этом он поставил под сомнение целесообразность единой ставки доходов на старые и новые активы, даже если за счет этого государственные облэнерго можно будет продать дороже. По подсчетам Александра Паращия, при модели RAB-тарифов от НКРЭКУ облэнерго можно будет продать за 4-6 млрд грн, а при модели нормы доходности в 12,5% на старые и новые активы – на 6-8 млрд грн дороже. «Но даже если разница в доходах от приватизации была бы целых 11 млрд грн, то стоят ли одноразовые доходы бюджета от продажи облэнерго того, чтобы все потребители должны были доплатить в пользу облэнерго до 28 млрд грн за один только год?» — сказал он.
В то же время глава энергетического комитета Верховной Рады Андрей Герус считает, что депутатский вариант RAB-регулирования приведет к тому, что с промышленных потребителей и населения будет собрано в пользу облэнерго около 30 млрд грн в год.
В Украине работает 25 облэнерго. Большая часть из них – в частной собственности. Основными владельцами компаний являются ДТЭК Рината Ахметова (владеет 94% акций «Киевоблэнерго», 70,5% акций «Донецкоблэнерго», 70% акций «Одессаоблэнерго», 76,7% акций «Днепроблэнерго»), бизнесмен Константин Григоришин (75% акций «Винницаоблэнерго», 48,8% акций «Полтаваоблэнерго», 100% акций ЛЕО («Луганское энергетическое объединение»), Игорь Коломойский (20% акций «Тернопольоблэнерго», 48,8% «Полтаваоблэнерго», 36,5% акций «Черниговоблэнерго», 34% акций «Сумыоблэнерго»). Также среди владельцев крупных пакетов акций облэнерго – компания VS Energy (55% акций «Черновцыоблэнерго», 90% акций «Херсоноблэнерго», 84% акций «Ровнооблэнерго», 91% акций «Житомироблэнерго», 83% акций «Кировоградоблэнерго»), Игорь Суркис (88% акций «Прикарпатьеоблэнерго», 89% «Львовоблэнерго»).
Кроме того, мажоритарным акционером шести облэнерго до сих пор остается государство (ему принадлежит 51% акций «Тернопольоблэнерго», 60,5% акций «Запорожьеоблэнерго», 65% акций «Харьковоблэнерго», 70% акций «Хмельницкоблэнерго», 71% акций «Черкассыоблэнерго», 70% акций «Николаевоблэнерго») и также государству принадлежит по 25% акций «Донецкоблэнерго», «Днепроблэнерго», «Черновцыоблэнерго» и «Сумыоблэнерго».
Украинское правительство уже несколько лет заявляет о необходимости окончательной приватизации принадлежащих ему пакетов акций в распределительных компаниях, однако конкурсы по их продаже до сих пор так и не проведены.
При этом финансовые результаты энергопоставляющих компаний, несмотря на однородность их бизнеса, могут очень сильно отличаться. Например, принадлежащая на паритетных началах Коломойскому и Григоришину компания «Полтаваоблэнерго» за 2019 г. получила 271 млн грн убытков, а государственная «Хмельницкоблэнерго» закончила прошлый год с рекордной среди государственных облэнерго прибылью – 85,7 млн грн. У государственной компании «Николаевоблэнерго» прибыль за 2019 г. составила 30,4 млн грн, «Харьковоблэнерго» — 1,1 млн грн, «Запорожьеоблэнерго» — 0,7 млн грн, «Тернопольоблэнерго» — 0,6 млн грн."
Великі відсоткові ставки в банках Росії змусили російських підприємців шукати гроші у сусідніх державах. "Сбербанк" запропонував російським компаніям брати кредити в Білорусі, де працює дочірній банк. Про це пише The Moscow Times, передають Патріоти Ук...
Представники Болгарії та Румунії вимагають захисту від імпорту дешевого меду з України. Від занизької закупівельної ціни на мед страждають і самі українські пасічники. За їхніми словами, відвантажувати продукт оптовикам восени-2024 доводиться від 55 гр...